Философия курс лекций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекции по по философии

Файлы: 2 файла

Философиялекции.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекции по философия.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

 

ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ  СИСТЕМА (2 часа)

 

  1. Понятие общественного производства. Способ производства и его структура.
  2. Натурализм, идеализм и материализм о базисе и надстройке общества.
  3. Политическая система общества.

 

При изучении первого вопроса «Понятие общественного производства. Способ производства и его структура» следует обратить внимание на уяснение того положения, что существование общества невозможно без трех основных условий: 1) природной (географической) среды; 2) народонаселения; 3) общественного производства.

Первые два условия были рассмотрены  в предшествующих темах. Остановимся  на сущности общественного производства. Чтобы жить, люди должны сами производить все, что им необходимо. Общественное производство – явление всеобъемлющее. Структура его включает объективные, а потому и необходимые виды производства. В их числе: а) материальное производство, в процессе которого создаются вещественные предметы личного и общественного потребления; б) духовное производство, в результате которого создаются научные идеи, теории, нравственно-эстетические ценности, совершаются открытия, разрабатываются новые технологии; в) производство общественных отношений, т.е. отношений между людьми, социальными слоями, группами, нациями и семейно-брачных отношений; г) формирование человека в социологическом понимании, как субъекта и объекта исторического процесса, как созидателя материальных и творца духовных ценностей.

Таким образом, общественное производство есть сознательная и целенаправленная деятельность общества по производству вещей, идей, отношений между людьми и формированию человека со всем многообразием  его способностей и духовных качеств.

В структуре общественного производства приоритетное положение занимает материальное производство. Материально-практическая деятельность людей является исторически  первой, от нее зависят остальные  сферы жизнедеятельности общества. Она представляет собой целенаправленный, социально-организованный процесс, посредством которого люди, применяя орудия труда, преобразуют предметы природы с целью удовлетворения своих потребностей.

Основу материального производства составляет конкретный исторический способ производства, выражающий единство его двух сторон: производственных сил и производственных отношений.

Определяющей стороной способа  производства выступают производительные силы, элементами которых являются люди (с их знаниями и производственными навыками), средства производства (орудия, предметы труда и инфраструктура производства) и наука (сокращающая потребность в сырье, рабочей силе, времени). Производительные силы выражают отношение людей к природе, степень овладения ею.

Вторую сторону способа производства составляют производственные отношения – представляющие собой отношения между людьми в процессе производства. Структурными элементами производственных отношений выступают отношения: а) технологические (производственно-технические); экономические (общественно-производственные),  основанные на отношении к собственности на средства производства; в) обмена и распределения (товарные, товарно-денежные). Главным признаком при характеристике экономических и товарно-денежных отношений являются отношения собственности.

Обе стороны способа производства находятся во взаимодействии друг с  другом. При этом производительные силы выступают как содержание способа  производства, а производственные отношения  как его форма.

Производительные силы, являясь  более подвижным и активным элементом, играют определяющую роль в изменении производственных отношений. Последние же обладают относительной самостоятельностью и оказывают обратное влияние  на производительные силы, ускоряя или замедляя их развитие. Это взаимодействие выражает общесоциологический закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Суть закона: определенные производительные силы требуют строго определенных, соответствующих их уровню развития производственных отношений. Возникающие между ними противоречия ведут к изменениям во всех сферах жизни общества, а в конечном итоге – к смене способа производства.

Еще сравнительно недавно высказывалось  мнение, что этот закон в обществе действует автоматически. Социальная практика убедительно показала, что он, собственно как и все социальные законы, проявляется в виде тенденции, т.е. определяет основную линию развития, не охватывая и не предопределяя множество отклонений от случайностей.

При изучении второго вопроса «Натурализм, идеализм и материализм о базисе и надстройке общества» следует знать, что, рассматривая процесс развития общества, мыслители так или иначе должны были отвечать на вопрос, что является основой (базисом) общества.

Натурализм за основу развития общества принимает различные природные факторы: географическую среду, климатические условия, биологические особенности людей и т.п. Природа для них выступает универсальным (исключающим какое-либо вмешательство «сверхъестественных» или социальных сил) фактором, объясняющим развитие всех социальных процессов и явлений.

  Идеализм – таким базисом  считает сознание. Тезис «бытие  определяет сознание» они считают  неверным по существу. Для Гегеля  определяющим фактором развития  общества является абсолютная  идея. Известный социолог Макс Вебер считал, что базисом является религия и культура. Современный гегельянец американский философ Френсис Фукуяма утверждает, что «экономическое поведение» обусловлено сознанием и культурой.

Материалисты, в частности Л.Фейербах, считают, что природа, материя является базисом духа, поэтому она должна быть базисом философии. Применительно к социологии, материализм считает, что общественное бытие определяет сознание. Для него базис – это совокупность общественных отношений, составляющих экономическую структуру общества. А точнее: совокупность производственных отношений – экономический базис; производственные силы – технико-технологический базис общества.

Базис с необходимостью порождает  соответствующую ему надстройку. В ее структуру входит вся совокупность политических, художественных, религиозных и других идей, государственных и общественных учреждений, организаций и отношений между ними.

Между базисом и надстройкой  существует тесная взаимосвязь. Базис  определяет надстройку. Надстройка, обладая относительной самостоятельностью, активно воздействует на базис, укрепляет, совершенствует и защищает его. При этом надо иметь в виду, что разные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом. Ближе к нему находятся политические и правовые идеи и учреждения. Такие элементы надстройки как философия, искусство и религия находятся в опосредованной связи с ним.

Изменения в экономическом базисе влекут за собой определенные перемены и в содержании надстройки, но окончательно сформироваться новый тип надстройки может лишь тогда, когда будет ликвидирован старый базис, когда новые производственные отношения превратятся в господствующие.

Не все структурные элементы общества изменяются с изменением базиса. В обществе имеется ряд социальных феноменов, изменяющихся очень медленно. К нм относятся: наука, культура, язык, быт, семья, формы общности людей (род, племя, народность, нация).

Базис и надстройка оказывают соответствующее  воздействие на эти феномены. Они, в свою очередь, оказывают влияние  на базисные и надстрочные элементы.

Способ производства, базис и  надстройка, медленно изменяющиеся социальные феномены и ряд других общественных явлений позволяют представить  общество как определенную целостность, объединяющую структурные подразделения  определенными связями и отношениями, как сложную, развивающуюся на собственной основе систему.

Многие элементы этой системы были проанализированы. Далее в третьем  вопросе рассмотрим важнейшую часть  надстройки общества – идеологические учреждения (институты).

Приступая к изучению третьего вопроса «Политическая система общества», необходимо исходить из понимания того, что собой представляет указанная система.

Политическая система  общества – это совокупность государственных и общественных организаций, с помощью которых осуществляется власть  обществе. Она включает в себя также политические отношения, политические и правовые нормы и ряд других элементов.

В структуру политической системы  общества входят: государство, политические партии и тесно связанные с  ними политические молодежные организации, предпринимательские союзы, в некотором отношении общественные организации (при решении ими политических проблем), профсоюзы. Особая роль в политической системе общества принадлежит церкви. Во многих странах официально она отделена от государства. Однако в обществе, как развивающейся системе, все взаимосвязано. Церковь оказывала и оказывает определенное воздействие на политические отношения в обществе.

Главным институтом (учреждением) политической системы общества выступает государство  в единстве трех форм власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Относительно происхождения государства  существует несколько версий. По одной  из них, государство есть результат  «общественного договора», по другой –  оно есть божественное учреждение. Но наиболее достоверной является концепция, согласно которой государство есть продукт общества на известной ступени развития, когда оно запуталось в социальных противоречиях, для избавления от которых понадобилась сила, стоящая над обществом. Такой силой и явилось государство. Обладая специальным аппаратом, оно превратилось в орган управления обществом, охраны его экономической и социальной жизни.

Важную роль  жизни общества играют политические партии. Являясь  активной частью той или иной социальной группы, они, в зависимости от условий, ведут борьбу либо за завоевание политической власти, либо за совершенствование существующего строя в интересах определенных слоев общества.

Многие партии превратились в довольно устойчивые организации и своей  борьбой стимулируют политическую активность граждан, придают обществу необходимую жизнеспособность и динамичность.

Свой резерв политические партии видят  в политических молодежных организациях. Без молодого пополнения у политических партий нет будущего.

Характерной чертой политической партии является массовость.

В отличие от политических партий предпринимательские союзы, как  правило, малочисленны, «элитны». Однако их воздействие на политическую жизнь  общества огромно. Те, кто господствуют экономически, не могут быть индифферентными, безразличными к политическим процессам.

Профсоюзы призваны защищать интересы трудящихся, содействовать социально-экономическому развитию, повышению производственного  потенциала общества.

Политическая системы общества, оказывая большое влияние на деятельность социальных групп и их организаций, находится в постоянном изменении и развитии. Она придает обществу суверенность.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II  ЧЕЛОВЕК, ЕГО МИР И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ (4 часа)

 

  1. Человек так проблема философии.
  2. Природа, сущность и бытие человека.
  3. Смысл жизни как функция человеческого бытия.

 

При рассмотрении первого  вопроса «Человек как проблема философии» студенту необходимо знать, что, к чему бы не обращалась философия, какие бы не рассматривала проблемы, в конечном счете она никогда не забывает о главном - о человеке, о смысле его существования.

Философы античности рассматривали человека как образ  Космоса, как «малый мир», микрокосмос. Социальное и природное часто  отождествлялось ими. Платон понимал человека как комбинацию души и тела, считал, что душа принадлежит к миру идей. Аристотель настаивал на единстве души и тела.

В христианстве человек  рассматривался как образ и подобие  Бога.

Плоть человека - арена  низменных страстей и желаний.

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) анализирует человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела - это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными духовными достоинствами.

Философия - Нового времени  видела в человеке, прежде всего  его . духовную сущность. Человек - это  разумное существо. Тело и душа не имеют  ничего общего. Ясное содержание души - сознание.

Гегель развивает идею историчности человека. Для него человек - носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах и Чернышевский исследуют человека как чувственно-телесное существо.

Марксизм считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.

«Философия жизни» (Ницше, Бергсон) на первый план выдвигает волю, интуицию. Сознанию часто противопоставляется  бессознательное.

Фрейд возвышает бессознательное  над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознательном.

Информация о работе Философия курс лекций