Философия курс лекций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:52, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекции по по философии

Файлы: 2 файла

Философиялекции.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекции по философия.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

Необходимость и случайность. Необходимость - это явление, которое имеет причину в самом себе, и, при наличии определенных условий, обязательно происходит. Случайность - это явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти, может произойти так, а может иначе.

В мире нет "чистой" необходимости  и "чистой" случайности:

  • любое явление всегда есть единство необходимости и случайности. Случайное в одном отношении является необходимым в    другом.     Определяющей    (ведущей)     стороной    является необходимостью. Что касается случайности, то она либо замедляет, либо ускоряет ход действия;
  • случайность является формой проявления и дополнения необходимости, т.е. необходимость "пробивает" себе дорогу через массу   случайностей   (например,   радиоактивность,   открытая Беккерелем);
  • необходимость и случайность переходят друг в друга. Примером могут быть случайные открытия учеными полезных ископаемых, которые, затем, положили начало возникновению новых видов производств, необходимых обществу. Так случайное переходит в необходимое. Сам процесс познания есть движение от случайности к необходимости, затем от необходимости к случайности.

Содержание и форма. Содержание - это совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет. Форма - это структура содержания, внутренне присущая ему.

Содержание    и    форма        находятся    во    взаимосвязи    и взаимозависимости:

  • содержание не существует без формы, а форма без содержания. Содержание всегда оформлено, а форма - содержательна;
  • содержание    активно, форма - статична, она изменяется   в зависимости от изменения содержания.   Форма, порождается содержанием, в то же время она активно влияет на содержание, способствуя или замедляя его развитие;
  • форма обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью. Ликвидация старой формы и утверждение новой требует? порой, значительных усилий (примером здесь, могут быть любые стороны жизни нашего общества. Правда, здесь надо четко определиться, что собой представляет новое, а что - старое);
  • единство содержания и формы не исключает, а предполагает наличие противоречий между ними.

Студенту следует обратить особое внимание та то, что содержание всегда выступает как целое, включающее в себя определенные части. Часть - это относительно самостоятельный элемент целого. Взаимодействие целого и части образует структуру, представляющую собой способ сочетания, принцип связи элементов целого. Элемент - это относительно неделимая часть целого.

Надо заметить, что часть  выявляет свое содержание, как правило, в соотношении с целым, а элемент - в соотношении со структурой и  системой. Система - это совокупность тесно связанных между собою элементов, выступающих по отношению к окружающему миру как единое целое.

В заключение можно отметить, что понятия часть и целое, система, структура, элемент широко используются в различных областях знания, в том числе и в философских исследованиях.

Сущность и явление. Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Сущность совпадает с бытием вещи. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки. По своему содержанию сущность объективна. Ее нельзя изменить или уничтожить (хотя сама она естественным образом может изменяться). Ее уничтожение означало бы уничтожение предмета, процесса. Явление - представляет собой более изменчивую, подвижную, внешнюю сторону предметов. Явление - это форма, в которой обнаруживается сущность.

Сущность и явление  едины и взаимосвязаны, что находит  свое отражение в следующем:

-    сущность и  явление находятся в органической  связи между собой, нет сущности  без явления, как и явления  без сущности;

сущность и явление  непосредственно не совпадают, но   между ними имеется известное соответствие;

-  сущность первична, она определяет явление, явление  вторично, производно;

-    сущность более  устойчива (явление более изменчиво,  подвижно), когда сущность изменяется, это сразу же отражается и в явлениях. Следует помнить, что явление не исчерпывается сущностью, а сущность гораздо глубже явления.

Студенту необходимо обратить внимание на то, что познание движется от явления к сущности и от сущности к явлению. Однако познание есть не только единство этих двух сторон, но и движение мысли от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так без конца. Познание (как и мир) бесконечно.

От сущности необходимо отличать кажимость или видимость (особенно это важно для понимания общественной жизни). Кажется, что Солнце вращается вокруг Земли; ложка, опущенная в воду, видится переломленной.

Возможность и действительность. Возможность - это то, чего еще нет (явление, процесс, предмет), но что может появиться в силу объективных тенденций развития данного явления. Действительность - это то, что уже возникло, реально существует и действует. Иначе говоря, действительность представляет собой осуществленную (состоявшуюся) возможность.

Выделяют абстрактную  или формальную возможность и  реальную или конкретную возможность. Абстрактная возможность -  это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных конкретных условиях не может произойти. Абстрактную возможность составляет все то, что не противоречит законам природы и общества. Реальная возможность - это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения ее в действительность.

Возможность и действительность взаимосвязаны  и переходят друг в друга. Но превращение  их в природе существенно отмечается от их превращения в обществе, так  как: а) в обществе всегда (в силу его сложности) есть много разных возможностей и надо выбирать наиболее реальную; б) возможность в обществе превращается в действительность при обязательном активном участии субъективных факторов (одних объективных предпосылок для такого превращения недостаточно); в) в общественной жизни для превращения желанной возможности в действительность необходимо создавать условия, отказываться от одних и поддерживать, укреплять другие возможности.

От возможности следует отличать невозможность как-то, что противоречит законам природы и общества и не осуществимо нигде и никогда.

При рассмотрении третьего вопроса "Методологическое значение категорий диалектики" следует исходить из того, что сущность методологической функции диалектики определяется ее предметом, ибо диалектика как учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, является всеобщим методом познания и практики. Методологическую функцию выполняют все принципы диалектики, ее законы и категории.

Категории диалектики, во-первых, являются формой проявления элементов диалектического  метода, во-вторых, они представляют ту часть диалектики, которая наиболее подвижна, способна к непрерывному изменению, обогащению и является исторически переходящей.

Современная наука не может обходиться без категорий диалектики, так  как без них невозможно теоретическое воспроизведение действительности и творческое ее преобразование. Категориальный аппарат частных наук применим к определенной сфере мышления, в то время как философские категории пронизывают

собой все области знания.

Более того, очень часто, на начальных этапах познания фундаментальные идеи частных наук разрабатывались в сфере философии. Например, принцип сохранения материи, закон причинности, идеи атомистического строения материи, бесконечности пространства и времени, единства прерывности и непрерывности материи,   эволюции органического мира.

Категории диалектики помогают естествоиспытателям  овладеть диалектикой. Они являются философско-методологическим инструментом, посредством которого преодолевается односторонность в подходе частных  наук к миру и достигается связь конкретного объекта с всеобщим принципом единства мира в рамках данной науки.

 

 

 

 

III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

РАЗДЕЛ 1 . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ

ПРИРОДА КАК ПРЕДМЕТ  ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2 часа)

 

1.  Понятие природы и общества.

2.  Проблема взаимосвязи природы и общества.

3.  Экологический кризис и  пути выхода из него.

 

При рассмотрении первого вопроса "Понятие природы и общества" следует исходить из того, что проблемы взаимосвязи природы и общества стали сегодня глобальными проблемами, связующими воедино весь мир.

Природа, в широком  смысле, это объективная действительность во всем многообразие ее форм, т.е. весь окружающий человека материальный мир.

Не все структурные части  этого мира: Земля, солнечная система, Галактика и Вселенная в целом - одинаково актуальны для человека. Различно они оказывают хвое воздействие на жизнь людей. Поэтому, в узком смысле, под природой понимают совокупность естественных условий существования и развития человека и общества (географическая среда).

В последние годы, говоря о природе,   используется понятие «окружающая среда». Окружающая среда - это географическая среда в единстве со средой «искусственной», т.е. созданной человеком.

Роль природной среды в жизни  общества трудно переоценить. Природа является источником энергетических, промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, оказывая определяющее влияние на размещение предприятий добывающей промышленности и специфику сельскохозяйственного производства, а в этой связи, и на многие процессы расселения человечества. Кроме того, природа, в силу присущей ей цикличности: смена дня ночью, зимы - летом и т.д. - заставляют людей подчиняться этой цикличности.

Природа, для которой характерны такие процессы как землетрясения, тайфуны, бури, ураганы и т.п., может выступать и выступает силой разрушающей плоды человеческого труда.

И, наконец, что весьма важно, природа выступает основой всех человеческих знаний о мире.

Зависимость человека от природы является объективным фактором, действующим  на протяжении всей человеческой истории. Без природной среды человек не может существовать.

Общество представляет собой обособившуюся, специфическую часть природы. Кроме  биологических предпосылок для  возникновения, функционирования и  развития общества необходимы и такие материальные элементы как определенный способ производства и соответствующие ему производительные силы, а также определенные духовные элементы в виде нравственных, правовых, научных, религиозных, философских и иных воззрений. В этом плане, общество - это совокупность всех социальных, экономических и духовных отношений людей, складывающихся на основе данного способа производства, определенного уровня развития науки, культуры, политических и религиозных воззрении.

Природа и общество постоянно взаимодействуют между собой. Основной формой взаимосвязи между ними выступает человеческий труд, в ходе которого человек регулирует обмен веществ между обществом и природой.

При рассмотрении второго вопроса "Проблема взаимосвязи природы и общества" следует знать, что, начиная с глубокой древности, мыслители пытались определить место человека в системе природы. Одни из них считали, что человек, являясь продуктом природы, составляет ее неразрывную часть. Другие - противопоставляли человека природе, считали, что человек должен господствовать над природой. В 20-3Ое годы XX века в СССР был даже лозунг: "Свободу получим, природу научим".

Если добавить к этому, что человеческому  обществу вообще присуще представление  о том, что природа представляет собой неисчерпаемый резервуар  благ, то отсюда становится ясно, что экологические (экология - учение о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой) взгляды и отношение человека к природе долгое время оставались на примитивном, архаичном   уровне.

Одновременно на всем протяжении человеческой истории зависимость человека от природы, как правило, воспринималась как проявление могущественных, сверхъестественных сил.

Решая вопрос о взаимодействии природы  и общества, отдельные социологи - представители так называемого  географического детерминизма - абсолютизировали роль природной среды, брали за основу развития общества географическую среду. Они (Ж. Боден, Ш.Монтескье, Л.И. Мечников) считали, что географическая среда определяет сознание людей, их государственное устройство и нравы. Они недоучитывали того, что: природа, во-первых, изменяется более медленным темпами, чем общество; во-вторых, что человек деятельное существо, активно воздействующее на природу.

Географический детерминизм в  современных условиях проявляется  в геополитике и особенно в астрологии.

Демографический детерминизм  при объяснении общественной жизни абсолютизирует - роль народонаселения. В частности, последователи священника и экономиста XVIII в. Мальтуса -неомальтузианцы, пытаются доказать, что наличие "избыточного" населения (а не состояние экономики и формы управления обществом) являются причиной нищеты и социальной незащищенности людей. Студенту следует понять, что географическая среда и народонаселение играют важную роль в жизни человечества. Однако основополагающий источник развития общества лежит не в этих факторах, а в закономерностях функционирования и развития самого общества, в экономике, культуре.

При рассмотрении третьего вопроса "Экологический кризис и пути выхода из него" следует учитывать, что, развивая производительные силы, человек в орбиту своей деятельности вовлекает все новые и новые вещества природы, используя их с нарастающей интенсивностью.

Информация о работе Философия курс лекций