Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция
Работа содержит лекции по по философии
Очень важна свобода политическая, состоящая в таком наборе гражданских прав, который обеспечивает гражданину не только нормальную жизнедеятельность, но и гарантирует ему всеобщее и равное избирательное право, прямое участие в управлении общественными делами, возможность объединяться в политические партии, движения.
Не менее значимой является свобода духовная. Она не мыслима без свободного выбора мировоззрения, идеологии, системы нравственных ценностей, а также без свободы совести, (т. е. права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), без свободы распространения в обществе прогрессивных взглядов, борьбы против пропаганды войны, расовой и национальной исключительности и ненависти.
Свобода личности не абсолютна, а относительна, из ее относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы, определяющие границы свободы. Относительность свободы получает свое воплощение в ответственности личности перед другими личностями и обществом. Если свобода означает для личности возможность выбора той или иной формы действия в конкретной ситуации на основе познанной необходимости, то ответственность есть способность личности принимать соответствующие обстановке решения, предвидеть последствия своих действий и отвечать за них перед обществом.
Здесь важно понять, Что зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы человеку предоставляет общество, тем больше и его ответственность за использование этой свободы. Ответственность выступает мерой свободы личности. Боязнь ответственности, уклонение от нее - одно из негативных качеств личности. Сознание ответственности, готовность принять ее на себя - черта личности, лежащая в основе доверия к ней.
Учитывая, что деятельность
личности связана с различными сторонами
общественных отношений, социальная ответственность
проявляется в различных
а) политическая; б) правовая; в) гражданская; г) моральная; д) административная.
Кроме этого существует индивидуальная, коллективная, а также различные виды профессиональной ответственности. Это указывает на то, что в обществе не может быть личности, свободной от ответственности в какой-либо форме.
Все формы ответственности тесно связаны друг с другом. Связь эта имеет место потому, что все они отражают единые социальные нормы, общие принципы и требования общества к поведению человека. А это неизбежно приводит к тому, что в содержание одной формы ответственности включаются элементы 'других ее форм. Взаимно проникая друг в друга, они образуют единое целое понятие социальной ответственности.
Изучение третьего вопроса "Социальные роли личности. Роль личности в историческом процессе" необходимо подчинить уяснению основополагающего тезиса о том, что социальная ценность личности проявляется в различных сферах ее жизнедеятельности.
Многообразие общественных отношений предопределяет и многоплановость социальных ролей' личности. Но исходная, базисная роль личности заключена, во-первых, в том, что она является тружеником независимо от общественного разделения труда и характера общественного строя. Во-вторых, личность всегда стремится выступать в роли собственника, используя для этого не только результаты своего труда, но и свои физические и интеллектуальные способности. В-третьих, личность всегда проявляет себя как потребитель производимых обществом материальных ценностей. В-четвертых, поскольку первичной ячейкой общества является семья, то личности в той или иной мере приходится выполнять роль семьянина, состоящую в хозяйственно-бытовой деятельности и воспитании своих детей. В-пятых, значимость личности определяется тем, насколько полно выполняет она роль гражданина своей страны, пользующегося предоставленными ему правами и выполняющему свои обязанности. В этой роли личность может быть активным или пассивным участником политической жизни, честным налогоплательщиком или скрывающим свои доходы, занимать определенную позицию в про ведении экологической политики и т.п.
Наконец, личность играет огромную роль в защите своей страны от любых форм внешней агрессии, направленных против ее суверенитета. К агрессивным действиям сегодня относят не только военное нападение, но и все методы экономического, политического, дипломатического и духовного насилия.
Таков далеко не полный перечень социальных ролей личности.
Они находятся во взаимной связи и выполняются человеком в зависимости от социальной зрелости и профессиональной подготовленности.
Вполне естественно, что степень этой зрелости и уровень активности являются определенным основанием для разделения личностей на рядовые и выдающиеся, а, следовательно, определяет и их роль в историческом процессе.
В связи с этим следует уяснить существующие представления о роли личности в истории.
Одним из них является волюнтаризм, который, отрицая объективный характер законов общественного развития, утверждает, что развитие общества зависит от воли "героев", ведущих за собой "толпу". Здесь провозглашается идея определяющей роли личности в историческом процессе.
Фатализм, наоборот, отрицая роль личности, считает, что в человеческой истории все предопределено судьбой, что человек не способен влиять на предначертанный ход событий.
В корне противоположно таким взглядам современное материалистическое понимание роли личности в истории. Исходной его посылкой является признание того, что развитие общества есть закономерный процесс, осуществляемый не сам по себе, а через деятельность людей. Если вся история слагается из деятельности масс и личностей, то каждый человек вносит какой-то вклад в общий поток общественной жизни. Этот вклад зависит как от существующих общественных отношений, так и от индивидуальных качеств личности. Вполне понятно, что наиболее выдающиеся из них оказывают и более глубокое масштабное воздействие на ход событий. Личность может стать подлинно великой, если выражает интересы передовых сил общества и действует в направлении исторической необходимости. Но ее деятельность обречена на провал, если она станет на защиту интересов отживающих социальных сил и будет действовать вопреки законам истории.
Следовательно, величие и ценность личности определяется суммой и значимостью совершенных ею дел на благо общества.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА (2 часа)
1. Творчество как философская категория.
2.Структура и уровни творческого процесса.
3. Специфика научно-
Рассматривать первый вопрос "Творчество как философская категории", студенту следует, начав с определения понятия «творчество».
Творчество — это всевозрастающий по своей социальной значимости вид человеческой деятельности, производящий новые, ранее не существовавшие ценности. Оно находит свое воплощение в преобразовании и классификации информации в соответствии с целями, замыслом, психологической установкой субъекта, в формировании понятий, проектов и иного рода теоретических объектов, используемых для объяснения и преобразования мира.
Играя ключевую роль в системе современного
философского знания, категория творчества
характеризует активно-
Творческая активность сознания выступает в качестве определяющего направления исторического процесса, его ценностного содержания. Все социально значимые духовные ценности, наполняющие смыслом историю, являются результатом творческой активности разума выдающихся личностей.
Особую значимость эта активность приобретает в специфической области бытия - техносфере. Под ней понимаются те области на Земле и за ее пределами, куда проникают технические средства, а также изменения в биосфере, вносимые производственной деятельностью людей. Применительно к техносфере исходным, организующим началом творчества является новаторская инженерная мысль, опредмеченной формой которой выступает мир техники. Как отмечал Питирим Сорокин (США), машины, прежде чем принять «материальное» бытие, должны уже иметь «логически-психическое» существование в мысли изобретателя.
Вместе с тем студенту следует знать, что до недавнего времени категория творчества специально не рассматривалась ни в одном из вузовских учебников по философии, а сама идея творческой активности сознания подменялась теорией отражения, сводящей роль сознания к «отражению», «копированию», «фотографированию» объективного мира.
При изучении второго вопроса "Структура и уровни творческого процесса" студенту надо понять, что творчество имеет как объективные, так и субъективные основания.
Объективная основа творчества содержится в социальных потребностях, культурном, научном и техническом прогрессе. Ими же предопределяются и методы решения социально значимых проблем. Однако все объективные факторы, прежде чем реализоваться в уникальности творческого акта, должны пройти через сознание субъекта творчества.
Субъект творчества - это понятие характеризует автора новаций. В зависимости от уровня протекания творческих процессов им может выступать: личность, творческий коллектив, общество.
В свою очередь, объект творчества не может быть определен на основе только природных характеристик. Включенный в систему преобразуемой природы, объект в значительной степени определяется активностью субъекта, преследуемыми им целями и способом деятельности. Иными словами то, что называется объектом творчества, интегрирует в своем содержании как первично природные, так и технологически преобразованные элементы.
Творческий процесс не может протекать в отрыве от поступающей извне информации - без понимания и оценки ситуации, объективно обусловленных целей и методов решения задачи. Однако этой информации недостаточно для проявлений творчества. Необходимы также познавательные и решающие программы. Они, включая в себя творческое воображение, интуицию, эвристику (методы способствующие развитию активности, находчивости), должны обладать большим набором внутренних свобод, способностью воспроизводить собственное разнообразие, оригинальные решения, проекты преобразования действительности.
В структурном отношении
В связи с деятельностью
В результате техносфера, как область глобальной творческой деятельности человека, предстает внутренне противоречивой, охватывающей как исправленную, улучшенную первобытную природу, так и природу деградирующую, с нарастающим беспорядком и истощением ресурсов.
Учет того факта, что творчество
может быть направлено как на благо,
так и во вред человеку, привело
в последнее время к
Творчество как особая область познавательно-конструктивной деятельности человека включает в себя такие элементы, как: распознавание проблемы; ее формулировку; выбор оптимального метода ее решения; методологию поиска; стиль мышления; нравственно-ценностные ориентации и организационные, волевые качества, влияющие на результативность новаторской деятельности.
Способность видеть проблему далеко не всегда предполагает умение корректно сформулировать ее, а тем более найти кратчайший и экономичный путь к се решению. Именно поэтому здесь особое значение приобретает принцип диалога, что наиболее полно реализуется в условиях коллективного творчества.
Решение задач в процессе творчества предполагает использование как алгоритмов (системы вычислений производимой по строго определенным правилам), так и неформализованных эвристических методов. Последние проявляются на каждом из основных этапов творческого процесса: распознавание элементом задачи - постановка проблемы - выбор оптимального метода решения.
При изучении процесса творчества студенту необходимо знать, что в этом процессе важную роль играет инновационная, «предтворческая» активность субъекта: пространственное воображение, чувство гармонии, красоты.
Для того чтобы определить новизну объекта творчества, необходимо учесть степень изменения программы (методов, алгоритмов), на основе которых проходило решение задачи. Творческая новизна может быть сведена или к изменению структуры решающей программы или к введению нового объекта, которого не было в прежних условиях задачи. Первое будет означать открытие принципиально новой технологии или нового метода решения данного класса задач, второе - изобретение нового, скажем, технического приспособления, механизма или же существенное улучшение прежнего.