Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция
Работа содержит лекции по по философии
Теория культурных циклов (культурно-исторической типологии, локальных цивилизаций) исходит из того, что культура представлена различными сменяющими друг друга типами культур. Каждый тип обладает определенной устойчивостью, проживает свой путь и погибает. Элементы, делающие культурно-исторический тип устойчивым: язык, политическая независимость, культурная самобытность; богатство культуры, достигаемое через многообразие ее национальных черт; сохранение реликтовых культур; отсутствие заимствований в младенческом периоде культуры.
Итак, многообразие теорий культурного развития свидетельствует о сложности осмысления закономерностей развития культуры, а попытки их выявления часто связаны с конкретными кризисными ситуациями, переживаемыми культурой.
При рассмотрении третьего вопроса "Научно-технический прогресс и развитие культуры" следует обратить внимание на то, что одним in вопросов, отражающих проблему взаимоотношения культуры и цивилизации, является вопрос о выяснении роли и места научно- технического прогресса в бытии человека и в развитии культуры
Наука выступает если не рупором идеи прогресса, то выражением уровня его достижений. Связь науки и цивилизации, особенно Современной, техногенной, несомненна. Однако ее роль в цивилизационном прогрессе стала разворачиваться как враждебная по ношению к культуре.
Итогом научно-технического прогресса стали не только достижения, но и подмена культуры, а точнее замена культуры технократической цивилизацией, с приматом средств над целью, цели над смыслом, смысла над бытием, техники над человеком.
Цивилизация, направленная на мир обладания вещными ценностями, низводит самих людей до уровня вещей, а само сознание до уровня вещного сознания. Здесь на первом месте стоит не забота о развитии духа, творчества, гармонии, а развлекательная индустрия, на базе которой возникла и широко распространяется так называемая «массовая культура» (массовая лжекультура), которая не столько возвышает человеческий дух, сколько развращает его через распространение и умножение низших эмоций, чувств и животных страстей.
Причина кризиса мира техногенной цивилизации не материальная, а духовная. Она состоит в расхождении культуры и цивилизации, в умалении культуры, господстве вещной цивилизации. Этот кризис может быть преодолен только духовным обновлением, ростом культуры.
Точкой творческого подъема в решении данной проблемы может стать не новое политическое мышление, не новая религия, не мифология, а та область науки, которая знаменует собой начало процесса формирования нового научного сознания и научного мышления.
Вместе с тем студенту следует помнить, что занятие наукой и научно- техническим творчеством само по себе не обеспечивает роста духовности. Для науки (особенно для техники) достаточно таланта. Она на определенном этапе может позабыть об общечеловеческих ценностях "отгородиться" от культуры.
Однако нельзя забывать, что культура намного древнее и шире науки. Наука не может быть вне культуры. Когда культурные ценности утрачивают свое значение, в обществе господствует бездуховность.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ (2 часа)
При рассмотрении первого вопроса "Понятие социального прогнозирования. Типы прогнозов" следует обратить внимание на то, что проблема прогнозирования связана с изучением законов материального мира и с применением этих знаний на практике.
Получение социальных прогнозов в различных сферах общества очень важно. Для понимания сущности этих прогнозов необходимо выяснить содержания таких понятий, как "предвидение", "предсказание", "прогнозирование", "прошлое", "настоящее", "будущее".
В таких понятиях как "предвидение", "предсказание", "прогнозирование" зафиксирована способность видеть существенное в процессах и явлениях до того, как это обнаружено в опыте, на практике, способность познающего субъекта к опережающему отражению действительности (в социальном предвидении - познание будущего). Прогноз означает предсказание, предположение, прогностическую модель, представляющую собой научно-обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их достижения.
Социальные прогнозы представляют собой разработки, параллельные планированию, программированию, проектированию, управлению социальными процессами. Их цель заключается в повышении эффективности планов, программ, проектов, решений.
Прогнозирование разделяется на следующие виды:
3) комплексное, т.е. содержащее элементы поискового и нормативного прогнозирования;
4) системный прогноз, т.е. системное представление об объекте прогнозирования;
5) интервальный прогноз, т.е. характеристика объекта прогнозирования в виде определенного интервала.
Существуют и другие виды прогнозов, например, оперативный, краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, общегосударственный, глобальный.
Исторически сложились следующие типы мировоззренческих подходов к проблеме будущего явлений и процессов: религиозный, утопический и философский.
Религиозный подход основан на вере в то, что будущее определяется сверхъестественными силами, что будущее можно познать путем гадания или божественного откровения и, что на будущее можно влиять, обращаясь к сверхъестественным силам.
Утопический подход отрицает настоящее, абсолютизирует будущее. Несправедливому и «неразумному» настоящему устройству общества утописты противопоставляют, детально расписанные, созданные силой их воображения, порядки справедливого будущего. Философский подход основан на предвидении будущего как следующей стадии развития природы и общества в рамках познания общих закономерностей этого развития.
Обращаясь к сущности социального
прогнозирования следует
Изучая второй вопрос "Глобальные проблемы современности и пути их решения", следует обратить внимание на то, что указанные проблемы являются проблемами общечеловеческого масштаба.
Глобальные проблемы - это проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу для существования цивилизации. Решить их силами одного государства или даже группы государств нельзя. Здесь необходимо мировое сотрудничество на основе полного равноправия, уважения, суверенитета каждого участника, выполнения принятых обязательств, норм международного права.
Ученые сгруппировали
Система глобальных проблем носит конкретно-исторический характер. Их обострение может вызвать кризис цивилизации. Сегодня как никогда создалась возможность тотального уничтожения цивилизации, необратимого нарушения механизмов биосферных процессов Земли и околоземного пространства. Человечество не может больше полагаться на процесс неупорядоченной стихийности в эволюции миропорядка. Современному миру нужна устойчивость, демократия, цивилизованность, ненасильственность, создающие условия человеческого выживания.
При рассмотрении третьего вопроса "Перспективы социального развития" следует исходить из того, что решение глобальных проблем требует нового подхода к пониманию взаимодействия государств и общественных движений.
Социальный прогресс - это непрерывное поступательное развитие общества, в котором достигаются новые, более высокие рубежи, уровни и лучшие качественные его состояния.
Важной особенностью социального прогресса является его необратимый характер. Научное предвидение позволяет на основе знаний определенных закономерностей и тенденций исторического развития находить практические средства для решения социальных проблем. Второй особенностью социального прогресса является возрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития. Для него характерны так же: насыщенность переменами и интенсивность научных открытий, технических изобретений, международного обмена в сфере науки и культуры.
Ссылаясь на ограниченность природных ресурсов, исследователи сегодня говорят о пределах социального прогресса. Однако история свидетельствует о том, что наличие "определенных" пределов роста социального прогресса скорее может послужить стимулом общественного развития, нежели тормозом, ибо будущие поколения, как это было и в прошлом, найдут выход из трудностей.
Интеллектуальный прогресс человечества поможет разумно распорядиться знаниями и найти выход из тупиков и кризисов. Человек усилит свою мощь, как в прошлом письменностью и книгопечатанием, теперь - компьютерами, в будущем - новыми изобретениями и нововведениями. Социальному прогрессу не грозит исчерпание интеллектуальных способностей человека и в этом весь смысл.
Практика подтверждает, что ведущими
тенденциями социального
Социальный прогресс не застрахован от зигзагов и попятных движений, однако научное предвидение и сознательная деятельность людей помогают выправить искривления на пути социального прогресса.
На пути социального прогресса сегодня стали глобальные проблемы. Мир встал перед выбором - погибнуть или выжить. Никогда в прошлом исторический выбор не был таким ясным и однозначным. Ныне живущие поколения должны найти выход не в трагическом эпилоге, а вдохновляющем прологе общечеловеческой солидарности.
Гуманистическая миссия социального прогресса обеспечить реальный поступательный процесс развития человечества в соответствии с объективными закономерностями и тенденциями.