Философия курс лекций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекции по по философии

Файлы: 2 файла

Философиялекции.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекции по философия.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

Научно-техническая мощь человеческой цивилизации с особой силой ставит задачу ответственности  человека перед природой. По своим последствиям воздействие человека на окружающую среду превосходит силу воздействия на нее мощных геологических и космических процессов. При этом, расширяются пространственные границы освоения природы человеком, распространяясь вширь и вглубь. Происходит Интенсивное использование природных ресурсов ы все возрастающее загрязнение природной среды. Природа уже не в состоянии утилизировать отходы. В результате, человеческая активность по отношению к природе все больше превращается в фактор, грозящий уничтожить человечество.

Производя невиданные ранее изменения  в природной среде, человек все  ощутимее испытывает на себе отрицательную  ответную реакцию со стороны природы. Вместо матери природа оказывается  злой мачехой, как это происходит, например, в зоне аварии Чернобыльской АЭС. Там, как и ранее до аварии, на деревьях щебечут птицы, леса полны грибов и ягод, но жизнь человека поставлена под угрозу, а дары природы стали для него смертельно опасны.

В современных условиях человеческая жизнь оказывается под угрозой не только в регионах типа зоны вокруг Чернобыля. Перед человечеством в целом все более и более зримо разрастается экологический кризис - кризис среды обитания.

В условиях, когда негативное воздействие  на природу становится все более  зримо, человечество постепенно начинает осознавать, что планета наша невелика и все на ней взаимоувязано. Образно говоря, становится все более ясным, что наша планета это тот же космический корабль, но корабль с существенным недостатком - у него нет отсека для удаления отходов. За загрязнения окружающей среды расплачиваться ныне живущим и последующим поколениям людей.

Осознание этого актуализирует  борьбу с загрязнением и нарушением экологического равновесия в природной  среде. Не однажды эти проблемы обсуждала  ООН. В июне отмечается Международный день защиты биосферы, а в апреле День окружающей среды .

К сожалению, до настоящего времени  наука не может дать четкого ответа на вопрос о путях выхода их экологического кризиса. Нередко ученые утверждают, что выход - в безотходной технологии. Однако это не совсем так. Современное производство, перейдя к безотходной технологии (эту схему подсказала природа, у которой отходы одного процесса служат основой для другого) сможет замедлить, но не предотвратить экологический кризис, ведь промышленность нередко использует не возобновляемые ресурсы: уголь, нефть, сланцы. Значит безотходное производство, несмотря на всю его привлекательность, не может быть панацеей от всех экологических бед.

Следует помнить, что экологические проблемы - это проблемы глобальные для их решения необходимо объединение усилий всего, человечества и мирное сосуществование, необходимо так же дальнейшее развитие пауки, техники и новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Некоторые исследователи перед  лицом грозящего человечеству экологического кризиса проповедуют тезис: "Назад к природе". Эту позицию принято называть руссоистской или неоруссоистской ("нео" - значит "новый"), так как этот тезис провозглашен выдающимся просветителем XVIII в, Ж.-Ж.Руссо, хотя был известен уже в глубокой древности.

Во все века тезис "Назад к  природе" был утопичным, нередко  реакционным, а в современных  условиях он и антигуманистичен. Дело в том, что человек не может  обойтись без применения техники, без  развития производственных сил. Без  этого он обречен на гибель. Ограничивая прогресс человечества, ссылками на необходимость сохранения природы, фактически высказывается недоверие к человеку, его творческим силам и разуму и осуществляется, выходящее за разумные пределы,   преклонение перед   природой.

Человек является в этот мир творцом, а не сторожем. Он не может окружающую его природу превратить в первозданный, нетронутый заповедник. Его задача в ином. В древнем мире идеалом  достойным мудреца считалось  жить в согласии с природой. И  в этом плане, более правильным была бы проповедь тезиса: "Вперед к природе".

Природу не нужно завоевывать, не следует  ее и преобразовывать в соответствий со своим (на каждом историческом этапе  весьма ограниченном) пониманием этого  преобразования, а необходимо,

 

ОБЩЕСТВО. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА (2 часа)

 

  1. Общество как подсистема объективной реальности.
  2. Проблема построения теоретической модели общества.
  3. Социальное познание и его специфика.

 

При изучении первого вопроса «Общество как подсистема объективной реальности» особое внимание следует обратить на то, что общество является частью природы. Оно возникло в результате сложного процесса становления человека, выделения его из природы и может рассматриваться как подсистема объективной реальности, обладающей определенной спецификой.

Эта специфика состоит в том, что общество, в отличие от других природных объектов, существует в  результате постоянного осуществляемого  процесса производства. Для этого  производства необходимы физиологические  и биологические предпосылки. Однако не они определяют сущность материального производства. Промышленные комплексы, служащие главным инструментом воздействия человека на природные объекты, созданы человеком, а не природой. В процессе материального производства человек выступает преобразователем природы.

Животные также изменяют природу, но изменяют в силу своего присутствия. Так, обезьяны с помощью тонких листьев  выуживают из гнезд термитов, с  помощью пережеванных листьев изготавливают  нечто подобное губки для добычи воды. Однако животные не только не совершенствуют от поколения к поколению орудия труда, что характеризует человека, но и не меняют своего животного приспособительного по отношению к природе образа жизни.

Для человека та или иная форма  постоянного контакта с природой является вместе с тем и определенным образом жизни. Изменяя орудия труда, с помощью которых человек воздействует на природу, он изменяет свой образ жизни. Кроме того, в орудиях труда и продуктах своей деятельности он «материализует», фиксирует свою психологию, свое мировоззрение.

Для общества, как специфической  подсистемы объективной реальности, характерно наличие рациональных, духовных элементов в виде философских, религиозных, эстетических, экологических идей, соответствующих им отношений, и  институтов (учреждений).

Всякая подсистема, в том числе  и общество, может рассматриваться  как система представляющая собой  неразрывное единство составляющих ее элементов. Свойства системы не сводится к простой сумме составляющих ее элементов. По отношению к внешнему миру, в данном случае в отношении общества к природе, система выступает как нечто целое.

Таким образом, общество, с одной  стороны, выступает как неразрывная  составная часть единого целого – природы. С другой – выйдя  в результате длительной эволюции из недр природы, оно. В свою очередь, выступает как определенная система элементов.

Существование любой системы всегда основано на взаимосвязи, составляющих ее элементов. Момент связи и взаимодействия элементов системы принято называть отношениями. Исходя из этого, можно дать следующее определение общества как определенной системы отношений, выступающей как целостный социальный организм. Общество как упорядоченная социальная система представляет собой целостность множества социальных отношений, носителем которых является человек и, образуемые людьми, социальные слои, группы.

Учитывая, что любое общество имеет  определенный способ производства, соответствующую  культуру и устоявшиеся традиции. Можно также сказать, что общество – это совокупность всех социальных, экономических и духовных отношений людей складывающих на основе определенного способа производства, культуры и образа жизни.

Так как производство материальных благ и функционирование общества как  социальной системы не может осуществляться без человеческого (субъективного) фактора, то именно человеческая жизнедеятельность выступает специфическим способом существования общественного (социального) как материального носителя социальной формы движения.

Переходя к рассмотрению второго  вопроса «Проблема построения теоретической модели общества», следует исходить из того, что общество не только специфическая, но и чрезвычайно сложная система. Познание этой системы имеет определенные особенности.

Теоретический, научный анализ общества как определенной системы, происходит на базе определенной идеальной модели общества. Каждая отрасль науки фактически создает свою модель или теоретический объект. Иными словами, рассматривается не весь объект – социальный организм, а только какая-либо его конкретная часть. Так, для историков реальный исторический процесс представляет не сам по себе, а через отдельные фрагменты действительности: архивные материалы, документы, памятники культуры. Для экономистов – экономика предстает в виде цифровых выкладок, материалов статистики.

 Исследователи не ставили и не ставят своей целью охватить весь объект. Рассматривая его под определенным углом зрения, как идеальную модель, исследователи получают возможность анализировать явления «в чистом виде».

Идеальная или теоретическая модель того или иного фрагмента общества и реальное общество различны. Однако анализ модели позволяет выявить существенное, закономерное в объекте, не заблудиться в сложнейшем лабиринте социальных явлений, фактов и событий.

Студенту следует знать, что  мировоззренческим основанием построения и последующего изучения теоретической (идеальной) модели общества выступают: натурализм, идеализм и материализм.

Натурализм – закономерности функционирования и развития общества пытается объяснить законами природы. Он исходит из того, что природа и общество едины, а отсюда, нет различий в функционированием природного и социального.

Идеализм – принимает сознание (абсолютную идею или комплекс ощущений) за конечную и определяющую причину социального развития.

Материализм – за основу принимает общественное бытие, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит определенный способ производства, уровень развития культуры, сложившийся образ жизни и соответствующий ему менталитет, т.е. склад ума, характер чувств и мышления.

Каждый из рассмотренных выше мировоззренческих подходов имеет свои достоинства. С его помощью были даны объяснения социальных процессов, сделаны шаги в познании общества.

Студенту необходимо критически относиться к этим подходам и уметь аргументировано  обосновывать достоинства и недостатки каждого из них.

При изучении третьего вопроса «Социальное познание и его специфика» следует помнить, что познание закономерностей общества имеет определенную специфику по сравнению с познанием явлений природы.

В обществе действуют люди наделенные сознанием и волей, здесь невозможно полное повторение событий. На результаты познания влияют действия политических партий, всевозможных экономических, политических и военных блоков и союзов. Социальные эксперименты имеют колоссальные последствия для судеб людей, человеческих сообществ и государств, а при определенных условиях и всего человечества.

Одной из особенностей социального  развития является его многовариантность. На течение социальных процессов  оказывают влияние различные  природные и особенно социальные факторы, сознательная деятельность людей.

Очень кратко специфика социального  познания может быть определена следующим  образом:

  1. в социальном познании недопустима абсолютизация природного или социального, сведение социального к природному и обратно. В тоже время всегда следует помнить, что общество это составная часть природы и нельзя их противопоставлять.
  2. Социальное познание, имея дело не с вещами, а с отношениями, неразрывно связано с ценностями, установками, интересами и потребностями людей.
  3. Социальное развитие имеет альтернативы, различные варианты своего развертывания. Одновременно существуют множество мировоззренческих подходов к их анализу.
  4. В социальном познании возрастает роль методов и приемов исследования социальных процессов и явлений. Характерная их особенность – высокий уровень абстракции.

Основная цель социального познания выявление закономерностей общественного  развития и на их основе прогнозирование  путей дальнейшего развития общества. Действующие в социальной жизни  общественные законы, собственно как и в природе, представляют собой повторяющуюся связь явлений и процессов объективной реальности.

Отличие законов общества от законов  природы состоит в том, что  социальные законы не имеют жесткой  направленности. Они, определяя основную линию развития общества (социальных процессов), проявляются в виде тенденции. Общественные законы являются убедительной иллюстрацией того, как необходимость проявляет себя через массу случайностей.

Студенту следует уяснить, что  познание законов общественного развития открывает широкие возможности их использования в социальной практике. Непознанные социальные законы как объективные феномены – действуют и оказывают свое воздействие на судьбы людей. Чем глубже и полнее они будут познаны, тем свободнее будет деятельность людей, тем значительнее возрастет возможность их использования в управлении социальными процессами в интересах всего человечества.

Информация о работе Философия курс лекций