Анализ конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов конкуренции на рынке алкогольной продукции, а так же определение конкурентной стратегии для действующего рынка данной продукции и оценка ее эффективности. Объектом исследования в данной работе является компания «Синергия» и основной ее бренд водка «Белуга», качество которой заслужило доверие у потребителя.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие конкуренции, типы, виды и методы конкурентной борьбы;
2. Провести оценку состояния рынка алкогольных напитков;
3. Дать оценку деятельности исследуемой организации и конкурентоспособности ее функций;
4. Разработать конкурентную стратегию основываясь на результаты проведенного анализа и оценить ее эффективность

Оглавление

Введение 3
1. Развитие организации в конкурентной среде 5
1.1 Конкурентное положение организации на рынке 5
1.1.1. Необходимость анализа конкурентного положения. 5
1.1.2.Информация, необходимая для анализа конкурентов 6
1.1.3.Проблемы, связанные со сбором необходимой информации. 8
1.1.4.Методики анализа конкурентного положения предприятия в отрасли. 9
1.2 Стратегия и тактика конкурентной борьбы 10
2. Характеристика предприятия 19
3. Тактика и стратегия конкурентной борьбы фирмы 24
3.1 Обзор мирового рынка сбыта водки. 24
3.2 Конкурентная среда 30
3.3 Структура конкурентной среды предприятия и ее особенности 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 419.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Российский  Государственный Социальный Университет

Институт  социального страхования, экономики  и социологии труда

Факультет бухгалтерского учёта, аудита, экономики  и социологии труда 
 

Курсовая  работа

по маркетингу

    на  тему «Анализ конкурентной среды» 

                
 

       Выполнила студентка 3 курса    

         факультета бухгалтерского учета,  аудита,

экономики и социологии труда

специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 дневного  отделения                  

Бакрылова Ирина Сергеевна 
 
 

Руководитель: доцент, к.п.н

Окнянская Алена  Аркадьевна

МОСКВА

2008

 

Содержание

 

Введение

      Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

         Ключевым  понятием, выражающим сущность  рыночных отношений является  понятие конкуренции (competition). Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами и услугами.

      В данной работе актуальным становиться  вопрос конкуренции в сфере производства алкогольных напитков на потребительском  рынке города Москвы. Важно отметить, что во многих странах Россия ассоциируется  с определенным алкогольным напитком, в связи с чем качество его должно быть на высоком уровне

          В качестве средств в конкурентной  борьбе для улучшения своих  позиций на рынке компании  используют, например, качество напитка  , цену, дизайн , ассортимент, информацию  через рекламу.

      Процесс создания и внедрения стратегий обсуждается уже много лет. Стратегическое  планирование сконцентрировано на рыночной среде, в которой осуществляет свою деятельность организация.

      Современный бизнес действует в постоянно  изменяющейся внешней среде, не существует ничего неподвижного. Сложность – важнейшая проблема, с которой сталкивается организация.

      Для успешного функционирования организации  в условиях постоянно изменяющейся окружающей ее среды, имеет смысл вести деятельность  по заранее спланированной стратегии. Только при соблюдении этого условия у компании есть вероятность, что она выживет и будет процветать.

      Стратегическое  мышление и стратегическое управление являются важнейшей стороной любой  организации. От  того, насколько  умело они осуществляются, будет, в конечном счете, зависеть результат деятельности организации: либо ее долговременный успех, либо банкротство.

      По  этому целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов конкуренции на рынке алкогольной  продукции, а так же определение конкурентной стратегии для действующего рынка данной продукции и оценка ее эффективности. Объектом исследования в данной работе является компания «Синергия» и основной ее бренд водка «Белуга», качество которой заслужило доверие у потребителя.

      Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. Изучить понятие конкуренции, типы, виды и методы конкурентной борьбы;
    2. Провести оценку состояния рынка алкогольных напитков;
    3. Дать оценку деятельности исследуемой организации и конкурентоспособности ее функций;
    4. Разработать конкурентную стратегию основываясь на результаты проведенного анализа и оценить ее эффективность

 

1. Развитие организации в конкурентной среде

1.1 Конкурентное положение  организации на  рынке

1.1.1. Необходимость анализа конкурентного положения.

В процессе перехода к рынку, предприятия столкнулись  со многими проблемами выживания. Полный доступ к внешней среде принес не столько новые возможности, сколько  новые проблемы эффективного функционирования предприятия на рынке. К внедрению  маркетинга предприятия приходили, и по сей день приходят только вследствие бедственного положения со сбытом собственной продукции. Это характерно для большинства отечественных предприятий. Причем зачастую, вновь созданный отдел маркетинга превращается во второй отдел сбыта. Также, часто руководство не до конца осознает сущность маркетинга и привязывает зарплату специалистов отдела маркетинга к объемам продаж. И вследствие этого у маркетологов не хватает ни времени, ни значительной мотивации для постоянного и всестороннего анализа рынка. Действия руководства понятны - необходимо сбыть продукцию и получить прибыль сейчас и по максимуму, а не затрачивать время, средства и усилия специалистов для того, чтобы те проводили исследования, зачастую не приносящие быстрой и стопроцентной отдачи. Таким образом, создавая отдел маркетинга, предприятие надеется получить дополнительных потребителей и обеспечить сбыт своей продукции.

Между тем, ориентируясь исключительно на сбыт, предприятие не может полностью контролировать ситуацию. Оно «варится в собственном соку», не сознавая опасности стать аутсайдером отрасли.

Часто у руководства бытует заблуждение, что они знают своих конкурентов, им незачем постоянно отслеживать ситуацию в отрасли. Это заблуждение приводит к тому, что предприятие застывает на определенном этапе развития. Из-за того, что конкурентное положение четко не определяется, руководство начинает понимать, что что-то идет не так только после явного снижения объемов продаж. В данной ситуации, как правило, предпринимаются попытки наладить сбыт поиском все новых и новых рынков сбыта для своей продукции, тогда как ее жизненный цикл, например, вследствие развития технологии у конкурентов уже находится на стадии остаточного спроса. Или, например, нахождение нового сырья позволило конкурентам значительно снизить цены на свою продукцию. Отсюда четко прослеживается необходимость постоянного мониторинга отрасли и комплексного исследования своего конкурентного положения в ней.

1.1.2.Информация, необходимая для  анализа конкурентов

Необходимо отметить, что классический маркетинг не настаивает на углубленном исследовании конкурентов, предлагается их простое ранжирование по широте ассортимента, внешним преимуществам, характеристикам качества, ценам и системам продвижения продукции. Также используются мнения потребителей относительно продукции конкурентов, что тоже влияет на ранг конкурента.

На мой  взгляд, для российских предприятий  подобное поверхностное исследование неприемлемо. Дело в том, что ситуация на большинстве отечественных рынках чрезвычайно нестабильна и тот, кто вчера не представлял опасности, завтра может выбиться в лидеры и наоборот. Это связано со множеством особенностей и макрофакторов. Эту ситуацию можно охарактеризовать как непредсказуемость собственного положения и положения соседей на рынке.

В связи  с этим необходимо выделить проблему, которая стоит перед большинством российских маркетологов - как предугадать  изменения ситуации в отрасли  через год, через ряд лет. Для  ответа на поставленный вопрос необходимо достаточно подробное изучение конкурентов.

Всю информацию о конкурентах можно классифицировать на две группы: первичную и вторичную.

Данные, специально полученные для анализа конкретных сторон деятельности конкурента, являются первичной информацией. Основными методами сбора первичной информации являются наблюдения, опросы и эксперименты. С их помощью устанавливаются интересующие факты, количественно и качественно описываются действия конкурента. Главными источниками первичной информации о конкурентах являются как правило: каналы распределения продукции, поставщики и потребители продукции; рекламные агентства, торговые агенты, маркетинговые фирмы, обслуживающие конкурента, инженерный, торговый и управленческий персонал предприятия конкурента, специальные аналитические службы.

Основное  достоинство первичной информации: быстрота ответа на интересующие вопросы, простота последующего ее сведения в нужную форму, представление «живого» мнения о деятельности конкурента.

Недостатками  первичной информации являются: субъективность, неполнота, высокая степень недостоверности, сложность доступа и дороговизна (в случае с персоналом предприятия и специальными аналитическими службами).

Вторичная информация о конкуренте включает данные, прошедшие предварительную аналитическую обработку, цели которой, как правило, не совпадают с целями анализа. В связи с этим данная информация требует проведения дополнительных процедур выбора, ранжирования и компиляции, приводящих ее в вид, необходимый для проведения анализа. К основным источникам вторичной информации относятся: отчеты о производственно-хозяйственной деятельности, статьи о деятельности конкурента в периодической печати, справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях и проблемах его развития, включающие данные о конкуренте, публикуемые интервью управленческого персонала и руководства компании, мнения потребителей о характеристиках продукции конкурента.

1.1.3.Проблемы, связанные со сбором  необходимой информации.

Необходимо  отметить, что зачастую, для составления  картины конкуренции вышеперечисленной информации явно недостаточно. Для углубленного исследования необходима также и вторичная информация конфиденциального характера, например - объемы производства той или иной номенклатурной позиции, календарный план производства, база отгрузки предприятия - конкурента, куда входят также и описание всех его потребителей. В целом, углубленное исследование конкурента начинается с анализа финансовых показателей (данных баланса) - здесь уже можно проследить динамику развития конкурента и его относительную силу.

Всю вторичную  информацию по степени доступности  можно разделить на три группы:

  1. Открытая информация (номенклатура, цены, качественные характеристики продукции, система продвижения).
  2. Условно открытая информация (бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, рейтинг предприятия).
  3. Закрытая информация (объемы производства продукции с разбивкой по номенклатурным линиям, календарный план производства, база отгрузки, применяемые технологии).

При сборе  и анализе информации, возникает  целый ряд проблем: для первой группы характерна неполнота информации для полноценного исследования конкурентной ситуации на рынке, вторая группа зачастую характеризуется недостоверностью - отечественные предприятия склонны фальсифицировать данные балансов с целью ухода от налогов, т.е. возможна неточная оценка силы конкурента, и, наконец, третья группа характеризуется закрытостью доступа или чрезвычайной дороговизной.

Для решения  проблем недостоверности желательно собирать информацию из различных (независимых) источников, что повышает объективность получаемых результатов. Здесь хорошим способом является экспертное взвешивание источников информации по их относительной достоверности, либо по доверию источнику. Решение проблем с третьей группой информации видится в повышении финансирования маркетинга на предприятии. Как показывает практика, ни одно серьезное исследование деятельности конкурентов не обходится без использования подобной информации.

1.1.4.Методики  анализа конкурентного  положения предприятия  в отрасли.

Все методики исследования конкурентного положения предприятия принято делить на две группы.

Информация о работе Анализ конкурентной среды