Анализ конкурентного положения ООО "Росгосстрах"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:59, дипломная работа

Краткое описание

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выжи­вать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жест­кой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компа­нии, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, ко­торая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении[1]. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потен­циала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.

Файлы: 1 файл

Конкуренция Росгосстрах.doc

— 709.00 Кб (Скачать)

Малые   предприятия   (венчурные   проекты)    также    нуждаются    в Государственной    поддержке.    Источником    частных    инвестиций для предпринимателя, решившего  начать  свое  дело,  могут  служить  только  его родственники и друзья (непрофессиональные инвесторы). Наши граждане вряд  ли располагают достаточным объемом свободных денежных  средств,  которые  могут быть ими инвестированы в совместный риск даже с близкими людьми.  Отсутствие ликвидного  обеспечения  делает  также  невозможным   получение   банковских кредитов для подавляющего большинства малых предприятий.  Для  решения  этих проблем практически во всех  странах  существуют  государственные  агентства или  фонды  поддержки   малого   бизнеса.   Эти   организации   обеспечивают финансирование малого бизнеса на первом,  наиболее  рискованном,  этапе  его деятельности.  Малый,  особенно  высокотехнологичный,   бизнес   не   должен рассматриваться  в  отрыве от проблем   большой   промышленности.   Малые инновационные предприятия в перспективе могут оказаться  зародышами  ведущих промышленных корпораций.

Оборонные предприятия  вынуждены  сегодня  предпринимать  действия  по выделению, где это возможно,  гражданской  части  производства  в  отдельные юридические лица и обеспечивать финансирование  этой  части  предприятий  на коммерческой основе посредством эмиссии  акций  или  получения  коммерческих кредитов. Те же предприятия, которые  вследствие  технологических  и  других ограничений не в состоянии отделить производство  гражданской  продукции  от военной,  могут  рассчитывать,  и  справедливо,  только  на  государственную поддержку.

Предприятия, получившие в  наследство   избыточную   инфраструктуру, которая не может быть эффективно ими использована в  существующих  условиях, не могут рассчитывать ни на получение займов, ни на  частные  инвестиции.  В то  же  время,  эти  предприятия  могут  представлять  огромное   социальное значение для региона и ни при каких обстоятельствах не могут  быть  закрыты.[44]

Однако  это  не  означает,  что  Государство  должно   принимать   на   себя ответственность в финансировании   производственной   программы   такого предприятия. В данном случае Государство обязано  обеспечить  реформирование такого предприятия. Например, посредством оказания помощи по  привлечению  и финансированию услуг  консультантов  по  разработке  и  реализации  программ реструктуризации.

Научно-исследовательские предприятия, действующие   в   прикладных областях, могут  рассчитывать на коммерческое финансирование со стороны венчурных банков и фондов, а также корпораций, заинтересованных в результатах их  исследований. Однако если  научные разработки этих предприятий имеют стратегическое значение  для   национальных   интересов страны, то такого рода исследования должны  быть,  безусловно,  поддержаны государством без   привлечения   посторонних,   тем   более   иностранных, инвесторов.

Следует учитывать, что структура капитала предприятия состоит  как  из заемных, так и из собственных средств. При этом соотношение  собственного  и заемного капитала существенно влияет на уровень дохода  частных  инвесторов, как  российских,  так   и   иностранных. Частные   инвесторы,   финансируя предприятие, берут на себя коммерческие риски. В  то  же  время  государство может выступить  гарантом  перед  банком  по  финансированию  заемной  части капитала при условии, что акции предприятия будут  размещены  среди  частных инвесторов. То есть гарантия вступит в силу  при  условии  размещения  акций предприятия  среди  частных  инвесторов.  Учитывая,   что   профессиональные инвесторы обычно очень глубоко и  серьезно  изучают  объект  инвестирования, такой способ государственной поддержки может быть достаточно  эффективным  и обеспечит возвратность средств.

Разрабатывая меры государственной поддержки, необходимо  обратиться  к опыту других стран. Например, в Бразилии  государство  финансировало работы консультантов по управлению, которые по поручению правительства обеспечивали профессиональную поддержку процессов    реформирования предприятий.  Большинство  из   предприятий,   прошедших   реструктуризацию, восстанавливают платежеспособность, увеличивают свою стоимость за период  от 15  до   20   месяцев.   Безусловно,   реформированные   предприятия   более привлекательны для частных инвесторов, чем те, что находятся в  депрессивном состоянии. Это одна из  важнейших  причин  низкой  активности  инвесторов  в России.  Они  просто  не  могут  найти  эффективно  функционирующий  бизнес, который сегодня в состоянии приносить инвесторам доход. Никто, в  том  числе и инвесторы, не желает выполнять  за  нас  "черную  работу"  по  превращению предприятий из источников проблем в источник доходов.[45]

 

 

1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг

 

Качество товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию,  как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности товаров и услуг является цена. Цена товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.[46]

Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

Факторы, влияющие на определение цены товара:

      совокупные издержки производства;

      затраты общественного труда;

      качество товара;

      функции и свойства товара;

      квалификация персонала;

      технологический уровень производства;

      налоговое законодательство страны;

      затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;

      затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара;

      упаковка товара;

      известность фирмы;

      уровень сервисного и гарантийного обслуживания;

      маркетинговая деятельность фирмы;

      спрос и предложение на данную продукцию;

      торговая наценка фирмы.

При выборе стратегии ценообразования фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке.

В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробнее.

Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, фирма может еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.[47]

Максимизация текущей прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.[48]

Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.

Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка.

Скажем, в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 10 до 15%. С учетом этой цели она будет формировать и цену, и свой комплекс маркетинга.

Завоевание лидерства по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.

Следующий фактор, оказывающий большое влияние на конкурентоспособность товаров и услуг – это уровень квалификации персонала и менеджмента.

Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка.

Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.

Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый – повышение квалификации существующих управляющих и второй – замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка.

Более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства:

руководитель высшего звена предприятия не имеет возможности оставить предприятие на длительный период времени; базовый уровень образования руководителей предприятий высок, и это определяет их способность быстро и легко осваивать новые знания и навыки. Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей предприятий может осуществляться преимущественно двумя способами: во-первых, это интенсивные, практически ориентированные учебные курсы (тренинги), во-вторых, - обучение в процессе реформирования предприятия при содействии профессиональных консультантов по управлению.

Важными условиями для решения проблемы эффективного менеджмента и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой – системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.

Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой – создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.[49]

Большинство российских предприятий используют только 15 – 35%, имеющихся в распоряжении производственных мощностей. Для таких предприятий приобретение нового технологического оборудования, несмотря на высокий моральный и материальный износ основных фондов, далеко не всегда является первоочередной задачей. Фактически, эти предприятия переинвестированы. В первую очередь необходимо обеспечить эффективное использование тех активов, которыми предприятие располагает сегодня. Повышение продуктивности посредством сокращения затрат и увеличения объема продаж в большинстве случаев обеспечивает восстановление платежеспособности предприятия без дополнительных капитальных вложений. Проблема приведения активов предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами обычно решается посредством реструктурирования предприятия.

Следующий, не фактор, определяющий конкурентоспособность предприятий – доступность коммерческих источников финансирования.

Доступность коммерческих источников финансирования. Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реальны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование, особенно в условиях дефицита бюджета, вряд ли может быть доступно многим. В мировой практике даже в развитых странах, обладающих существенными бюджетными возможностями, вряд ли можно найти промышленное предприятие, которое обеспечило себе финансирование исключительно посредством заемных средств. Все наиболее значимые промышленные корпорации, лидирующие на рынке, котируют свои акции на бирже и считают это величайшим благом. Таким образом, наиболее реальным и, более того, единственно возможным источником финансирования сегодня является размещение ценных бумаг, а точнее - частное размещение.[50]

Информация о работе Анализ конкурентного положения ООО "Росгосстрах"