Философия курс лекций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекции по по философии

Файлы: 2 файла

Философиялекции.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Философия, круг её проблем  и роль в обществе. (4 часа)

План:

  1. Мировоззрение, его сущность и структура;
  2. Предмет философии;
  3. Основные функции философии.

При рассмотрении первого  вопроса темы «Мировоззрение, его сущность и структура» необходимо исходить из того, что человек в процессе своей жизнедеятельности время от времени размышляет о тайнах мировоззрения, о судьбах мировой цивилизации, о перспективах развития человека. Многообразная тематика этих раздумий обусловлена общей ориентацией, самоопределением человека в мире, его мировоззрением.

Мировоззрение – это система обобщённых знаний о мире в целом, о месте в нём человека, о его отношении к миру.

Мировоззрение призвано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Оно выступает  как духовно – практическое явление и представляет собой сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок.

Элементами структуры мировоззрения  являются: мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропонимание  и мироотношение. Мировоззрение может быть повседневно – практическим и теоретическим, обыденным и научным, индивидуальным и общественным.

К основным историческим типам мировоззрения  относятся: мифологическое, религиозное  и философское.

Религия – это тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Мифология – тип мировоззрения, в котором различные представления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции.

Второй вопрос «Предмет философии» следует начать с уяснения того положения, что человек с давних времён стремился понять окружающий мир и своё место в нём.

Слово «философия» ( от греч. Phileo – люблю, Sophia – мудрость) означает дословно «любовь к мудрости». Существует мнение, что философ и математик античности Пифагор ( VI в. до н.э.) был первым, кто назвал себя философом.

Древнегреческий философ Платон (V в. до н.э.) употреблял термин «философия» как познание сущего. Вслед за ним Аристотель (IV в. до н.э.) считал задачей философии анализ причин вещей.

Первые философские системы  появились примерно 2,5 тысячи лет  назад. Возникновение философии  исторически совпало с возникновением научного знания. Философия сложилась  как первая историческая форма теоретического знания. Точнее, все знания, как-то отличающиеся от мифологии и религии, были названы философией.

По мере накопления специальных  научных знаний началось размежевание между отдельными областями знания. Уже в античности из единого нерасчленённого  знания произошло выделение математики, астрономии, физики, медицины и других наук.

Одновременно происходило изменение  и развитие самого философского знания. Предметом философии, в отличие от других наук, оказалась область духовной деятельности человека, в основе которой лежит осознание этой деятельности, её смысла, цели, предназначения человека в мире.

Философия – это учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления.

В философии концентрируются и получают наиболее последовательное выражение идеи, чувства, установки, и настроения, существующие в обществе. Философское размышление отвечает  глубинной потребности человека в разумном обосновании и объяснении природы, общества, человека и его размышления в их целостности и взаимообусловленности.

Философское осмысление действительности предполагает наличие двух противоположностей. Ими выступают: мир «внешний»  по отношению к сознанию человека – объективная реальность и мир «внутренний» (психическая, духовная жизнь человека) – субъективная реальность. Различные отношения двух реальностей: объективной и субъективной, объекта и субъекта пронизывают всю философию на протяжении всей её истории. Эти отношения известны как основной вопрос философии – вопрос об отношении человека к миру, сознания к бытию.

В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они разделились на два направления  – материализм и идеализм. Материалисты утверждают, что первичным является материя, а вторичным – сознание. Идеалисты первичным считают сознание, а вторичным – материю.

Как философское направление  идеализм распадается на два течения. Первое – объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) – признаёт первичным абсолютную идею, мировой разум, которые определяют всё материальное, существуя независимо от индивидуального сознания человека. Второе – субъективный идеализм (Беркли, Фихте и др.) – признаёт сознание человека («комплекс ощущений») в качестве определяющей причины всего сущего.

Философский принцип, согласно которому всё существующее едино в своей основе, имеет один источник, называется монизмом. В соответствии с решением основного вопроса философии различают материалистический и идеалистический монизм. Первый – единство мира видит в материальности. Второй – за основу всего принимает духовное начало (сознание).

В истории  философии  встречались мыслители, пытавшиеся занять промежуточную позицию. Они  признавали равноценность, независимость  двух первоначал мира: материи и  сознания. Таких философов называют дуалистами.

Рассмотрение отношения  человеку к миру, сознания к материи, порождает вопрос о том, в состоянии  ли наше мышление познать окружающий мир? Этот вопрос: познаваем ли мир и если познаваем, то в какой степени – составляет вторую сторону (часть) основного вопроса философии.

В зависимости от того, какую позицию в решении вопроса  о познаваемости мира занимают философы, они разделились на два направления. К первому, а их большинство, принадлежат сторонники познаваемости мира: материалисты и значительная часть объективных идеалистов. Среди тех, кто стоит на позициях познаваемости мира есть такие течения, как: сенсуалисты – главную роль в познавании отводящие чувственному познаванию (Локк, Кондильяк); рационалисты – главную роль отводят разуму (Декарт, Спиноза); иррационалисты – отвергают или принижают роль разума в познании (Ницше, Бергсон).

Ко второму (их меньшинство) - противники познаваемости мира: субъективные идеалисты и непоследовательные материалисты. Среди противников познаваемости мира выделяют два течения: скептицизм и агностицизм. Скептицизм – отвергает возможность достоверного знания о мире (Пиррон, Горгий). Агностицизм – полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира (Юм, Кант).

Рассматривая третий вопрос «Основные функции философии» студенту необходимо исходить из того, что философия тесно связана с жизнью людей, удовлетворяет определённые социальные потребности. Так, философия всегда выполняла и выполняет функцию универсального знания или пропедевтики (вводного курса) к универсальному знанию.

Важнейшими функциями  философии являются также:

- мировоззренческая, выражает отношение человека к миру, ориентирует его действия в духовно- практической сфере;

- гносеологическая (теоретико – познавательная), решает вопрос о познаваемости мира и достоверности знания;

- методологическая – выступает как система методов познания;

- идеологическая (социальная), влияющая на социальные отношения и взаимосвязи;

- гуманистическая, направленная на признание приоритета личности на основе общечеловеческих ценностей;

- культурно – воспитательная, способствующая формированию у человека культуры мышления и общения, ориентирующая человека на истину, добро и справедливость;

- критическая, связана с ориентацией на ценности и идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения;

- аксиологическая (ценностно – регулятивная) – заключается в оформлении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека;

- эвристическая, служит приращению научных знаний, отыскиванию путей к новым открытиям;

- прогностическая, направленная на философское осмысление перспектив развития человека, культуры и цивилизации, решения глобальных проблем.

Эти и многие другие функции  философии характеризуют её роль в обществе, в нравственно – духовном развитии человека и общества, отражают связь философской теории с практикой.

 

Основные исторические типы философии (12 часов)

План:

  1. Античная и средневековая философия;
  2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени;
  3. Немецкая классическая философия.

Приступая к изучению первого вопроса «Античная и средневековая философия» следует знать, что античная философия включает в себя философские учения Древней Греции и Древнего Рима с конца VII в. до н.э. по V в. н.э.

Первые греческие философы стремились понять природу, мир как целое – макрокосм – и проникнуть в его сущность, ставили задачу выявить единое начало всего сущего и находили его в различных материальных вещах. Так, родоначальник первой философской школы Древней Греции Фалес (ок. 624 – 547 до н.э.) таким началом считал воду, Анаксимандр (610 – 540 до н.э.) – апейрон (хаотическое первовещество), Анаксимен (588 – 525 до н.э.) – воздух, Гераклит (540 – ок. 480 до н.э.) – огонь.

Обратите внимание на то, что Гераклит выдвинул проблему текучести бытия и, тем самым, положил начало диалектическому пониманию мира. Однако он не дошёл до разработки диалектики понятий. Этот вопрос был поставлен основателем элейской школы Парменидом и его учеником Зеноном (490 – 480 до н.э.). Они утверждали, что истинное бытие едино и неподвижно, а движение противоречиво и невыразимо в понятиях.

Важное значение для развития античной философии (и последующей) имело  атомистическое учение Левкиппа и Демокрита (460 – 370 до н.э.), учивших, что всё состоит из атомов и пустоты.

Впервые проблемы антропологии (от греч. «антропос» - человек, «логос» - учение, наука) рассматривает Сократ (470 – 399 до н.э.). На основе принципа: «Познай самого себя» - он ставит задачу понять сущность человека через его деятельность в сфере нравственного поведения. Он считает, что в основе деятельности лежат всеобщие идеальные понятия, для обнаружения которых разрабатывает диалектический вопросно – ответный метод – метод беседы с целью побудить собеседника самому найти истину.

Вершиной античной философии являются философские системы Платона и Аристотеля.

Платон (427 – 347 до н.э.) – основоположник объективного идеализма – учил, что в основе мира лежат абсолютные идеи (эйдосы), производным от которых является мир чувственных вещей.

Идеи представляют некое божественное царство, в котором до рождения пребывают бессмертные души людей, созерцая истинно сущее. Соединяясь с телом, душа забывает то, что созерцала на небе. В процессе жизни, воспринимая материальные предметы, душа вспоминает то, что видела в мире идей.

Платон, как и Сократ, разрабатывает  диалектический метод познания. Обратите внимание на общественно – политические идеи и учение о совершенном государстве  Платона.

Величайшим среди древнегреческих  мыслителей был Аристотель (384 – 322 до н.э.), ученик Платона, учёный энциклопедист, основатель логики, воспитатель Александра Македонского.

Полагая, что идея как сущность вещи не может находиться вне самой  вещи, он подверг критике учение Платона за отрыв идей от вещей. Вещь есть единство материи и формы, и возникает благодаря действию причины. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Лестница форм ведёт нас к высшей форме  или «форме форм» - эта предельная форма есть Бог – неподвижный перводвигатель.

Аристотель продолжает развивать учение о государстве и человеке, понимая человека как общественное и политическое существо.

Аристотелем завершается расцвет  древнегреческой философии, после которого начинается период её кризиса (I – V вв. н.э.). В этот период возникают и получают развитие три философских направления: скептицизм, стоицизм и эпикуреизм.

Средневековая философия охватывает исторический период со II по XIV вв. и представляет собой совокупность религиозно – философских учений.

В этот период господствующей становится религиозная идеология. В соответствии с христианским вероучением мир рассматривается как творение Бога. Человек есть также творение Бога, а его сущность состоит в его духовности.

Средневековая философия выдвинула  проблему об отношении Бога к сотворённому им миру, задачу рационального обоснования веры, рассматривала знания как божественное откровение.

Большое место в философии занимал  вопрос о соотношении всеобщих понятий  и эмпирических предметов. Номиналисты (от лат. «номена» - имена) считали, что существуют только отдельные вещи. Реалисты (от лат. «реалис» - вещественный) учили, что общие понятия первичны и существуют независимо от отдельных вещей. Концептуалисты полагали, что общие понятия не существуют независимо от отдельных вещей, а являются специфическими формами познания действительности.

лекции по философия.doc

— 427.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Философия курс лекций