Философия курс лекций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекции по по философии

Файлы: 2 файла

Философиялекции.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекции по философия.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

Философское понимание  сознания. (2 часа)

 

1.Понятие и структура сознания 

2. Происхождение и сущность сознания .

3.Сознание и язык. Проблема искусственного  интеллекта.

 

   Приступая к изучению  первого вопроса «Понятие и структура сознания», важно уяснить, что человеческое сознание – явление сложное, многоплановое и многоаспектное. Оно является объектом изучения многих наук.

  Философия, используя и обобщая  достижения различных форм  познания, сосредотачивает своё внимание на анализе таких важных проблем сознания, возможности и пути его познания. Вокруг этих вопросов с древности и до наших дней ведутся ссоры, дискуссии, поиски.

   Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, считают его самостоятельной созидающей сущностью всех вещей. Дуализм (или психофизиологический  параллелизм) рассматривает сознание и тело, как независящие друг от друга начала и не видят взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.

     В отличие от идеализма  и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как её свойство. Свойство это в отличие от таких атрибутов материя как движение, пространство, время не всеобщее. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи - человеческому мозгу. Однако, осознает, мыслит не мозг как таковой, а человек обладающий мозгом, при том, человек  в единстве с системой – природной, социальной, культурной - в которую он включён как активно действующий элемент.

       Материализм исходит  из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи. Вторичность сознания рассматривается в трёх аспектах:

1) историческом (сознание как особое  свойство материи возникает на определённом этапе её эволюции); 2) психофизиологическом (сознание – функция головного мозга человека)3) гносеологическом (сознание высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью).

     Сознание имеет сложную  внутреннюю структуру включающую различные уровни и элементы своего существования. И, вместе с тем, сознание есть целостный процесс, так как все его составляющие находятся между собой в закономерных связях.

   В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция.

Так, ощущение даёт человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов.

   Воля – это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное.

     Исключительно важное  место в структуре сознания  занимает память, как способность запечатлевать, сохранять, воспроизводить информацию. Тем самым память придаёт связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.

   Эмоции - это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, смутные видения, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия).

       Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитивной способности сознания человека. Интуиция - это способность непосредственного постижения истины путём прямого его усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного “видения” (“озарения”, ”вспышки”) сознание проявляется в неожиданности решения  проблемы, в неосознаваемости путей и средств её решения, в непосредственности постижения истины. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения.

    Студенту необходимо  знать, что единство и всесторонняя  активизация названных выше и  многих других психических процессов  обеспечивают достижения истины, адекватное отражение мира.

  Во втором вопросе “Происхождение и сущность сознания” необходимо осмыслить, что сознание как свойство материи возникает на определённом этапе её эволюции. История возникновения сознания – одна из составляющих общего процесса развития материи, в ходе которого возникает и развивается жизнь, всё многообразие живой природы, а затем и мыслящий человек.

   Сознание есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи - отражение. Отражение - это изменение одного предмета другому в процессе их взаимодействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного объекта  другому в процессе их взаимодействия.

   Способность к отражению  и его характер зависит от  уровня организации материи. В  качественно различных формах  отражение проявляется в неорганическом мире, в мире растений, животных  и, наконец, у человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе - это механические деформации, физико-химические изменения.

С возникновением жизни  формируются качественно новые  формы отражения.  Простейшей формой в живой природе является раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешние или внутренние  воздействие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена  у растений и простейших животных.

   Более высокой формой биологического отражения, по сравнению с раздражимостью, являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения появляются у животных, обладающих нервной системой. На этой ступени эволюции возникают психические формы отражения, отличающиеся избирательностью и активностью. Рефлекс - это закономерная реакция организма на внешние раздражение, которая осуществляется  при участии центральной нервной системы.

   По мере мифологического  усложнения организмов в процессе  органической эволюции наряду  с безусловными (или врождёнными) рефлексами  и на их основе у животных появляются и условные (или приобретённые) рефлексы, возникает высшая нервная деятельность.

    Дальнейшее развитие  присуще материи свойства отражения  происходило у наших предков   под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее, процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества. Решающую роль в этом процессе перехода биологической  формы движения материи к социальной  принадлежит трудовой деятельности. Она способствует формированию абстрактного мышления и возникновению высших, сугубо человеческих форм отражения.

    Сознание - это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир  в идеальных (субъективных) образах.

   Сознание характеризуется  целеполаганием. Прежде чем что-нибудь  сделать, человек делает это  мысленно, в идеальной форме. Идеальное - свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях, идеалах и программах.

   Идеальное есть характеристика  сознания как противоположности  материи. В этом плане она предстаёт как субъективная реальность, противостоящая реальности объективной. В отличие от материального, обладающего свойствами вещности, пространственности, временности, идеальное обозначает непротяжённость, невещественность, содержательное сходство образа и соответствующего предмета.

    Иными словами, сознание  двуполюсно. С одной стороны, оно  опирается на материальное, имеет  его в качестве своей предпосылки   и в этом отношении оно вторично. С другой - оно устремлено на  новое  материальное опредмечиваясь и объективируясь  в новых результатах человеческой деятельности, выступает в этом плане как первичное.

    Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено  на преобразование мира и создание  нового.

Многие философы определяют сознание как величайший дар человеку, чудо из чудес мироздания, отмечая при этом, что сознание одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нём вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную и физическую) отключают сознание.

      Изучая третий  вопрос “Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта”, необходимо раскрыть сущность и значение языка как важнейшей характеристике сознания.

Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и о  самом себе, которое с помощью  слов, математических символов, образов  художественных произведений может быть передано другим людям ,в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, в частности Эмиля Бенвениста, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием её реализации. Люди постигают мысль уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся жесты и мимику .Сознательное – это событие, обработанное языковой системой мозга .

    Язык человека качественно отличается от “языка” животных (жестов ,звуков) выражающего их эмоциональное состояние, желание, потребности. «Язык» животных – это замкнутая система, предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он даёт возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нём.

   Сущность языка выражается  в основных его функциях: номинативной (способность языка называть вещи, явления); познавательной (участие в процессе познания); информативной  (способность хранить и передавать  информацию); коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях).

    Язык такой же необходимый  искусственный посредник в отношении  человека к миру,  как и орудие его преобразования – техника. Родившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посредниками – орудием труда и языком – не становиться человеком в полном смысле этого слова. В то же время сознание не исчерпывается тем, сто может быть выражено в языке, рационально усвоено.

     Напомним попутно,  что коммуникативное происхождение  сознания обуславливает способность мысленного диалога с самим собой, т.е. ведёт к появлению самосознания  (рефлексии).

     Самосознание – это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего “Я” в окружающем мире. Это способность человека посмотреть на себя  как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли мотивы поведения, интересы своё положение в обществе.

    Оно возникает под  влиянием определённых общественных  условий, которые всегда жестко  требовали от людей умения  оценивать  свои поступки, слова  и мысли с точки зрения определённых  социальных норм. Регулируя свои  действия, предусматривая их результаты,  самосознающий человек берёт на себя ответственность за них.

     Проблема сознания  и языка с появлением компьютерных  технологий  оказалась тесно связанной  с проблемой искусственного интеллекта. Мышление у животных, их “язык”- остаются на уровне элементарного мышления. У животных есть память, им свойственны зачатки анализа, синтеза и других мыслительных операций, осуществляемых на уровне предметных образов, а не понятий. У человека же сознание связано с абстрактным понятийным мышлением.

    В отличие от человека и животных “думающая” машина, обладающая так называемым искусственным интеллектом, оперирует не образами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонаучения» (самообучающиеся, самопрогаммирующиеся ЭВМ). Однако это «научение» особого рода. То, что ЭВМ, скажем, способна доказывать математические теоремы, ещё не означает её умения также играть в шахматы или решать научные проблемы.

      Студенту следует  знать, что проблема искусственного  интеллекта имеет многовековую  историю. Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путём имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвящённые искусственному интеллекту, ведутся по трём основным направлениям:

  1. воспроизводство творческих способностей человека;
  2. применение диалоговых форм  “общения” человека с компьютерными системами (например, с целью перевода формализованных текстов на естественные языки);
  3. создание робототехники, важнейшим элементом которой является искусственный интеллект.

 

В заключение отметим, что человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника всё активнее начинает выступать партнёром человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряжённый с “искусственным” усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества.

     

 

Общественное  сознание и его структура (2 часа)

 

1.Взаимосвязь общественного и  индивидуального сознания.

2. Структура общественного сознания. Идеология и общественная психология .

Информация о работе Философия курс лекций