Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:00, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"
Взаимосвязь внутреннего и международного туризма
Несмотря на существенные различия международный и внутренний туризм тесно связаны между собой. Внутренний туризм выступает в роли катализатора международного. Он способствует освоению новых туристско-рекреационных ресурсов и регионов, созданию туристской инфраструктуры, подготовке специалистов. Тем самым способствует интеграции страны в международную индустрию туризма. В последнее время наблюдается процесс упрощения туристских формальностей – это сближает два вида туризма. Положительный пример дает объединенная Европа (Маастрихтские и Шенгенские соглашения). Общая денежная единица, свободное движение товаров, капитала, услуг, рабочей силы, т.е. фактическая отмена границ – все это открывает широкие перспективы для роста туристских обменов. Создание единого визового пространства способствовало приросту прибытий во Францию, Италию, Германию, Испанию, Португалию, Бельгию, Австрию и др. страны Европы из Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Решающий фактор расширения потоков из Азии в ЕС – экономия средств и времени на поездки (единичная виза в одну из европейских стран обходилась в 70 долларов, а если тур трансевропейский, то расходы составляли не одну сотню долларов; процесс получения виз был очень длительным – несколько месяцев). Новый порядок въезда на территорию ЕС значительно упрощает и удешевляет путешествия. Внутриевропейский туризм превратился для граждан этих стран в свободное перемещение без всяких формальностей.
Классификация туризма исходя из целей путешествия
Вопрос о классификации туризма исходя из целей путешествия до сих пор остается дискуссионным. Большинство авторов единодушны и различают путешествия с целью развлечения и отдыха, с одной стороны, и деловой туризм – с другой.
Путешествия с целью развлечения и отдыха
Путешествия с целью развлечения и отдыха являются основным направлением развития международных туристских обменов. На их долю приходится около 70% мирового туризма. Они включают – оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки, шоп-туры и т.д. По-прежнему, повышенный спрос на поездки к солнцу и морю (купально-пляжный отдых традиционно считается лучшим способом восстановления сил, нервов и энергии). Оздоровительный туризм постепенно меняется. Туристические потоки изменяют ориентацию с моря в другие районы (горы, а также путешествия, связанные с приключениями и риском).
Познавательный туризм
Наряду с оздоровительным и спортивным, к числу ведущих суботраслей туризма также относят познавательный туризм. Для многих туристов, отдых – это ознакомление с историей, культурой страны, посещение театров, музеев, выставок, концертов и т.д. и т.п.
Этнический туризм
В последнее время широко распространены частные поездки или этнический туризм – посещение родственников, знакомых, родины предков. Они обеспечивают 10% мирового туристического потока.
Деловой туризм
Он охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командировки. Это поездки для участия: в съездах, научных конгрессах, конференциях, семинарах (производственных), международных ярмарках, выставках и салонах. Деловой туризм – наиболее перспективная и высокорентабельная отрасль туризма. Его доля в международном туристском обмене достигла 20%.
В настоящее время объём мирового рынка MICE (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) эксперты оценивают в сумму, превышающую полтриллиона долларов. В перспективе эта цифра может составить два триллиона долларов. В России бизнес-туризм также растет быстрыми темпами. По оценкам экспертов ежегодный рост составляет до 25%.
Классификации туризма по видам и формам
В основу классификаций положены разные признаки:
1. По источникам финансирования различают социальный и коммерческий туризм;
2. По возрастному составу участников путешествия (туризм пожилых людей, туризм людей среднего возраста, молодежный туризм);
3. По виду используемых природных ресурсов (купально-пляжный, лечебный (бальнеологический), сельский или агротуризм, экологический, горный);
4. По числу участников путешествия (индивидуальный и групповой);
5. По ритмике туристских потоков (сезонный, круглогодичный). Сезонный бывает: летний, зимний и межсезонный;
6. По видам используемых транспортных средств (автомобильный, автобусный, железнодорожный, авиационный, пароходный, пеший, конный, велосипедный);
7. По дальности поездки (ближний и дальний);
8. По продолжительности путешествия (краткосрочный и долгосрочный). Краткосрочный подразделяется на соседний приграничный туризм и маршруты выходного дня;
9. По способу организации путешествия (неорганизованный и организованный);
10. По способу размещения туристов на маршруте (гостиничного типа и не гостиничного типа).
Организованный и неорганизованный туризм
Индивидуальный и групповой туризм
Коммерческий и социальный туризм
Первоначально вся туристическая деятельность носила коммерческий характер и осуществлялась с единственной целью - извлечение прибыли. Коммерческий туризм рассчитан, в основном, на лиц с высоким и средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать туристические расходы из семейных бюджетов.
В противовес коммерческому туризму возникло понятие социального туризма. Социальный туризм – гарантированный минимум в сфере отдыха, его идея была одобрена на национальном и международном уровнях. Социальный туризм – туризм низкодоходных слоёв населения. Иногда социальный туризм отождествляется с туризмом рабочих.
Система социальной защиты малоимущих в зарубежных странах
Материальная помощь предоставляется в разных формах. Например, в виде отпускных чеков, гарантирующих отдых в сфере социального туризма. Данная система социальной защиты успешно развивается во Франции. Трудящиеся вносят денежные средства в кассу, на вложенную сумму предприятие ежемесячно начисляет премиальные в размере 25% и по истечении установленного срока (от 4 до 12 месяцев) выдаёт отпускные чеки. Владелец чека может оплатить с его помощью услуги туристических предприятий, входящих в Национальное агентство отпускных чеков. Ежегодно они обеспечивают отдых 4 млн. человек из низкодоходных семей. Существуют и другие льготы на отдыхе. Американские гостиницы компании «Свиссотель» в Бостоне, Атланте, Нью-Йорке, Чикаго установили пожилым людям льготные цены на размещение в зависимости от возраста.
Профсоюзный туризм в б. СССР
Классический пример социального туризма – профсоюзный туризм в СССР, который носил дотационный характер.
Массовый и элитарный туризм
Особенность современного этапа развития туризма раскрывается через понятие массового туризма. Оно отражает расширение туристического движения. В странах Запада более половины населения является потребителями туристических товаров и услуг. Массовый туризм - это альтернатива аристократическому туризму ХIХ в., отдельным дорогостоящим видам туризма для избранной публики.
Элитарный туризм – «туристский локомотив»
Этот вид туризма рассчитан на состоятельную клиентуру. Уровень цен на рынке не имеет особого значения для них. Но они предъявляют повышенные требования к уровню качества обслуживания. В связи с этим, отметим особую роль этого вида туризма в развитии туристического бизнеса в целом. Потому что он способствует распространению более высоких стандартов обслуживания.
Экологический туризм
Возник
относительно недавно на «зеленой »
волне и получил широкое
Агротуризм - это серьезный и достаточно развитой вид туризма в США и ЕС. Агротуризм это вид бизнеса, рынок весьма конкурентен. В Австрии один из фермеров для привлечения гостей позволяет через свой сайт как бы арендовать любую из своих коров, чтобы простимулировать арендатора приехать к ней позже. Навестив выбранную корову можно попить парного молока и отведать сыра, подоить и покормить её. Если приехать на ферму времени нет, то за выбранной коровой можно понаблюдать через вебкамеру. Агротуризм не единственная статья доходов фермера – деньги приносит и продукция животноводства. Развивая агротуризм, фермеры тем самым сохраняют среду обитания, что очень важно с их точки зрения для будущего. Сохранить природу можно только поняв, что она собой представляет. Агротуризм в силу легкой доступности оказался чрезвычайно полезен для этого понимания. В особенности для детей.
Тема 4. Туристско-рекреационные ресурсы и их uспользование
Туристско-рекреационные
Туристический бизнес может быть осуществлен при наличии 4-х основных составляющих:
1) капитала;
2) технологии;
3) кадров;
4) туристских ресурсов.
Туристские ресурсы
Это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Туристские ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в регионе.
Свойства туристских ресурсов
Туристское районирование
Туристское природопользование тесно связано с понятием рекреационной системы, состоящей из ряда подсистем: турист, природный комплекс, инфраструктура, персонал, органы управления. Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов в рамках рекреационной системы вся территория России распределена на туристские экономические районы и зоны потенциального развития туризма Федерального значения.
Туристско-рекреационные ресурсы России
Роль туристско-рекреационных
Россия состоит из регионов, резко отличающихся между собой по природно-климатическим условиям, ресурсному потенциалу, уровню экономического развития, составу населения, культурно-историческим традициям. Одним из направлений государственной региональной политики РФ является положение о необходимости выравнивания уровня развития регионов с точки зрения экономики и социального положения граждан. Предполагается приступить к реализации стратегии территориального социально-экономического развития за счет инвестиционного обеспечения этого процесса и за счет развития современного комплекса туристических услуг.