Анализ конкурентного положения ООО "Росгосстрах"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:59, дипломная работа

Краткое описание

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выжи­вать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жест­кой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компа­нии, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, ко­торая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении[1]. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потен­циала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.

Файлы: 1 файл

Конкуренция Росгосстрах.doc

— 709.00 Кб (Скачать)

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству.

Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.

3. Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить.[11]

Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

            понимание нужд потребителя и тенденции их развития;

            знание поведения и возможностей конкурентов;

            знание состояния и тенденций развития рынка;

            знание окружающей среды и ее тенденций;

            умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от  конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше  по  сравнению  с аналогами — продукцией и услугами других  фирм.  В  чем  же  сущность  этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую  относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся  проблема  заключается  в  правильном   определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров.

Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и  тогда (нередкий случай) оценка  конкурентоспособности  подменяется  сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика  же  мирового рынка наглядно доказывает неверность такого  подхода. Более того,  исследования многих товарных  рынков  однозначно  показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.[12]

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса  товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя.  Наконец, и третья отражает все то, что может быть приятно  или  неприятно  потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия  по  рекламе  особо  выделяют  материал, связанный с рекламой  в  малограмотной  или  интеллектуально   неразвитой аудитории.

3. Как известно, каждый  рынок  характеризуется  "своим"  покупателем.

Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной  с конкретным рынком, конкурентоспособности.[13]

О чем говорит практика? Коль сформирован определенный общий взгляд  на конкурентоспособность, попробуем обратиться к разбору практического примера. Возможно, он в чем-то обогатит общее определение, а вкупе со  всем тем, что мы уже знаем, позволит составить достаточно полное  представление об обсуждаемом предмете.

В ожесточенной борьбе американских и японских производителей почти на всех рынках передовых технологий позиции японцев пока выглядят предпочтительнее. За счет чего? Почти единодушный ответ  в  70-е  годы  был таким:  цена  и  качество.  Но  уже  десятилетие  назад  уровень  сбытовой, рекламной и сервисной культуры японских фирм стал  привлекать  все  большее внимание маркетологов всего мира. А  сегодня  уже  говорят  и  о том, что "философия качества", характерная для японцев,  становится  лишь  составной частью формирующейся ныне их собственной "философии обслуживания". Все  это более или менее совпадает с основными позициями,  отмечавшимися ранее. Но вот что интересно: ряд американских исследователей и  бизнесменов  давно  и упорно  говорят о  том,  что  Япония  быстрее  сформировала  путем  умелой пропаганды мнение о высочайшем качестве своих товаров, нежели действительно показывает его на практике.

Даже допуская здесь значительную долю  преувеличения  и уязвленного самолюбия, заметим, что в целом "имидж страны" дает ощутимую прибавку к конкурентоспособности ее товаров.

Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для  них  конкурентоспособность стала поэтому  просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента  в целом  и маркетинга в частности.  Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить.

Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

   понимание нужд потребителя и тенденций их развития;

   знание поведения и возможностей конкурентов;

   знание состояния и тенденций развития рынка;

   знание окружающей среды и ее тенденций;

   умение создать такой товар и так довести его до потребителя,

   чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Чтобы создать конкурентоспособное  предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для  чего  это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно  использовать  в  конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить  на развитие тех сторон, которые выгодно  отличают  вас  от  потенциальных  или реальных конкурентов. Недаром  многие  ведущие  фирмы  сформулировали  свои сравнительные  преимущества  в  виде  лозунгов,  правил,   которым   должны следовать все ее работники.[14]

Ведущие компании мира своим успехом обязаны именно этому. Всемирно известный  "Роллс-Ройс" — производитель автомобилей класса "люкс", предназначенных исключительно для элиты по всем своим параметрам:  от шикарной отделки салона до надежной работы двигателя,  собранного  вручную.

"Феррари" знаменита высокими скоростными качествами и  техническим  уровнем своих автомобилей. "Тойота" — законодательница мод в автомобильном  бизнесе благодаря высокой надежности своих малолитражек. Лозунг фирмы:  "Тойота"  — автомобили без дефектов!"       Четкая ориентация на свои сравнительные  преимущества  в  конкуренции, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и  вне  его  предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих   и   инженерных   подразделений,   подходы   к   разработке хозяйственной стратегии.

Преимуществом  "Хьюлетт-Паккард"  всегда  была  опора  на  новые  виды продукции, на собственные патенты, обеспечивающие фирме исключительность.

Конкуренция по линии нововведений путем производства таких  изделий, каких никто больше создать не может, предопределила  формирование и развитие в рамках компании мощных подразделений и служб НИОКР. Вопреки расхожему мнению продукция ИБМ далеко не всегда  опережала  по  своему  техническому уровню или качеству изделия основных конкурентов. Однако за  счет  лучшего технического обслуживания своих компьютеров и  внесения  в  их  конструкцию изменений, намного облегчающих ремонт,  ИБМ  удавалось  многие  десятилетия успешно вести конкуренцию. Девиз компании:  "ИБМ — это лучшее в мире обслуживание!"  Точно также "Катерпиллер" завоевал репутацию фирмы, выпускающей самые надежные тракторы и грузовики, не только благодаря их совершенной  конструкции, но и путем создания первоклассной системы снабжения потребителей запасными частями. Недаром ее лозунг: "Катерпиллер" — гарантия поставки запчастей в любую  точку земного  шара в  течение  48 часов!"

Если можно коротко дать ответ  на  вопрос о том,  как  создать  на предприятии производство мирового класса, он звучал бы так: для этого  надо стать лучшим в мире в избранной отрасли или на рынке, на который работаете, хотя бы по одному важному  аспекту  производственной  деятельности.  А  для этого надо, в свою очередь, ответить на вопрос: в  чем  должны  или  в  чем могут состоять сравнительные преимущества вашего предприятия в конкурентной борьбе,  на  какие  аспекты  производства  или  хозяйственной  деятельности надлежит  обратить  внимание   в   первую   очередь   (например,   издержки производства и цена, качество,  надежность,  технический  уровень,  уровень обслуживания, гибкость производства и т.п.).

В  целом  можно  выделить   четыре   основных   уровня   или   степени конкурентоспособности предприятия. Руководство предприятия  первого  уровня рассматривает организацию управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители видят только в том, чтобы давать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. Они настолько  уверены в совершенстве конструкции или техническом уровне своей продукции, в явных преимуществах ее  по сравнению с изделиями  конкурентов, в мощи своих сбытовых подразделений  и  службы  маркетинга, что  готовы осчастливить покупателя, лишь поставляя заявленные в рекламе товары. Любые дополнительные улучшения  на  производстве  или  в  управлении   считаются излишеством.[15]

Хотя такой  подход  в  высшей  степени наивен, он  может принести предприятию успех, если оно сумеет найти на рынке нишу, которая убережет от немедленной конкуренции. Но  как  только  предприятие  или  фирма  начинают расти, увеличивать масштабы своего производства, может случиться следующее: предприятие перерастет нишу рынка, на  которую  первоначально  работало,  и вступит в конкуренцию  на  другом  его сегменте  или  первоначальная ниша разовьется в растущий рынок и станет привлекательной для других производителей.  Тут  уже одним умением просто выпускать  продукцию  не обойдешься. Нужно позаботиться о  получении сравнительных  преимуществ,  о том, чтобы превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области  цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня  обслуживания  и т. п.

Поэтому компании  второго  уровня   (степени)   конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы "внешне нейтральными". Это означает, что  предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным  их  основными  конкурентами.   Они   стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих  предприятий  отрасли  и  использовать у себя, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты. Они следуют тем же принципам  и подходам в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов и внутрипроизводственных  заделов,  устанавливают  такие  же   по   характеру отношения с работниками на своем производстве.  Мало  того,  они  стремятся пригласить к себе на работу, если понадобится, управляющих и специалистов, особенно инженерно-технических  работников,  из  других  компаний  этой  же отрасли, полагаясь в основном на их квалификацию и чисто профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или  производства.  И некоторые  компании  неизбежно  оказываются в ситуации, когда подобные стереотипы  делового  поведения,  целиком  базирующиеся на   заимствовании передового опыта, уже  не  работают,  не  прибавляют  конкурентоспособности предприятиям данной фирмы даже при незначительном  усилии  внутриотраслевой конкуренции.

Информация о работе Анализ конкурентного положения ООО "Росгосстрах"