Философия курс лекций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекции по по философии

Файлы: 2 файла

Философиялекции.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекции по философия.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

Высокий уровень творчества может  характеризоваться одновременным изменением решающей программы и вводом новых элементов в предлагаемую задачу.

Студенту следует иметь в  виду, что такое разграничение  творческого процесса по критерию новизны и оригинальности решения задачи является важным с точки зрения оценки производственной целесообразности и приоритетности полученного результата. Оно может быть положено в основу классификационной характеристики деятельности как отдельного творческого работника, так исследовательского коллектива.

При рассмотрении третьего вопроса «Специфика научно-технического творчества» следует помнить, что творчество проявляется в различных областях общественного бытия: культуры, искусства, политики, техники.

Особым видом творчества является научно-техническое творчество, которое  можно разделить в зависимости от характера преобразования исходной информации на следующие подвиды: I) установление научных фактов, открытие новых объектов, существовавших до того, как они были открыты; 2) приведение фактов науки в логическую систему: обобщение и абстрагирование, истолкование, выдвижение гипотез, разработка теорий, формулировка принципов, законов и т.д.; 3) технико-конструктивные решения, изобретения, новации в технологии или организации производства.

В свою очередь, научно-техническое  творчество предполагает:

а) объективные  условия зарождения и развития творческой мысли;

б) субъективные условия творчества (наличие психологической установки, собственно новаторского мышления)

в)   экспериментальную или  производственную  реализацию творческого  замысла.

Под объективными основаниями научно-технического творчества следует понимать совокупность внешних обстоятельств и средств, предоставляющих ту или иную степень свободы созидания нового. Они разделяются на: задачи (проблемы), очерченные законами природы, свойствами материалов, технологией, потребностями развития общественного производства и методы решения, согласованные со свойствами объекта творчества (технические нормативы,  научные принципы, данные экспериментальных исследований).

Постановка задачи (проблемы) и совокупность методов ее решения, составляют исходную репродуктивную, т.е. воспроизводящую, часть всякого научного открытия или разработки новой технологии.

Важнейшей особенностью технического творчества, является поиск оптимальной  эффективности, с учетом заданных критериев. К последним относятся, в частности, надежность и качество продукции, снижение ресурсо-затрат, безотходность технологии, экологическая чистота и безопасность производства. На этом этапе существует неопределенно большое множество псевдопроблем, которые или вообще не поддаются решению или же могут быть решены с неоправданно большими экономическими затратами.

Практическая реализация является заключительным этапом научно-технического творчества. Материализация творческого замысла представляет собой последовательный ряд его воплощения в продуктах инженерно-конструкторского труда: решение задачи в приближенном виде - рабочая схема - экспериментальная модель - пробный экземпляр - внедрение в производство.

Студенту необходимо знать, что научно-техническое творчество на этапе своей реализации тесно срастается с производством.

Связь технического творчества с производством  обусловливает ряд его особенностей, отличающих его от других видов творчества. Это, во-первых, необходимость постоянного учета производственных условий, которые накладывают реальные ограничения на творческую мысль инженера-конструктора.

Во-вторых, изобретатель часто выступает здесь в роли организатора производства, что предъявляет повышенные требования к его личным качествам: гражданской позиции, организаторским способностям, владению навыками экономического мышления и экологической культуры, пониманию социальных последствий технического нововведения, знанию инженерной психологии.

В-третьих, поскольку внедрение того или иного технического новшества невозможно без некоторых компромиссов с экономическими показателями производства, в программу внедрения должна включаться оценка степени риска по основным показателям производства: возможное снижение объема производимой продукции, степень надежности предполагаемой технологии, изменения в нормах техники безопасности иные нежелательные последствия.

 

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ (4 часа)

 

  1. Понятие культуры и цивилизации.
  2. Закономерности культурно-исторического процесса.
  3. Научно-технический прогресс и развитие культуры.

 

При изучении первого вопроса "Понятие культуры и цивилизации" следует обратить внимание на то, что у понятия "культура" многовековая история.

Это понятие имеет два дополняющих  друг друга толкования. Первое происходит от общепринятого латинского слова "cultura" - уход, обработка, возделывание воспитание, развитие. Менее известным, хотя и более древним, является второе толкование: у друидов (кельтских жрецов) «культ» - почитание, на Древнем Востоке «Ур» - свет, огонь; а вместе - почитание света.

Впервые понятие культура употребил  древнеримский оратор Цицерон (106-43 до н.э.). Под культурой он понимал благотворное  воздействие, оказываемое философией на ум человека.

В средние века культура ассоциировалась  с личным совершенством человека. В эпоху Возрождения культурным человеком считался универсально развитый, деятельный человек.

И эпоху Просвещения (ХУШ в.) культуру понимали как воплощение разумного, измеряемого достижениями наук и  ремесел. Начиная  с эпохи Возрождения  понятие культуры входит в обиход, становится широко употребляемым. При этом, культура осмысливается как нечто противоположное "натуре", природе. Гердеру, рассматривавшему культуру как развитие способностей ума человека, принадлежит определение культуры как второй природы. Культура - это совокупность ценностей, созданных человеком. Культура, как заметил А. Флоренский, представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой произрастает личность.

Когда говорят о культуре, имеют  в виду нечто ценное для человека не как физического, а как духовного существа. В силу этого под культурой подразумевают ценности этические, эстетические, религиозные. Их называют духовными ценностями, а сферы их функционирования - духовной культурой. Они проникают и в сферу производства и в сферу быта (например, дизайн), поэтому есть и понятие «материальная культура». Их объединяет то, что они не только созданы человеком, но и существуют для человека, т.е. культура воплощает в себе не только труд, но и человеческую духовность.

Человек, как субъект и как  результат культурного процесса, живет и развивается в обществе, поэтому культура - это специфически общественный способ жизнедеятельности и саморазвития человека. Это не только совокупность результатов человеческой деятельности, но и сам ее процесс, а также подлинно человеческие отношения между людьми.

Многомерность и сущность культуры проявляется в ее основных функциях: социальной (гуманистической), познавательной, аксиологической, семиотической, нормативной.

Социальная или гуманистическая функция проявляется в том, что культура способствует преобразованию, совершенствованию, гуманизации человека и отношений между людьми, а следовательно и общества. Познавательная функция реализуется так: через культуру человек получает знание о мире, о самом себе и о других людях. Кроме того, самосознание любой культуры невозможно  без интереса к другой культуре и без попытки ее понимания, без диалога культур.

 Аксиологическая функция выражается в том, что культура определяет систему ценностных ориентиров в жизни человека и общества. Семиотическая функция (семиотика - учение о знаках и знаковых системах) - культура закрепляет через систему принятых в ней знаков и символов, содержание ее духовных и нравственных ценностей. Нормативная функция находит свое отражение в том, что внутри культуры формируется регламент общения между людьми, нормы и характеристики их поведения.

Современная культура формируется  как структура, состоящая из образов  жизни или стилей жизни. Существует общий тип культуры, который трансформируется в различных слоях общества, доходя в этих трансформациях до противоположности. Всякая культура рождает свою антикультуру, представляющую собой реальность, в которой господствующие в обществе принципы не отвергаются, а выступают в иной форме выражения. Например, патологический стиль жизни, социокультура нищеты.

Наряду с понятием культуры, в философии, начиная с ХУШ в., стал широко употребляться, известный уже в античности, термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный). Этим понятием греки противопоставляли периоду варварства и дикости новый уровень гражданской жизни, реализуемый через правопорядок.

Каждая цивилизация возникает  на энергетическом поле культуры. Цивилизации  в истории могли в разной степени  приближаться или отдаляться от культуры, но никогда не существовали отдельно от нее.

В философии и социологии выделяются четыре подхода к пониманию цивилизации:

  1. Прямое смешивание понятий цивилизации и культуры, доходящее до их прямого отождествления, когда они считаются синонимами.
  2. Цивилизация истолковывается как идеал прогрессивного развития человечества.
  3. Цивилизация выступает как определенная стадия в развитии локальных культур.
  4. Цивилизации выступают как качественно различные этнические (т.е. связанные с принадлежностью к какому-либо народу) общественные образования, характеризующие уровень общественно-материального развития различных регионов планеты.

Цивилизация - это определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство, приумножение общественного богатства и регламентацию гражданской жизни.

Когда говорят о цивилизации, ее начало связывают с качественно новым этаном в развитии материальной культуры - использованием техники. В науке известно деление ранней истории человека на дикость, варварство и цивилизацию. Начало последней связывают с умением применять металлы в производстве.

Понятия культуры и цивилизации, как отмечено выше, часто употребляют как синонимы, но иногда их противопоставляют, заявляя о враждебности цивилизации культуре. Впервые об этом заговорил в XVIII в. Руссо, который критиковал цивилизацию за то, что человек якобы живет в ней не естественными, а навязанными ему данностями, подчиняясь внешним, а не внутренним, факторам бытия. В XIX в. сходную мысль высказывал Ницше: прогресс рождает маленького человека, чем дальше продвигается прогресс, тем более уменьшается человек. Мыслители XX в. уже не сомневались в том, что, сделав жизнь человека удобнее, прогресс не сделал его счастливее, поэтому главная проблема культуры - духовность и бездуховность.

Созданными техническими средствами человечество способно уничтожить себя, поэтому сохранение культуры есть сохранение человечества. В этом плане, будущее у человечества безальтернативно - это развитие культуры. Культура проявляется в развитии человека как сознательного, творческого и самодеятельного существа. Рост культуры выступает как один из законов истории общества. Каждая культура выполняет свою цивилизующую функцию.

Каждый народ творит свою собственную  самобытную культуру, с учетом того факта, что каждая культура имеет устойчивую, консервативную сторону в виде традиций и новаторскую в  форме творчества.

При рассмотрении второго вопроса "Закономерности культурно-исторического процесса" важно понять, что столкновение культуры и цивилизации приводят к необходимости понять закономерности движения культурно-исторического процесса, соотнести их с закономерностями социального развития в целом.

Идея развития в обществе, как  правило, рассматривается в связи, с общественным прогрессом. Если исходить из того, что определяющим в развитии общества является прогресс в производительных силах, то идея прогресса выступает как универсальная, как закономерность развития общества от простых форм к формам более сложным и совершенным. Однако если определение уровня цивилизации по степени развития ее технического потенциала сомнений не вызывает, то с культурой дело обстоит не так прямолинейно. Часто культурная ценность того или иного явления определяется его древностью. Иными словами, истинные ценности культуры определяет время.

Попытки выявить закономерности культурного  процесса сводятся к необходимости  ответить на следующие вопросы: что лежит в основе культуры, что определяет стадии ее развития, каковы взаимоотношения между ее элементами, характер отношения к другим культурам.

Начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), на основе выделения объективно присущих культуре тех или иных закономерности, в науке сложились следующие основные концепции культурного процесса: эволюционная, диффузная, теория культурных циклов.

Эволюционная теория считает, что культуры эволюционируют, наслаиваются одна на другую и могут существовать лишь слой за слоем. Эволюция в культуре и природе имеет общие закономерности, но культура обладает собственным энергетическим потенциалом, поэтому, припадая к культуре, люди получают положительный или отрицательный заряд. Эволюционизм настаивает на единстве культуры. Разные культуры равноценны и равноправны, и могут быть понятны, только будучи частью единства.

Диффузионизм как культурологическое течение полагает, что культура не эволюционирует, а разливается, взаимопроникает. Диффузионизм изучает культурные круги, или культурные автономии, и создает на их основе этнокультурную карту мира, которая не совпадает с политической. Основой культурной автономии выступают следующие элементы, делающие культурный тип устойчивым: язык, бытовые привычки, жилищные постройки, керамика, одежда.

Информация о работе Философия курс лекций