Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция
Работа содержит лекции по по философии
Истинность любого знания оценивается по отношению к предмету, выделяемому субъектом в определенных объективных условиях. В силу этого само отношение между относительной истиной и абсолютной таково, что первая именно потому выступает как истина, что в ней содержится момент абсолютной истины; вторая - выступает в определенной степени как сумма, итог относительных истин.
То важнейшее обстоятельство, что характеристика любого образа как абсолютной истины, относительной истины или заблуждения может быть дана не вообще, а только по отношению к определенным условиям познания, к тому или иному срезу объекта, выражается в положении о конкретности истины, согласно которому абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Соответствие образа предмету устанавливается посредством практической деятельности. Практика – объективный критерий истины. Существует непосредственная и опосредованная практическая проверка истины если исследуемый предмет на деле проявляет себя именно так, как предполагалось, это значит, что наши представления о нем истинны.
ПРАКТИКА И ПОЗНАНИЕ. (2 часа)
При рассмотрении первого вопроса «Понятие деятельности и практики» следует исходить из того, что активное отношение к миру является важнейшей отличительной чертой человеческой жизнедеятельности.
Такое понимание деятельности позволяет увидеть ее принципиальное отличие от активности животных, выявить ее основные свойства, формы и структуру. Очень кратко это отличие состоит в следующем.
Во-первых, в отличие от животных, деятельность человека предполагает наличие смысла и цели, а так же продукта деятельности в виде материальных и духовных ценностей.
Во-вторых, поведение животных определяется биологической программой и генетически передается по наследству. В обществе усвоение программ деятельности осуществляется в процессе воспитания и обучения, а информация последующим поколениям передается с помощью знаковых систем (язык, письменность) и в результате социального наследования.
В-третьих, свое отношение к природе люди опосредуют через орудия тру да, создают искусственную «вторую природу» .
И, наконец, в-четвертых, деятельность носит общественный характер. Она может осуществляться только в условиях коллективной, общественной жизни людей.
Человеческая деятельность выступает как деятельность материальная, чувственная, предметным образом изменяющая окружающий мир и самого человека. Эта деятельность получила название практики.
Практика ( от греч. «практикос» - деятельный) - это предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей. Она составляет основу всей человеческой жизни и узловой пункт всех материальных и духовных ее проблем.
Категория практики является ключевой в объяснении характера человеческой жизни. В практике была выявлена единая, общая основа для всех видов человеческой жизнедеятельности. Такая основа имеет материальный источник - труд, общественное производство.
Все разновидности духовной деятельности (познавательная, нравственная, политическая и др.) так или иначе, обусловлены общественной практикой и имеют родственную с ней внутреннюю структуру.
Опосредующая роль практики в отношениях между человеком и миром (человек - природа), между людьми (человек - человек) постоянно обнаруживается в ходе исторического развития. В каждый момент этого развития результаты деятельности «фиксируются» в вещах, предметах, объектах, теориях, наследуются новыми поколениями людей.
Принцип практики дал возможность получить ответ на вопрос: каков на самом деле мир сам по себе и, практически осваивая мир, углублять представления о нем.
Студенту следует знать, что человеческие возможности практической деятельности всегда исторически ограничены.
Итак, практика - это постоянно развивающийся процесс, в котором приращиваются не только предметные богатства, но и весь накапливаемый опыт людей, который становится условием их жизни и используется как средство их последующей деятельности, их самоутверждения. Природа человека реализуется в многообразных формах его жизнедеятельности. Но человек может существовать, только вступая в практическую связь с миром.
Рассматривая второй вопрос «Структура практической деятельности» следует помнить, что практическая деятельность это объективный процесс, происходящий независимо от сознания людей, по объективным законам.
Субъектами практики могут быть отдельные индивиды, социальные группы, профессиональные слои, нации, государства и т.п. Общественно-историческое разделение труда, общественное производство и требования технологической и социальной эффективности его развития в интересах тех или иных социальных групп приводят все к большей дифференциации практической деятельности и соответственно ее субъектов.
Субъект регулирует свою деятельность, ее порядок в соответствии с определенными объективными и субъективными условиями, в соответствии с информацией об объекте. Поэтому практика есть и определенная последовательность действий для обеспечения нужного результата: знание способа, рецепта, технологии, овладение правилами предметных преобразований.
Студенту необходимо знать, что в практической деятельности объективное и субъективное, материальное и идеальное органично взаимосвязаны. Поскольку посредством деятельности человек вступает во взаимодействие с внешними предметами, его деятельность объективна. Одновременно практика включает в себя субъективный момент в виде действия, способного производить реальные изменения в объекте, на который направлена человеческая деятельность. Измененный в результате деятельности объект приобретает свойства человеческой субъективности (например, удовлетворять потребности в информации, энергии).
Являясь результатом деятельности субъекта, практика в определенной степени субъективна. Субъективная сторона практики проявляется в выборе цели и конкретных объектов, а также путей и средств реализации целей.
Цель субъективна в том смысле, что она принадлежит определенному субъекту, выражает его потребности, характер и средства деятельности. Обосновывая задачу изменения объекта, цель в этом смысле направляет практическую деятельность.
Цели, которые человек сознательно перед собой ставит - не просто плод его сознания. Цели порождаются жизнью общества, условиями жизни человека, его положением в обществе, потребностями, которые возникают в процессе его жизни.
От того, что цель поставлена, в реальном мире еще ничего не изменилось. Для того чтобы изменить окружающий мир, необходимо воздействовать на него, так как цели могут быть осуществлены только в процессе материальной деятельности, в производстве и в других формах общественной практики.
На практике осуществляется перевоплощение идеальных образов (целей), схем, моделей будущего в мир желаемых предметов, мир техники и технологий. Поэтому практика, выступая как целеполагающая деятельность, является объективным процессом. В практической деятельности могут осуществиться лишь цели, которые соответствуют объективным законам действительности. Успехи (и неудачи) в практической деятельности убедительно свидетельствуют об этом.
В структуре практической деятельности проявляется двойственная функция предметов. С одной стороны, предметы выступают как объекты, с другой - как чувственные орудия (средства) практики, как «органы чувств», обогащенные возможностями практической деятельности и вынесенные вовне в мир. Вещественные элементы практики оказываются средства и, носителями человеческих сил и способностей. Они «открыты» к накоплению информации, энергии и опыта.
Практика, направленная на освоение и преобразование внешних объектов изменяет и самого субъекта деятельности, становится формой его саморазвития. И в этом смысле, практика не только средство к жизни, а она есть подлинная сущность человека, его удвоение, внешнее, предметное воплощение того, что он есть внутри себя, реализация его внутренних возможностей.
В процессе практической деятельности субъект развивает свои потребности и способности, чувства и мышление, свои духовные творческие силы. Он выдвигает новые цели, выбирает новые объекты практики, средства их осуществления, что составляет основу его творческой деятельности в качестве продолжателя имеющегося наследия, созданного предшествующей практикой людей и поколений.
Рассматривая третий вопрос «Основные формы практической деятельности» важно знать, что обществу свойственна дифференциация практических и духовных способов деятельности.
Практическая деятельность отличается от духовной, теоретической тем, что ее предметом являются не мысленные, а реальные, чувственные объекты, которые преобразовываются в соответствии с потребностями, возникшими у людей. Она осуществляется в многообразных формах жизнедеятельности: материальное и духовное производство, общение, познание.
Формы практики отличаются друг от друга в зависимости от объекта преобразования, целей преобразования и средств деятельности. Можно назвать такие формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; социальная практика - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений; научный эксперимент.
С материальной производственной практикой органично связана социальная практика. Если материальная производственная практика есть отношение людей к природе, то социальная - отношения людей друг к другу и к самим себе.
Социальная практическая деятельность направлена на преобразование общественного бытия, результатом, которого становится не только изменение условий и форм жизнедеятельности, но изменяются и сами люди.
Особой формой практики выступает научный эксперимент - активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать те или иные свойства объективного мира. Эксперимент представляет собой чрезвычайно сложную форму практической деятельности.
Расширение границ научных исследований в современных условиях сопровождается качественными изменениями в технических средствах научных исследований. В этой связи имеет смысл кратко проанализировать такую форму практики как техническая деятельность. Она включает в себя как создание различных устройств, так и определенный уровень профессиональных навыков, умений для практического применения этих устройств.
Техническая деятельность имеет свои особые законы - законы преобразования одних предметов, видов энергии, информации в другие, в соответствии с заранее поставленной целью. Чем сложнее цели, чем больше преобразований необходимо для их осуществления, тем больше требуется способностей и особой конструкторской деятельности.
Студенту следует помнить, что значение техники и технической деятельности не сводится только к преобразованию предметной среды, в которой живет человек. Через систему общественных отношений они влияют на образ жизни и мировоззрение человека. В силу этого гуманизация научно-технического прогресса в современном мире - все более актуализируется, превращаясь в обще планетарную глобальную проблему.
Научное познание (2 часа)
1. Специфика научного познания.
При изучении первого вопроса "Специфика научного познания" следует уяснить сущность и значения науки как феномена духовной культуры.
Наука, представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на получение нового знания. Кроме того, наука - это система знаний, система социальных организаций (институтов и учреждений) и непосредственная производительная сила.
Науку характеризует относительная самостоятельность и внутренняя логика развития, способы (методы) познания и реализации идей, а также социально-психологические особенности объективно-сущностного восприятия действительности, то есть стиль научного мышления.
Непосредственными целями науки являются
исследование, описание, объяснение, предсказание
процессов и явлений
Мировоззренческим основанием науки служит материализм, идеализм, натурализм, диалектика, метафизика, агностицизм и пр.
Научная проблематика зависит от потребностей, интересов и надежд общества, от уровня развития материального производства и духовных запросов народа, от культурных традиций и политических институтов.
Специфика науки как познавательной деятельности человека характеризуется следующим составляющими: цель; конечный продукт; методы и средства получения конечного продукта; направленность на определенные объекты; системность и
обоснованность; определенная социальная направленность; тесная связь с практикой.
От всех способов освоения мира наука отличается выработкой специального языка для описания объектов исследования и процедурой доказательства истинности результатов научного поиска.
Научное познание представляет собой разновидность субъектно-объектных отношений. Оно включает в себя совокупность взглядов, идей, теорий; совокупность норм и культурных образцов устойчивого поведения и действия субъекта; совокупность научных организаций и творческих объединений; деятельность людей по адекватному отражению действительности, а также систему их взаимоотношений.