Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция
Работа содержит лекции по по философии
Феноменология (Гуссерль) стремится преодолеть замкнутость .личности, считает, что переживания изначально направлены на внешний мир.
Экзистенциализм (Сартр, Камю) пытается «спасти» человека, изолируя его от жизни, от тех реальных связей, которые существуют у человека с миром природы и общества. Страх, тоска и отчаяние отталкивает его от бытия, человек замыкается в самом себе, в своем одиночестве.
Подводя итог, студенту следует знать, что человек столь многообразен, что постижение его природы не может быть однозначным, одномерным. Абсолютизация того или иного измерения человеческой сущности не позволяет понять человека во всей полноте его бытия. Отдельные «образы человека» не исключают, а дополняют друг друга. Такой подход к проблеме позволяет обнаружить все то ценное, что имеется в различных философско-антропологических версиях с античности до наших дней.
При изучении второго вопроса «Природа, сущность и бытие человека» следует учитывать, что философский анализ этой проблемы предполагает многостороннее рассмотрение человека.
В процессе изучения философской концепции человека необходимо учитывать, во-первых, то, что человека нельзя рассматривать только с позиций детерминированности конечными природными и социальными факторами. Во-вторых, природное и социальное, внутренний духовный мир человека - не следует противопоставлять друг другу или абсолютизировать. В-третьих, социальное не сводится к биологическому. В-четвертых, -духовный мир человека следует рассматривать не как простое отражение действительности, а и как самостоятельную реальность.
Философский подход к
познанию человека требует рассмотрения
его как целостного единства, в
котором все стороны
Студенту следует помнить, что бытие человека, представляющее собой систему отношений с окружающей действительностью, весьма многообразно.
Прежде всего, человек есть биологическое существо и в этом смысле представляет собой часть природы, является ее порождением, продуктом. В тоже время существование человека - это специфически человеческая деятельность, а не существование вообще, определяющей чертой которого является материальная трудовая деятельность.
Наряду с физическими силами и способностями в творческой деятельности человека участвуют его психические силы и способности. Существенным моментом человеческой деятельности является познание объективной реальности.
Анализируя сущность бытия человека, можно выделить следующие характеризующие его моменты:
- жизнедеятельность человека
есть непрерывный процесс
- жизнедеятельность человека
представляет собой процесс
- жизнедеятельность есть процесс свободной, творческой деятельности по отношению к миру и самому человеку, процесс, в котором необходимость свободы становится необходимым условием самой жизнедеятельности.
С учетом вышесказанного можно дать следующее определение человека как уникального существа:
Человек - это биосоциальное существо, отличительной чертой которого является обладание членораздельной речью и сознанием. Оно генетически связанно с другими формами жизни, но выделилось из них благодаря трудовой деятельности.
Существует два способа бытия человека - «извне» и «изнутри».
В первом случае оно выступает
продуктом действия космических
сил и исторических социальных обстоятельств,
во втором - как носитель индивидуального
начала и как возможность существовани
Сущность человека не есть нечто раз и навсегда данное. В каждый определенный момент времени человек находится в конкретных условиях, которые диктуют ему цели, средства, оказывают влияние на выбор жизненных ценностей. Свобода выбора своего жизненного мира - фундаментальная черта человеческого бытия.
При рассмотрении третьего вопроса «Смысл жизни как функция человеческого бытия» необходимо помнить, что при анализе бытия человека, нельзя обойти вниманием вопрос о смысле человеческого существования.
Смысл жизни представляет собой осмысление человеком своего предназначения, «самооправдания» своей жизнедеятельности. Он включает в себя цели, идеалы, установки, умонастроение и линию поведения человека.
Смысл жизни не задан человеку изначально. Человек изменяется в связи с изменениями в общественных отношениях, в личной жизни, в формах жизнедеятельности, вместе с этими изменениями изменяется и смысл жизни. К тому же, человек существует во многих формах бытия, поэтому смысл его жизни многомерен.
В истории духовных исканий человечества можно выделить три главных подхода к решению этой проблемы:
1. Смысл жизни находится
за пределами жизни - в объективных
порядках высшего бытия, в
С этой точки зрения, единственное, что делает осознанной жизнь и придает ей абсолютный смысл, так это действенное соучастие в жизни, направляемой сверхъестественными силами.
2. Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях, иными словами, ценность и смысл жизни - в самой жизни.
Согласно данному подходу, человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Эта прогрессивная цель и придает смысл человеческому существованию.
3. Смысл жизни задается
самим человеком, благодаря
Согласно данному подходу, жизнь сама по себе не имеет раз и навсегда заданного смысла. Только человек благодаря своей деятельности, сознательно или бессознательно, преднамеренно или стихийно придает ей смысл и тем самым выбирает и созидает свою человеческую сущность.
Студенту необходимо знать; что каждый индивид может проектировать свой способ бытия и его стиль, но при этом он всегда исходит из некоторых допущений о подлинности определенных, коренящихся в самой жизни, ценностей, исходит из определенного понимания смысла жизни и целей жизнедеятельности. Кроме этого вопрос о выборе человеком смысла жизни детерминирован социальными условиями, тем или иным уровнем культуры, религиозными догмами, а так же макро- и микросредой, в которой осуществляется человеческая жизнедеятельность.
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (2 часа)
3. Социальные роли личности. Роль личности в историческом процессе.
Изучение первого вопроса «Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом» следует начинать с выяснения содержания понятия "личность". При этом надо исходить из того, что проблема личности является одной из актуальных и перспективных направлений философских исследований.
Это предопределяет не только множество подходов к изучению проблемы, но и многообразие определений самого понятия "личность". В их числе имеются: а) описательное; б) субъективное; в) поведенческое; г) психологическое; д) биофизическое; е) биосоциальное; ж) структурное; з) моральное, морально-правовое, морально-интеллектуальное и другие.
Несмотря на такое многообразие определений, все они проблему личности рассматривают в связи с понятиями "индивид", "индивидуальность", "человек", "личность".
Под индивидом понимается
единичный представитель
Что касается понятий "человек" и "личность", то нередко допускается их отождествление, приводящее к ошибкам, неточностям, о которых следует знать. Все дело в том, что в соотношении понятий "человек", и "личность" необходимо различать их объем и содержание. По объему эти понятия тождественны, так как все люди, независимо от пола, расы, национальности - личности.
Однако по своему содержанию эти понятия различаются. Во-первых, человек есть целостность, а личность есть часть, компонент человека. Во-вторых, человек есть существо биосоциальное, тогда как понятие «личность» характеризует общественную сторону человека. В-третьих, человек является материальным носителем личности, а последняя выражает совокупность общественных свойств человека. Иначе говоря, понятие "личность" обозначает тот же предмет, что и понятие "человек", но уже поднявшийся до определенного уровня социализации.
Личность - это отдельный
человек с определенными
Атрибутивными признаками личности признаются разумность, обладание речью, способность к трудовой деятельности, самостоятельность, определенность, стремление к свободе, сила воли, собранность, оригинальность чувств, ответственность.
Эти признаки личности детерминируются всей системой, всем укладом общественной жизни. Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое "Я" из "не - Я" и не только осознавший свои взаимоотношения с "не - Я", но и активно воздействующий на "не - Я" в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.
Анализируя данное положение, видим, что человек не только продукт общественных отношений, но и их творец. Такой вывод становится само собой разумеющимся, если принять во внимание тот факт, что человек существо деятельное, а основным видом его деятельности является труд.
В труде проявляются творческие, созидательные, социальные качества человека, которые и делают его личностью. Это позволяет с полной уверенностью говорить, что общество формирует личность путем ее социализации, через влияние на нее социальной среды.
В то же время личность не только формируется социальной средой, но и сама влияет на нее в зависимости от образования, профессии, общественного положения и активности. Определяющая роль среды в формировании личности и обратное влияние личности на среду - основной закон взаимосвязи личности и общества.
Вместе с тем надо учитывать, что эта взаимосвязь проявляется и в зависимости индивидуальной жизнедеятельности личности от потребностей и возможностей общества, и в том, какие условия созданы в нем для общения и обособления личности, для ее самосозидания.
Решая задачу самосовершенствования форм взаимосвязи личности с обществом, недопустимо игнорирование ее природной, биологической основы. Поскольку человек соединяет в себе биологическое и социальное начала, а оба они постоянно изменяются, то наилучший результат будет достигнут лишь в случае их гармонического развития. Значит, общество в равной мере должно быть заинтересовано как в укреплении биологической сущности, так и в нравственно-интеллектуальном развитии человека как личности.
Анализ второго вопроса «
В субъективно-идеалистическом понимании свобода представляется, как возможность индивида в любой момент действовать так, как он желает. Конечно, такой произвол ничего общего с подлинной свободой не имеет. Философы-материалисты, отвечая на этот вопрос, утверждают, что в развитии природы и общества господствует необходимость, которую человек в состоянии познать и действовать в соответствии с ней.
Таким образом, свобода - есть, познанная необходимость и обусловленная этим практическая деятельность человека. Чтобы быть свободным - надо познавать объективную необходимость и на основе этого знания определять цели, принимать оптимальные решения и на практике воплощать их в действительность.
Отвечая на вопрос о сущности свободы, частично было раскрыто и содержание категории "необходимость ". "Необходимость" первична. В природе и обществе она существует в форме объективных законов. Непознанные законы проявляют себя как "слепая" необходимость. Человек, не познавший их, остается несвободным. Чем глубже и полнее он познал их, тем свободней и осознанней является его деятельность. В этом смысле, свобода состоит не в независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения с учетом имеющегося знания. Применительно к личности, живущей и действующей в обществе, свобода есть право делать все, что дозволено законами, выражающими познанную необходимость.
Уяснение общего понимания свободы позволяет выделить и ее конкретные аспекты. Среди них на первый план выдвигается свобода экономическая, предполагающая не только свободу от эксплуатации, но и свободу принятия экономических решений и действий.