Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2011 в 22:05, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Медецина".
4.Высшие корк. ф-и: локализ-я, исслед-я.
Высшие корк. ф-и явл-ся комплексными физиологич-ми и психич-ми проц-ми, основан-ми на слож функцион-х иерархич-х сис-х, включ-х в себя кору гол мозга и подкорк. стр-ры.
Выдел-т 5 высших корк ф-й: праксис(целенаправ-ые дв-я), гнозис(узнавание предметов), память, мышление и речь. Дв-е проекц-еоблости расположены в перед. центр. извилины: верх части соотв-ет нога; ср- рука; ниж- лицо, язык, гортань, глотка. Чувств-ые области распол-ся в зад центр извилины, проэкция такая же. Зрит-ая область распол-ся в затылоч-х долях,на внут поверх-ти полушарий, по краям и в глубине sulci cacarini. В каждом полуш-и представлены противополож-е поля зрения обоих глаз. Слух-я областьнаходится в височ долях, в 1ой(верх) височ извилине и в извилинах Гешля(на внут поверх-ти височ доли). Обонятел область располож-а в височ доли в girus parahippocampalis, в особен-ти в его перед отделе.
Апраксия- наруш-е целенаправ-о действия при сохран-ти его элементар дв-й. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, зажечь спичку и т.д. Выделяют
1) идеаторная апраксии - апраксия "замысла" - нарушены идея, замысел, последоват-ть дв-й, необход-х для выполн-я задачи. Больной часто производит дв-я, ненужные для достиж-я поставлен цели, не может произвести действие по словес команде, но выполняет его после подсказки или показа
2) моторная апраксии - апраксия "выполнения" - нарушена реализация действия. Больной не может произвести действие ни по словесной команде, ни по подражанию. 3) Конструктивная апраксия - больной не в состоянии сконструировать целое из частей, например, сложить фигуру из спичек, палочек, кубиков.
Агнозия- наруш-е различ видов узнавания при сохраненной рецепции. Выделяют: 1)Зрительная агнозия – наруш-е узнавания знакомых предметов, людей и т.д. Возник при пораж-и затылоч области.
2) Слух-я агнозия – наруш-е узнав-я явлений внеш мира по их хар-рным звукам (часы по тиканью, воду по журчанию). Очага в височ доле.
3)Обонят-я и вкусовая агнозия – наруш-е распознав-я запахов и вкуса. При пораж-и мед отделов височ доли.
4)Астереогноз – неузнав-е предметов при ощупывании их. При пораж-и перед отделов темен доли противопол-го полушария при сохран-ти глуб и поверх чувств-ти.
Афазия.
Речь – специфич-я человеч-я форма сознат-ой
деят-ти, служащая общению м/у людьми. Выдел:
1)импрессивную речь - восприятие и поним-е устной и письменной речи (чтение); 2)экспрессивная речь - процесс высказыв-я в виде устной речи или письма.
Речевые расстройства делят: 1)Дизартрия возник при пораж-и исполнит-го апп-та (параличах мышц языка, голос связок, мягкого неба). Речь смазанная, невнятная, язык - "тяжелый и неподвижный. Хаар-рна для бульбар-го синдрома и пораж-я XII пары. 2)Афазия - частичная или полная утрата возмож-ти использ-я слов для выраж-я мысли и общения с окруж-ми при сохран-и ф-и артикуляр-го апп-та.Виды: 1)Сенсорная– наруш-е поним-я устной речи(пораж-е зад отделов верх височ извилины (область Вернике) Больной не понимает смысла слов, не понимает и не может выполнять устные инструкции.→ его речь непонятна и сост-т из набора искажён-х слов. Обычно сочет-ся с наруш-ем чтения - алексия. 2)Моторная- наруш-е устной речи из-за потери больным речев дв-х навыков(пораж-е зад отделов ниж лоб извил (область Брока)), находящейся рядом с дв-ым корк центром м лица и языка, осущ-х речь. Поним-е речи сохранено, но отмеч-ся огранич-е словар-го запаса, они молчаливы. В сост-и эмоцион-го возбуж-я способны к автоматизым фразам, ругательствам. Обычно сопровож-ся наруш-ми письма — аграфия.3)Амнестическая афазия- наруш-е, при кот отмеч-ся изолир-ое забыв-е названий предметов при сохран-ой возможности их охарактеризовать.