Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция
Работа содержит лекции по по философии
Изучая второй вопрос «Принципы и альтернативы диалектики», Студенту необходимо предварительно остановиться на определении понятия «принцип».
Принципы - это исходные, наиболее общие идеи, лежащие в основе познания, позволяющие объединить законы и категории той или иной научной дисциплины в единую систему знания.
Такими основополагающими
Связь - это такое отношение, при котором наличие или изменение одного объекта есть условие наличия иди изменения другого объекта. Связь - это всегда и взаимосвязь, всеобщей формой которой являются взаимодействие. Для нее характерны: объективность; всеобщность; универсальный характер.
Связь является объективной, так как существует независимо от субъекта и его сознания; всеобщей - в мире нет ни одного абсолютно изолированного объекта. При характеристике универсального характера связи следует знать, что связи могут быть классифицированы по многим основаниям: по формам движения материи, по степени общности, по глубине, характеру и т.д.
Важнейший вид связей - закон. Он фиксирует необходимые, наиболее общие, повторяющиеся, существенные связи.
Переходя к анализу развития, необходимо отметить, что оно составляет главное, основное в диалектике. Развитие - это такое изменение, при котором имеют место: поступательность; необратимость; возникновение принципиально новых качественных состояний.
Развитие имеет определенную направленность (а именно: от низшего к высшему) и процесс этот представляет собою движение по этапам в определенной последовательности.
Принцип связи и принцип развития ориентируют на то, что бы любое явление, которое познаем, или на которое воздействуем, рассматривалось, с одной стороны, как включающее в себе множество внутренних связей, с другой - как взаимосвязанное бесчисленными нитями с другими явлениями.
Из этого вытекает важнейшее
методологическое требование диалектики
- учет всех связей, сторон познаваемых
предметов, всесторонность анализа. Важнейшим
методологическим требованием принципа
развития является также требование конкретно-
исторического подхода к явлениям.
Диалектика имеет ряд
При анализе вопроса об отношении диалектики к метафизике студенту следует помнить о том, что диалектика рассматривает универсально всеобъемлющие связи, в то время как метафизика объединяет, упрощает связи, сводит все многообразие связей к наиболее простым связям одного типа, как правило, к связям механическим. (В этом смысле правомерно говорить о том, что метафизика отрицает связи).
Софистика - сознательное использование неправильных доводов и уловок, внешне выступающих как правильные, т.е. происходит вырывание отдельных несущественных связей из взаимосвязей и взаимозависимостей объективной реальности и осуществляется попытка представить их в качестве существенных, и определяющих.
Эклектика беспринципно, механически объединяет в единое целое несовместимые между собой идеи, связи и отношения, претендуя при этом на объективность и всесторонность анализа процессов и явлений.
Переходя к изучению третьего вопроса «Законы диалектики и их методологическое значение» следует знать, что основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Эти законы были сформулированы Гегелем.
При рассмотрении закона единства и борьбы противоположностей (закона диалектического противоречия), следует особое внимание обратить на то, что к категориям, посредством которых раскрывается содержание данного закона, относятся прежде всего «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие».
Тождество есть совпадение друг с другом объектов по определенным признакам. Различие - это несовпадение объектов по некоторым признакам. Противоположности - это исключающие друг друга несовпадающие признаки объекта. Отношение между противоположностями есть отношение противоречия. То есть, противоречие - это взаимное исключение предполагающих друг, друга признаков предметов и явлений.
Развитие противоречия идет путем раздвоения единого («тождества») на противоположности и взаимодействие их между собой. Возникновение предельно резких противоречий называется конфликтом. На стадии конфликта противоречия устраняются (снимаются), возникает новое тождество.
Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей говорит о том, что всем предметам и явлениям присущи внутренние противоречия, находящиеся в единстве и борьбе. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречий, к исчезновению старого и возникновению нового.
Студенту следует иметь в виду, что закон единства и борьбы противоположностей, собственно как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер и проявляется в многообразии противоречий, присущих природе, обществу и человеческому мышлению.
При изучении закона перехода количественных изменений в качественные необходимо проанализировать категории: Качество, количество, мера, скачек.
Качество представляет собой устойчивую совокупность свойств, указывающих на то, чем данная вещь является. Иными словами, данная категория отвечает на вопрос: «Каков объект?» Количество - совокупность свойств, предметов и явлений действительности, которая указывает на величину, размеры вещи, объем. Данная категория отвечает на вопрос: «Сколько?» - и характеризует объект со стороны числа его сторон, темпов развития.
Качества не существует без количества (как и количества без качества). Их единство составляет меру, которая представляет собой те количественные границы, в рамках которых существует данное качество.
При достижении границ меры происходит переход от одного качества к другому, протекающий в форме скачка (нагрев воды до определенных пределов превращает ее в пар). Скачок - это момент перехода от одного качества к другому, это перерыв постепенности, непрерывности.
Из всего многообразия скачков обычно выделяют скачки в виде взрыва, когда качество переходит в другое качество мгновенно, и медленные, когда элементы нового качества появляются постепенно.
Итак, закон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.
При завершении изучения законов диалектики, следует рассмотреть категорию отрицание. В диалектике отрицание характеризуется двумя моментами: уничтожением и сохранением.
Диалектическое отрицание - это не уничтожение предмета любым способом, а уничтожение, которое есть вместе с тем и сохранение (единство уничтожения и сохранения). Оно предполагает связь, преемственность между старым и новым. Если бы отрицание было полным, абсолютным, то не было бы развития как единого процесса.
Категория «отрицание» отражает один из моментов процесса развития, само же развитие представляет собой бесконечную цепь следующих друг за другом отрицаний. Диалектика как теория развития и метод познания устанавливает определенный порядок, повторяемость и Закономерность в следовании отрицаний, что находит свое отражение в законе отрицания отрицания.
Содержание рассматриваемого закона включает в себя следующие моменты: отрицание отрицания есть форма движения и разрешения противоречий; отрицание отрицания является выражением диалектического синтеза противоположных ступеней развития; отрицание отрицания есть завершение определенного цикла в развитии; отрицание отрицания представляет собой движение с возвратом якобы к старому.
Следовательно, закон отрицания отрицания, выражая сложный, спиралеобразный характер развития, показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов (зерно -росток -зерно).
Законы диалектики позволяют понять следующее: а) закон единства и борьбы противоположностей - почему происходит развитие, его источник и содержание; б) закон перехода количественных изменений в качественные - как происходит развитие, его механизм; в) закон отрицания отрицания - в каком направлении происходит развитие, какова связь нового со старым.
В заключение необходимо понять, что значение диалектики заключается не только и не столько в том, что она дает ответ на вопрос «что есть?» или «как протекают процессы?», но главным образом в том, что она направляет мышление и деятельность человека, составляя методологическую базу для дальнейшего познания и практического преобразования действительности.
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ (2 часа)
Изучая первый вопрос "Категории как ступени познания мира", следует обратить внимание на то, что чувственно-конкретное мышление или живое созерцание является начальной основой познания. Оно не дает сколько-нибудь важных обобщений, не отражает существенные стороны и связи предметов реального мира. Для того чтобы понять общее, выделить существенное, мышление должно перейти на новый уровень - к рациональной или абстрактно-логической форме познания. На этом уровне у людей формируются понятия, которые, во-первых, отражают объективные свойства и связи предметов и, во-вторых, являются идеальными образами этих предметов, их свойств, сторон, признаков.
Наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания называются категориями.
В основе любой науки лежит система определенных категорий. Они вырабатываются в процессе развития каждой науки и являются ее наиболее общими положениями, понятиями, ее научным фундаментом;
Философские категории значительно отличаются от категории частных наук. Категории частных наук отражают реальную действительность частично, не в полном объеме. Например, категории физики не отражают органическую жизнь во всей ее полноте.
Другое дело категории философии. Будучи универсальными, эти категории отражают всеобщие свойства, связи предметов и явлений, т.е. такие, которые присущи всем явлениям, предметам реального мира и познания без исключения. Будучи познанными, эти категории становятся всеобщим методом (методами) познания и преобразования действительности. В них закрепляются и аккумулируются знания тысячелетий. Поэтому они являются моментами, узловыми пунктами, ступенями познания мира.
Мысль всегда отражает предмет не точно, не полно, ибо любой предмет бесконечно сложен и многообразен по своей структуре и связям с другими предметами. Категории, аккумулируя в себя все новые знания, становятся теми ступеньками, по которым познание движется к все более полному пониманию предмета.
Перехода к рассмотрению второго вопроса "Основные категории диалектики", следует знать, что все многообразие объективного мира (предметы, явления, процессы, связи, отношения) находятся в постоянном взаимодействии между собой, связанны друг с другом, зависимы друг от друга. Философские категории, отражая многообразие реальной действительности, также взаимозависимы, взаимодействуют, взаимосвязаны. Это находит свое выражение в частности, в их "парности".
К важнейшим парным категориям (их называют так же не основными законами диалектики) относятся: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность.
Кратко остановимся на их содержании и взаимодействии.
Единичное и общее. Единичное - это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях. Общее - то, что присуще многим явлениям, всеобщее - то, что присуще всем явлениям действительности.
Единичное и общее находятся в диалектическом единстве. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.
Студент может проследить диалектику единичного и общего на простом примере. Так, каждый индивидуальный организм связан с общим - видом (родом). В свою очередь, нет вида (рода) организмов без его отдельных представителей.
Категория "особенное" является связующим звеном между единичным и общим. По отношению к единичному особенное выступает как общее, а по отношения к общему - как единичное.
Причина и следствие. Причина - явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его. Следствие - явление, которое вызвано причиной.
Студенту при изучении причинно-следственных связей следует усвоить следующее:
- причина существует
и раньше следствия, и
- взаимодействие явлений действительности, происходит таким образом, что причину и следствие можно указать, лишь "вырвав" их из их естественной связи;
- одна и та же причина
в зависимости от условий
- одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами.
Студент должен научиться отличать причину от повода или предлога. Повод - это событие, которое само по себе не является причиной, но дает толчок к действию причины. Это своеобразный пусковой механизм "включающий" причину. Так, убийство эрцгерцога Фердинанда послужило поводом к первой мировой войне. Причиной были противоречия между мировыми державами.