Философия курс лекций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекции по по философии

Файлы: 2 файла

Философиялекции.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

В дальнейшем, начатый ими спор проходил как спор между рационалистами и эмпириками.

Центральной фигурой этого периода  – времени расцвета схоластики (от  греч. «схола» - школа) был Фома Аквинский (1225 – 1274). На его учение следует обратить особое внимание, ибо его философия – томизм (от лат. «Фома» - Тома) стала идеологической доктриной католицизма.

Фома Аквинский стремился обосновать вопрос о гармонии веры и разума, вывести бытие Бога из бытия вещей, предложил идею потенциального (возможного) и актуального (действительного) бытия. В антропологии Фома Аквинский исходил из представления о личности как единстве души и тела.

Средневековая философия, в силу её религиозности и схоластичности, была догматична и консервативна, и  к концу XIV в. уже не удовлетворяла запросы общественного развития. На смену ей пришла философия Возрождения.

При рассмотрении второго  вопроса «Философии эпохи Возрождения и Нового времени» следует исходить из того, что эпоха Возрождения – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы с XV до начала XVII веков.

Отличительные черты  эпохи Возрождения таковы:

  1. обращение к культурному наследию античности, его возрождение (отсюда и название);
  2. борьба против церкви и утверждение светской культуры.

В философии начало Возрождения  связано с именами итальянского философа Марсилио Фичино и немецкого кардинала Николая Кузанского.

Фичино (1422 – 1495) существовавшие раньше религии рассматривает как ступени развития «всеобщей религии», наделяет человека способностью к познанию мира, защищает земную красоту, созерцание которой рассматривает как высшую ступень познавательной деятельности. Кузанский (1401 – 1464) знаменит тем, что открыл принцип совпадения противоположностей – максимума и минимума, явился родоначальником новой европейской диалектики и своим учением разрушил античное и средневековое представление о космосе как о    чём-то конечном.

Для творчества представителей Возрождения характерны вера в безграничные возможности человека, резкое отрицание  схоластики и аскетизма, и утверждение  раскрепощённой, гармонической, творческой личности. В философии утверждается пантеизм (от греч. «пан» - все, «теос» - Бог), отождествляющий Бога с природой, миром в целом.

Революционный переворот  в мировоззрении эпохи Возрождения  связан с открытиями: польского астронома Николая Коперника (1473 – 1543) гелиоцентрической системы ; итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548 – 1600), выдвинувшего идею о бесконечности вселенной и множественности миров; итальянского учёного Галилео Галилея (1564 – 1642), заложившего основы экспериментально – математического естествознания, стремившегося отделить науку от религии.

Если геоцентризм, господствовавший ранее, исходил из положения о  том, что видимое тождественно действительному, то гелиоцентризм, разработанный этими  мыслителями, выдвигает новое положение  – видимое – это только искажённое отражение скрытой за явлениями  сущности. Этот новый принцип стал теоретико-познавательным методом всей классической науки.

В области социально  – политических учений Возрождения  проявился в развитии теории государства  и утопических социалистических идей. Итальянский историк Николо Макиавелли (1469 – 1527) и французский социолог Жан Боден (1530 – 1596) обосновывают учение о централизованном государстве, которое рассматривают как главное орудие в борьбе против гегемонии церкви.

Социалистические утопические  идеи о построении общества без эксплуатации развивают: английский гуманист Томас Мор (1479 – 1555), итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), немецкий реформатор Томас Мюнцер (1490 – 1525).

Приступая к изучению философии Нового времени, обратите внимание на то, что в этот период происходит переход к крупной машинной индустрии и связанное с этим изменение социально – экономических отношений. Наука становится символом Нового времени. Опираясь на науку, философия ставит задачу увеличения власти общества над природой и интеллектуального совершенствования человека.

Развивающаяся наука  потребовала новой методологии  познания, которую разработали творцы новой философии Ф.Бэкон, Р.Декарт и Б.Спиноза. В философии получают развитие два направления в теории познания: сенсуализм и рационализм.

Родоначальником философии и опытной науки Нового времени стал Френсис Бэкон (1561 – 1626). Пытаясь раскрыть причины схоластических заблуждений и расчистить почву для новой науки, он проделал огромную работу по «великому восстановлению наук».

Свой замысел он воплотил в индуктивном методе получения знаний (следовании от частного к общему), разработанном в «Новом органоне».

На пути познания природы  имеются препятствия – это  засорённость сознания людей «идолами» (или призраками), искажёнными образами действительности и ложными представлениями. Ф.Бэкон выделил четыре вида «идолов».

Бэкон возродил материализм, получивший своё начало в античности. Материю он рассматривал как активное начало, неотъемлемое от движения.

Если Бэкон разрабатывал методы опытного, эмпирического исследования, то Рене Декарт (1596 – 1650) стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рационализма (от лат. «рационалис» - разумный, обоснованный), признающего единственным источником достоверного знания разум.

Основным методом познания Декарт считал дедукцию, т.е. следование от общего к частному. В познании он считал необходимым сомневаться. На основе сомнения и дедукции, считал он, можно получить истинный метод познания.

Декарт полагал, что  в человеческом познании имеется  ряд врождённых идей, в первую очередь, идея Бога.

Основная черта философии  Декарта – дуализм души и тела. Существуют независимо друг от друга две субстанции: материальная и духовная.

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) преодолел дуализм Декарта. Он доказывал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую субстанцию, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве.

Как рационалист, он считал, что в самом разуме заключено  соответствие образуемых идей с сущностью  познаваемых вещей. Критерием истины для него является разум. Универсальным методом познания для Спинозы выступает математика, точнее геометрия.

Дальнейшее развитие философии Нового времени шло  по двум линиям. Первая: Ф.Бэкон – Дж.Локк – французские материалисты XVIII в. – сенсуализм Дж.Беркли и Д.Юма – Л.Фейербах. Вторая: Р.Декарт – Б.Спиноза – Г. Лейбниц – классическая философия – русская и украинская философия.

Обратите также внимание на французскую философию кануна революции 1789 -1794 годов, которая представляла собой широкое и мощное движение под названием Просвещение. Философия Просвещения не была однородной. Наиболее радиальная часть просветителей стояли на позициях материализма и атеизма: П.Гольбах, К.Гельвеций, Ж.Ламетри, Д.Дидро. Менее радикальные: Ш.Монтескье, М.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и другие – стояли на позициях идеализма и деизма. Деизм (от лат. «деус» - Бог), допускал существование Бога как первопричины мира, отрицал его последующее вмешательство в природные и социальные процессы.

Французская философия  дала научно – материалистическое объяснение мира, подвергла критическому анализу религию, отстаивала свободомыслие.

При изучении третьего вопроса «Немецкая классическая философия» следует знать, что в конце XVIII – первой половине XIX вв. немецкими мыслителями был создан преемственный ряд философских систем, которые принято называть классической философией. Её основными чертами были: а) возрождение диалектики; б) критика обыденной (рассудочной) философии); в) стремление представить философию как систему научного знания.

Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант (1724 – 1804). В первоначальный период своей деятельности в так называемый «докритический» период (до 70-х годов) Кант занимался преимущественно естественно – научными проблемами. Он обосновал зависимость морских приливов и отливов от положения Луны, разработал гипотезу о происхождении Солнечной системы из газовой туманности (впоследствии получившей название гипотезы Ката – Лапласа).

В «критический» период (с начала 70-х годов) Кант переосмысливает  предшествовавшую теорию познания и роль человека как субъекта познания. Основная черта этого периода – агностицизм. Познаваемый мир Кант делит на явления (это вещи, как они существуют в сознании) и «вещи в себе» (это вещи, как они существуют сами по себе). «Вещи в себе» воздействуют на органы чувств, вызывают ощущения, но ощущения и даже суждения не дают человеку достоверного знания о «вещи в себе».

Наше мышление стремится  достичь абсолютного знания о  «вещи в себе», но не может выйти  за пределы явлений, которые формируют  наше сознание, не может выйти за пределы опыта. Оно впадает в антиномию – неразрешимое противоречие – так как оказывается можно доказать, что человек обладает свободой и не обладает ею, что мир конечен и бесконечен, что существует  первопричина (Бог) и не существует её.

Кроме опытного мира, мира данного нам в чувствах, есть ещё  второй мир – мир свободы, познаваемый практическим разумом. Кант учит, что человек обладает автономной волей. Под давлением силы воли практический разум руководит поступками человека в обществе. Эти поступки подчиняются нравственным законам и предъявляют к человеку определённые категорические требования (у Канта – категорический императив – от лат. требование, приказ). Они гласят: Поступай так, чтобы твоё поведение могло стать всеобщим законом. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаёшь форму, характер взаимных отношений.

Как видим, Кант обосновал  новое учение о человеке и познании, но разделил мир природы и мир человека, в которых действуют свои законы и которые находятся в противоречии.

Эти противоречия в учении Канта пытались преодолеть. И.Фихте (1762 – 1814) и Ф.Шеллинг (1775 – 1854). Но удалось их преодолеть только Г.Гегелю (1770 – 1831).

Своей главной задачей Гегель считал создание диалектики как науки, как системы и как Логики. Для этого ему понадобилось охватить все знания и всю человеческую культуру в их развитии, критически переработать их и создать сложную философскую систему, а развитие мира представить как развитие абсолютной идеи (духа).

Философская система  Гегеля начинается с учения о логике. Вопрос о логике он решает с позиции  идеализма. Логика в целом включает объективную логику (учение о бытии  и сущности) и субъективную логику (учение о понятии).

Объективная логика –  это логика до природного мира, находящегося в состоянии до сотворения мира Богом. Это есть абсолютная идея. Бог и абсолютная идея тождественны как первопричины, но в то же время они различны в своём состоянии. Бог всегда равен самому себе, тогда как абсолютная идея непрерывно развивается от абстрактных и бедных по содержания определений к определениям более полным и конкретным.

Объективная логика в  своём развитии проходит чётко определённые ступени, которыми является иерархическая цепь Категорий.

После этого в дело вступает субъективная логика (учение о понятии). Она проделывает тот  же путь при помощи понятий, суждений и умозаключений, и одновременно отражает историю практического  движения культуры, в процессе которой человек осваивает (познаёт) мир.

Так саморазвитие идеи приводит логику к конечному пункту движения, в результате чего возникает природа. Но понятие природы у Гегеля необычно. Природа – это инобытие, т.е. иная форма бытия идеи. Смысл и значение природы в том, чтобы опосредовать собою божественный и человеческий дух в их развитии – развёртывании.

Целью диалектического  развития абсолютной идеи является осознание  и абсолютное познание своего собственного пути. Это осознание должно протекать в форме, которая соответствует содержанию идеи. Двигаясь к абсолютному самопониманию, дух сам находит для себя необходимые формы – это созерцание, представление и понятийное мышление, которые одновременно являются и ступенями самопознания духа.

На ступени созерцания дух предстаёт в виде искусства, на ступени представления в виде религии и на высшей ступени в виде философии. Философия – это вершина мировой истории и культуры и конечная стадия самопознания – это абсолютная истина.

Грандиозная философская  работа, проделанная Гегелем, привела к выводу о разумности мира, который он выразил в афоризме: «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно». При этом, в процессе разумного развития идеи преодолевается зло и несовершенство мира.

Философия Гегеля имела огромное значение для последующего развития духовной культуры Европы. Но философское постижение мира не имеет предела. И гегелевская философия была не только развита дальше, но и подвергнута критике.

Л.Фейербах (1804 – 1872) своё творчество направил на критику христианской религии, идеализма Гегеля и утверждение антропологического материализма. Он считал, что для религии и идеализма общей основой является абсолютизация человеческого мышления, противопоставления его человеку и превращение в самостоятельно существующую сущность.

Корни и тайна религии  и идеализма на земле, человек  как родовое существо в своей  деятельности лишь опосредованно связан с идеей, с общим, которое преобладает  над единичным. Люди не понимают, что  эти общие идеи есть их же творение и приписывают им сверхъестественные свойства, превращая их в абсолютную идею Бога.

Чтобы преодолеть такое  понимание идеи, нужно понять человека как единственное земное существо с  его мышлением. И предметом философии  должны быть не дух и не природа, а человек.

лекции по философия.doc

— 427.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Философия курс лекций