Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция
Работа содержит лекции по по философии
Философское понимание сознания. (2 часа)
1.Понятие и структура
2. Происхождение и сущность
3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
Приступая к изучению первого вопроса «Понятие и структура сознания», важно уяснить, что человеческое сознание – явление сложное, многоплановое и многоаспектное. Оно является объектом изучения многих наук.
Философия, используя и
Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, считают его самостоятельной созидающей сущностью всех вещей. Дуализм (или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело, как независящие друг от друга начала и не видят взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.
В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как её свойство. Свойство это в отличие от таких атрибутов материя как движение, пространство, время не всеобщее. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи - человеческому мозгу. Однако, осознает, мыслит не мозг как таковой, а человек обладающий мозгом, при том, человек в единстве с системой – природной, социальной, культурной - в которую он включён как активно действующий элемент.
Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи. Вторичность сознания рассматривается в трёх аспектах:
1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определённом этапе её эволюции); 2) психофизиологическом (сознание – функция головного мозга человека)3) гносеологическом (сознание высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью).
Сознание имеет сложную внутреннюю структуру включающую различные уровни и элементы своего существования. И, вместе с тем, сознание есть целостный процесс, так как все его составляющие находятся между собой в закономерных связях.
В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция.
Так, ощущение даёт человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов.
Воля – это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное.
Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять, воспроизводить информацию. Тем самым память придаёт связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.
Эмоции - это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, смутные видения, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия).
Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитивной способности сознания человека. Интуиция - это способность непосредственного постижения истины путём прямого его усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного “видения” (“озарения”, ”вспышки”) сознание проявляется в неожиданности решения проблемы, в неосознаваемости путей и средств её решения, в непосредственности постижения истины. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения.
Студенту необходимо
знать, что единство и
Во втором вопросе “
Сознание есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи - отражение. Отражение - это изменение одного предмета другому в процессе их взаимодействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного объекта другому в процессе их взаимодействия.
Способность к отражению
и его характер зависит от
уровня организации материи. В
качественно различных формах
отражение проявляется в
С возникновением жизни формируются качественно новые формы отражения. Простейшей формой в живой природе является раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешние или внутренние воздействие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных.
Более высокой формой биологического отражения, по сравнению с раздражимостью, являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения появляются у животных, обладающих нервной системой. На этой ступени эволюции возникают психические формы отражения, отличающиеся избирательностью и активностью. Рефлекс - это закономерная реакция организма на внешние раздражение, которая осуществляется при участии центральной нервной системы.
По мере мифологического
усложнения организмов в
Дальнейшее развитие
присуще материи свойства
Сознание - это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах.
Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное - свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях, идеалах и программах.
Идеальное есть характеристика
сознания как
Иными словами, сознание
двуполюсно. С одной стороны, оно
опирается на материальное, имеет
его в качестве своей
Сознание имеет творческий,
активный характер. Оно направлено
на преобразование мира и
Многие философы определяют сознание как величайший дар человеку, чудо из чудес мироздания, отмечая при этом, что сознание одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нём вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную и физическую) отключают сознание.
Изучая третий вопрос “Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта”, необходимо раскрыть сущность и значение языка как важнейшей характеристике сознания.
Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и о самом себе, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений может быть передано другим людям ,в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, в частности Эмиля Бенвениста, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием её реализации. Люди постигают мысль уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся жесты и мимику .Сознательное – это событие, обработанное языковой системой мозга .
Язык человека качественно отличается от “языка” животных (жестов ,звуков) выражающего их эмоциональное состояние, желание, потребности. «Язык» животных – это замкнутая система, предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он даёт возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нём.
Сущность языка выражается в основных его функциях: номинативной (способность языка называть вещи, явления); познавательной (участие в процессе познания); информативной (способность хранить и передавать информацию); коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях).
Язык такой же необходимый
искусственный посредник в
Напомним попутно,
что коммуникативное
Самосознание – это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего “Я” в окружающем мире. Это способность человека посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли мотивы поведения, интересы своё положение в обществе.
Оно возникает под
влиянием определённых
Проблема сознания
и языка с появлением
В отличие от человека и животных “думающая” машина, обладающая так называемым искусственным интеллектом, оперирует не образами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонаучения» (самообучающиеся, самопрогаммирующиеся ЭВМ). Однако это «научение» особого рода. То, что ЭВМ, скажем, способна доказывать математические теоремы, ещё не означает её умения также играть в шахматы или решать научные проблемы.
Студенту следует
знать, что проблема
В заключение отметим, что человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника всё активнее начинает выступать партнёром человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряжённый с “искусственным” усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества.
Общественное сознание и его структура (2 часа)
1.Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания.
2. Структура общественного