Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция
Работа содержит лекции по по философии
Как составная
часть духовного производства, наука
способна превратиться в
В заключение студенту следует обратить внимание еще на одну особенность научного познания. Оно выступает в качестве меры развитости способностей человека к творческому созиданию, к конструктивно-теоретическому преобразованию действительности и самого себя.
Рассматривая второй вопрос "
В тоже время, эмпирическое и теоретическое знание не только едино, но и отличается одно от другого.
Эмпирический уровень познания - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. В эмпирическом познании объект отражен со стороны связей и отношений, доступных живому созерцанию, наблюдению.
На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории. Теоретический, концептуальный в своей основе, уровень научного знания призван систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования.
Факт представляет собой зафиксированное эмпирическое знание и выступает как синоним (т.е. тождествен или близок по значению) понятий «истина», «событие», «результат».
Факты - это
не только источник и
По схеме; проблема - гипотеза - теория разворачивается, как правило, выявление закономерностей изучаемых объектов, установление принципов, посредством которых раскрывается их предметное содержание.
Проблема - выступает исходным пунктом исследования. Это то, что еще неизвестно но требуется познать, это вопрос исследователя к объекту. Если познание не начинается с остановки проблемы, то оно оказывается беспредметным.
Проблема представляет собой: 1) трудность преграду в решении познавательной задачи; 2) противоречивое условие вопроса; 3) задачу (программу) исследования; 4) концептуальный (идеализированный) объект теории; 5) форму Выражения объективной необходимости; 6) объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный практический или теоретический интерес.
Гипотеза - вводное допущение или предположение относительно сущности объекта. Она проходит две стадии: выдвижение и последующая проверка. По мере того, как гипотеза проверяется и обосновывается, она может быть отброшена как несостоятельная, но может быть, и "отшлифована" до истинной теорий.
Теория - это форма научного знания, которая дает всестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемого объекта.
Теория как целостная
К основным функциям теории относятся: описательная, объяснительная, прогностическая (предсказательная), синтетическая, методологическая и практическая.
Описание есть первоначальное, не совсем строгое, приблизительное фиксирование, вычленение и упорядочение признаков черт и свойств исследуемого объекта. К описанию того или иного явления прибегают в тех случаях, когда невозможно дать строго научное определение понятия. Описание играет важную роль в процессе становления теории, особенно на начальных его этапах.
Объяснение осуществляется в форме вывода или системы выводов с использованием тех положений, которые уже содержатся в теории. Этим отличается теоретическое объяснение от обыденного объяснения, которое базируется на обыденном, повседневном опыте.
Прогноз, предвидение. Научная теория позволяет увидеть тенденции дальнейшего развития объекта, предвидеть, что будет с объектом- в будущем. Наибольшими прогностическими возможностями обладают те теории, которые отличаются широтой охвата той или иной области действительности, глубиной постановки проблем и парадигмальностью (т.е. комплексом новых принципов и научных методов) их решения.
Синтезирующая функция. Научная теория упорядочивает обширный эмпирический материал, обобщает его, выступает как синтез этого материала на основе определенного единого принципа. Синтезирующая функция теории проявляется также и в том, что она устраняет раздробленность, разобщенность, фрагментарность отдельных компонентов теории, дает возможность обнаружить принципиально новые связи и системные качества между структурными компонентами теоретической системы.
Методологическая функция. Научная теория пополняет методологический арсенал науки, выступая в виде определенного метода познания. Совокупность же принципов формирования и практического применения методов познания и преобразования действительности и есть методология освоения человеком мира.
Практическая функция. Создание теории не является самоцелью для научного познания. Научная теория не имела бы большого значения, если бы она не являлась мощным средством для дальнейшего совершенствования научного познания. В этом плане, теория, с одной стороны, возникает и формируется в процессе практической деятельности людей, а с другой - сама практическая деятельность осуществляется на основе теории, освещается и направляется теорией.
Переходя к изучению третьего вопроса "Формы и методы научного познания", нужно уяснить, что научное познание не может обойтись без методологии.
Метод - представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания. Метод - это способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта.
Методы научного познания подразделяются на специальные, общенаучные и универсальные. В зависимости от роли и места в научном познании фиксируют формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения. Существенным в современной науке остается подразделение на методы естественных и методы гуманитарных наук. Специфика первых (например, методы физики, химии, биологии) приоткрывается через стратегию объяснения явлений и процессов природы, вторых (например, методы герменевтики, структурализма) - через стратегию понимания человека и его мира.
В арсенал методов и приемов научного познания входят:
анализ - разложение изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции с целью рассмотреть частное;
синтез - операция, объединяющая в целое стороны, части и тенденции, для выявления существенных связей и отношений объекта;
абстрагирование - мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств и отношений при одновременном отвлечении от других свойств, признаков и отношений предмета;
индукция - движение мысли от частного к общему;
дедукция - от общего к частному;
аксиоматический метод - выдвигаются аксиомы, т.е. суждения, которые принимаются без доказательства и, опираясь на которые, делаются соответствующие доказательства и выводы;
аналогия - установление у объектов сходства некоторых признаков, свойств и отношений, а на этом основании выдвижение предположения о сходстве у них других признаков;
моделирование - метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом (моделью); находящимся в отношении подобия с первым. Суть метода заключается в том, что модель, находясь в отношении подобия к объекту, позволяет подвергнуть ее специальному теоретическому анализу или эксперименту, с тем, чтобы извлечь необходимые знания, которые, в свою очередь, подвергают оценке и прилагают к изучаемому объекту;
наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, опирающиеся на чувственные познавательные способности человека (ощущения, восприятия, представления);
эксперимент - прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств;
формализация - исследование объекта со стороны формы с целью более глубокого познания содержания, что позволяет оперировать знаковыми системами (формализованными языками);
идеализация - предельное отвлечение от реальных свойств предмета, при одновременном введении признаков нереализуемых в действительности ("абсолютно твердое тело", "идеальная жидкость"). К этим приемам и методам научного познания тесно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также исторический и логический методы познания.
Под абстрактным понимается неполное отражение объекта в познании в виде понятий и категорий. Конкретное - многостороннее знание о предмете. Метод восхождения от абстрактного к конкретному (в отличие от перечисленных выше) в первую очередь, применяется на теоретическом уровне познания.
Этот метод применим и в познании той или иной научной дисциплины, где идут от отдельных понятий (абстрактного) к многостороннему знанию (конкретное).
Исторический метод - требует брать предмет в его развитии и изменений со всеми мельчайшими деталями и второстепенными признаками. Логический метод является отражением исторического, но он не повторяет историю во всех деталях, а берет главное существенное в ней, воспроизводя развитие объекта как бы по прямой - от низшего к высшему и обратно.
Среди научных методов исследования особое место занимает системный подход, представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых любые объекты могут быть рассмотрены как системы. Системный анализ объектов дает возможность представить их четырьмя категориальными планами: 1) процессом какого-либо вида (например, эволюционно-генетического); 2) функциональной структуры (например, естественного или искусственного языка); 3) морфологии (организации материала); 4) конкретного образа объекта.
Системный подход имеет большую эвристическую ценность, поскольку он применим к анализу естественно-научных, социальных и технических объектов.
Системный подход используется в сочетании со структурно- функциональным, поскольку сверхсложные самоуправляемые системы (например, общество) характеризуются полифункциональностью и наличием крупных структур.
ДИАЛЕКТИКА, ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ (4 часа)
При рассмотрении первого вопроса «Диалектика как философское учение» изучение следует начать с уяснения того, что уже античность внесла существенный вклад в разработку диалектических идей. Это, прежде всего учение о мире как связном целом («все есть одно»), как единстве многообразия, связи единого и многого.
Важнейшим вкладом в сокровищницу диалектики была разработка античными философами идеи мира как вечного потока, вечного процесса изменения, становления, движущей силой которого является борьба противоположностей. Особенно ценной является идея Гераклита не только о единстве, но о тождестве противоположностей.
Античная философия обнаружила диалектические черты как в объективном мире (природе, обществе), так и в мышлении. В этом отношении следует особо выделить Сократа и Платона.
Многие черты диалектики нашли
отражение в философии
Студенту следует знать, что диалектика - это учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, общества и познания.
Диалектика изучает связь и развитие не в полном объеме (в противном случае специальным наукам не оставалось бы объекта исследования), а выявляет их всеобщие черты. Ее задача состоит в том, чтобы воссоздать идеальную модель развития в его всеобщих характеристиках.
Диалектика имеет свою структуру, которая, как и структура любой научной теории, включает в себя: исходные принципы; основополагающие Понятия (категории); законы.
Диалектика является не только теорией, но и методом мышления (познания). Метод, отвечая на вопрос «как осуществлять процедуру познания и преобразования действительности?», дает знание наиболее экономных путей познания.