Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:00, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Файлы: 1 файл

Краткий_конспект_лекций.docx

— 62.34 Кб (Скачать)

Краткий конспект лекций

 

Тема 1. Введение в туризм

 

Туризмология – теория туризма

 

Туризм (от латинского - поездка) – путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха. Туризм обладает большим эмоциональным воздействием на человека. Ассоциация с праздником жизни. Притягательная сила, положительная энергетика – все это характерно для туризма.

Туризм характеризуется как комплексное явление и является объектом междисциплинарных исследований.  Вклад в развитие туризмологии (или рекреалогии) вносят такие дисциплины, как география, экономика, социология, психология, медицина, архитектура и другие естественные, гуманитарные и технические науки.

Туризмология – это специфическая социоэкономическая и социогуманитарная дисциплина, которая носит синтетический характер и характеризуется разветвленными межнаучными связями. Французские теоретики туризма Серж Перро и Жан Мишель Оернер отмечают, что речь идет не только о разных подходах к теоретическим исследованиям туризма – «теоретические модели туризмологии», - но и вместе с тем о том, чтобы теория туризма оказывала содействие развитию туристской индустрии.

Индустрия туризма понимается широко как экономическая, социальная, так и индивидуальная деятельность, которая охватывает самые  разнообразные области и формы  общественной культуры. Перспективы развития туризмологии - это путь от разрозненных монодисциплинарных взглядов к созданию системных представлений о туризме.

Рекреация – это совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющихся местом их постоянного жительства. Рекреацию по её продолжительности можно разделить, во-первых, на кратковременную  (с возвращением на ночлег в места постоянного проживания) и. во-вторых,   длительную  (с ночлегом вне места постоянного проживания).

 

Туризм как объект университетского образования

 

В развитии этой дисциплины существуют самые разные подходы, модели и принципы. «Испанская модель» подготовки специалистов университетского уровня в области информации и связей в сфере международного туризма включает  4 блока:

    • технология и организация туризма;
    • предпринимательство в туризме;
    • гуманитарные дисциплины, включая историю        изобразительных искусств мира;
    • изучение иностранных языков.

 

Международный туризм  стал  в последнюю четверть ХХ века одним из ведущих секторов мирового хозяйства. По разным оценкам, на его долю  приходится от 8 до 10 % совокупного мирового ВВП, 6% мирового экспорта, 11% всех рабочих мест связаны  с этим сектором услуг, 5% всех налоговых  поступлений.

Международный туризм - это крупная, высокодоходная, быстроокупаемая  и наиболее динамичная отрасль мирового хозяйства, обладающая очевидным мультипликационным  эффектом. Существует прямо пропорциональная зависимость между динамикой международного туризма и всеми другими секторами мирового хозяйства. Отметим, что при этом туризм оказывает более существенное влияние на все отрасли сферы, чем они на него. Туризм оказывает сильное воздействие на такие ключевые отрасли хозяйства как: транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство и многие другие и является катализатором социально-экономического развития страны. Туризм оказывает положительное влияние на весь хозяйственный организм страны.

 

ХХI  век - век туризма

 

За фантастически  быстрые темпы роста, туризм получил название феномена ХХ века.  Если в 1950 году в мире было зафиксировано 25 млн. международных туристских прибытий, то в конце ХХ века (1998г.) они составили около 600 млн. Прогнозируется удвоение этой цифры к 2015 г. и превращение мировой индустрии туризма в ведущую экспортную отрасль мира. По прогнозам к 2020 г. число турприбытий достигнет 1,6 млрд. единиц. ХХI  век называют веком туризма. Поступления от туризма будут играть возрастающую роль в международных экономических отношениях. За период 1950-2003 гг. поступления от туризма выросли более чем в 140 раз. Доходы от туризма в 2006г. составили 735 млрд. долларов  (для сравнения: в 1990г. – 264 млрд. долларов).

Роль индустрии туризма в  мировой и социальной экономике

Для целого ряда  стран мира международный  туризм превратился в одну из основных отраслей их национального хозяйства. Международный въездной туризм  ведущей туристской державы мира Франции превысил 79 млн.; Испании -58,5; США – свыше 51 млн.; Китая –  около 50 млн.; Италии – более 47 млн. (2006г.) Испанию посетило в 2006г. более 58 млн. туристов, что больше собственного населения страны. Поступления от международного туризма в эту  страну в 2006г. составили более 51 млрд. долларов. Для Китая вплоть до 1990-х гг. ХХ века въездной международный туризм был совершенно не характерен. Буквально на глазах Китай превратился в одну из ведущих стран в географии мировой индустрии туризма. И дело здесь не только в исключительном туристско-рекреационном потенциале Китая, но и в наличии эффективной государственной политики  по развитию его индустрии туризма и привлечению зарубежных туристов. Отметим также, что Китай тратит огромные средства для сохранения своего национального культурно-исторического наследия. Китайцы отчетливо понимают, что с перемещением центра мировой экономики и политики в АТР эта дорогостоящая работа вернется в бюджет страны колоссальными туристскими доходами. Именно поэтому в Китае не считаются с затратами на расширение и модернизацию гостиничной сети, систем инфраструктуры и промышленность сувениров.

Удачно  используют свои туристско-рекреационные  ресурсы и многие средние, малые  и сверхмалые страны, и не только Азии, Африки и Латинской Америки, но и Европы. Крошечное европейское  государство Сан-Марино, древнейшее из современных государств, его возникновение относят к 301 году, никакими особенными туристскими красотами не обладает. Но ежегодно в Сан-Марино с площадью в 61 кв. км и населением в 25 тыс. человек бывает 5-6 млн. туристов. В этой стране ВВП на душу населения превышает 20 тысяч долларов.

 Международный туризм стал своеобразной спасительной нишей для многих островных государств Азии, Африки и Латинской Америки.  Во многом, это произошло потому, что огромные усилия  в этом направлении предпринимали и предпринимают их правительства и общественность. И, напротив, если государство в этом важном деле ничего не делает, а «умывает руки», то следствие – провал национальной индустрии туризма. Что явно имеет место в ряде стран Восточной Европы (за исключением Венгрии, Чехии и Польши) и почти во всех постсоветских республиках бывшего СССР.

Доля  индустрии туризма в валовом  национальном доходе  Венгрии, Чехии, Австрии, Швеции, Италии, Франции, Испании  и Португалии составляет 15-35%. Удельный вес доходов от иностранного туризма  в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет: в Испании – 35%, Австралии – 36%, Греции – 36%, Швейцарии – 12%, Италии – 11%, Португалии – 21%,  на Кипре – 52%. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма приходится 10-15% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет, Парагвай, Коста-Рика). В ряде развивающихся стран этот показатель значительно выше: в Колумбии – 20%, на Ямайке- 30%, в Панаме – 55%, на Гаити – 73%.

 

Экономическая роль международного туризма

 

Она многопланова, но в суммарном виде расценивается через влияние международного туризма страны на её платежный баланс. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают,  таким образом,  валютные поступления в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют её платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов называется активным туризмом. Напротив, выезд туристов, сопровождаемый оттоком национальной денежной единицы, из страны их постоянного проживания называется пассивным туризмом.  Международные платежи фиксируются в пассиве платежного баланса страны «поставщика» туристов. Отсюда очевидно, что каждая страна заинтересована в превышении валютных поступлений от международного туризма над их потерей в связи с пассивным туризмом (т.е. с чистым оттоком средств). Такой чистый отток характерен, например, для Германии. Лидером по величине доходов от обслуживания туристов по итогам 2007г. стали США, заработавшие 68,4 млрд. долларов. За ними следуют Франция (29,3), Испания (27,3), Италия (24,4) и Великобритания (19,2). Россия на 16 месте с результатом 6,3. Судя по данным ВТО,  американцы и потратили на путешествия больше всех в мире – свыше 58 млрд. долларов. Общие туристические затраты немцев – 47,5; англичан – 34,3;  японцев – 28,7; испанцев – 21,5. Россия на 13 месте – 7,6.

 

Социальный аспект

По данным ВТО комплексное обслуживание одного туриста влечет за собой создание 9 новых рабочих мест (причём стоимость  их создания в несколько раз ниже, чем в других отраслях). В течение ближайших 10-ти лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в странах ЕС. По прогнозам, в этом секторе может быть создано дополнительно от 2,2 до 3,3 млн. рабочих мест. Ежегодно число вакансий в туристической отрасли увеличивается на 1%, что делает туризм крупнейшим производителем рабочих мест в Европе наряду с телекоммуникационной и мультимедийной отраслями.

Развитие туризма как отрасли  хозяйства неразрывно связано со стратегией   устойчивого развития

 

Туризм – это сложная по своему составу отрасль экономики, не однозначная.

Туризм  может обеспечить высокое качество жизни людей на основе экологически целесообразного природопользования. В июне 1992г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро были провозглашены 27 принципов, содержащих концепцию устойчивого развития. Согласно первому принципу «в центре внимания устойчивого развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».

 

Глобализация и туризм

 

Страны мира и Россия постепенно втягиваются в процесс глобализации.  Глобализация объективный процесс и избежать её практически невозможно. Процесс глобализации затронул и туризм.  Туристские  связи ведут к расширению контактов между народами, к увеличению их интенсивности.

Глобализация  туризма сопровождается мощными  процессами транснационализации. Это выражается, прежде всего, в создании  ТНК в виде, так называемых, гостиничных цепей. Они охватывают десятки стран. В настоящее время в Северной Америке и Европе насчитывается свыше 3-х тысяч гостиничных цепей. В каждой – не менее 10-ти членов. Результат их распространения выражается во внедрении новейших технологий обслуживания путешествующих лиц.

 

Информационные технологии и туризм

 

Информационные технологии являются одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности туристического бизнеса. 

Существенное  влияние на развитие туристического рынка оказывают технологии продвижения  туристических продуктов и услуг. Речь идет о маркетинге и рекламе  туристических фирм в сети Интернет. Перспективное развитие получат  электронные офисы, через которые  можно будет приобрести тур, оплатить билеты на транспорт, оплатить культурные и развлекательные мероприятия  в любой точке мира.

Еще одним  важным направлением развития информационных систем в туризме являются компьютерные системы резервирования CRS. Их цель – оптимизация бронирования авиабилетов в режиме реального времени.

С каждым годом среди туристов растет популярность технологий мультимедиа – туристические  справочники, брошюры, каталоги, которые  размещаются в Интернете либо на компакт-дисках. Подобные электронные  материалы выполняют две функции: познавательную и справочную.

В туризме  широко используется еще один вид  информационных технологий – туристические  информационные системы,  с помощью  которых осуществляется ввод, редактирование, хранение информации о клиентах, гостиницах, турах и т.д. Данные системы существенно облегчают работу с документами.

 

В туризме эффективно работает  рыночная система

Главная задача – развитие спроса на  туристские ценности страны. Соответственно спросу развивается предложение. Затраты на туризм окупаются в течение 2-3-х лет и в результате получаются высокие доходы. Туристический бизнес привлекателен по следующим причинам:

  • небольшие стартовые инвестиции;
  • растущий спрос на туристские услуги;
  • высокий уровень рентабельности;
  • минимальный срок окупаемости затрат.

Факторы развития индустрии туризма

Развитие  туристской индустрии зависит от комплекса объективных и субъективных факторов. Важнейшими из них являются:

  • наличие культурно-исторических ценностей и инфраструктуры;
  • благоприятные климатические условия;
  • экскурсионная значимость и доступность;
  • масштабы финансовых, трудовых, производственных, информационных ресурсов, направленных в развитие туриндустрии;
  • стабильность и безопасность социально-политического и экономического положения страны;
  • рост общественного богатства и доходов населения.

 

Тема 2. История туризма и индустрии туризма

Основные этапы развития туризма

В развитии туризма и индустрии  туризма выделяют четыре основных этапа:  Первый этап – до начала ХIХ в. – так называемая, предыстория  туризма. Второй этап – начало ХIХ в.- начало ХХ в. – этап развития элитарного туризма и зарождения специализированных предприятий по производству туристических услуг. Третий этап – начало ХХ в. – до ВОВ – начало становления социального туризма. И, наконец, четвертый этап – начался после  ВОВ и продолжается до сих пор – современный этап развития туризма, для которого характерен массовый туризм, формирование туристической индустрии.

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"