Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:00, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Файлы: 1 файл

Краткий_конспект_лекций.docx

— 62.34 Кб (Скачать)

Взаимосвязь внутреннего и международного туризма

Несмотря на существенные различия международный и внутренний туризм тесно связаны между собой. Внутренний туризм выступает в роли катализатора международного. Он способствует освоению новых туристско-рекреационных ресурсов и регионов, созданию туристской инфраструктуры, подготовке специалистов. Тем самым способствует интеграции страны в международную индустрию туризма. В последнее время наблюдается процесс упрощения туристских формальностей – это сближает два вида туризма. Положительный пример дает объединенная Европа (Маастрихтские и Шенгенские соглашения). Общая денежная единица, свободное движение товаров, капитала, услуг, рабочей силы,  т.е. фактическая отмена границ – все это открывает широкие перспективы для роста туристских обменов. Создание единого визового пространства способствовало приросту прибытий во Францию, Италию, Германию, Испанию, Португалию, Бельгию, Австрию и др. страны Европы из Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Решающий фактор расширения потоков из Азии в ЕС – экономия средств и времени на поездки (единичная виза в одну из европейских стран обходилась в 70 долларов, а если тур трансевропейский, то расходы составляли не одну сотню долларов; процесс получения виз был очень длительным – несколько месяцев). Новый порядок въезда на территорию ЕС значительно упрощает и удешевляет путешествия. Внутриевропейский туризм превратился для граждан этих стран в свободное перемещение без всяких формальностей.

Классификация туризма исходя из целей  путешествия

Вопрос о классификации туризма исходя из целей путешествия до сих пор остается дискуссионным. Большинство авторов единодушны и различают путешествия с целью развлечения и отдыха, с одной стороны, и деловой туризм – с другой.

Путешествия с целью развлечения  и отдыха

Путешествия с целью развлечения и отдыха являются основным направлением развития международных туристских обменов. На их долю приходится около 70% мирового туризма. Они включают – оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки, шоп-туры и т.д. По-прежнему, повышенный спрос на поездки к солнцу и морю (купально-пляжный отдых традиционно считается лучшим способом восстановления сил, нервов и энергии). Оздоровительный туризм постепенно меняется. Туристические потоки изменяют ориентацию с моря в другие районы (горы, а также путешествия, связанные с приключениями и риском).

Познавательный туризм

Наряду  с оздоровительным и спортивным, к числу ведущих суботраслей туризма также относят познавательный туризм. Для многих туристов, отдых – это ознакомление с историей, культурой страны, посещение театров, музеев, выставок, концертов и т.д. и т.п.

Этнический туризм

В последнее время широко распространены частные поездки или этнический туризм – посещение родственников, знакомых, родины предков. Они обеспечивают 10% мирового туристического потока.

Деловой туризм

Он охватывает путешествия со служебными целями без  получения доходов по месту командировки. Это поездки для участия: в съездах, научных конгрессах, конференциях, семинарах (производственных), международных ярмарках, выставках и салонах. Деловой туризм – наиболее перспективная и высокорентабельная отрасль туризма. Его доля в международном туристском обмене достигла 20%.

 

В настоящее  время объём мирового рынка MICE (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) эксперты оценивают в сумму, превышающую полтриллиона долларов. В перспективе эта цифра может составить два триллиона долларов. В России бизнес-туризм также растет быстрыми темпами. По оценкам экспертов ежегодный рост составляет до 25%.

Классификации туризма по видам  и формам

 В  основу классификаций положены разные признаки:

1. По источникам финансирования  различают социальный и коммерческий туризм;

2. По возрастному составу участников путешествия (туризм пожилых людей, туризм  людей среднего возраста, молодежный туризм);

3. По виду используемых природных  ресурсов (купально-пляжный, лечебный (бальнеологический), сельский или агротуризм, экологический, горный);

4. По числу участников путешествия (индивидуальный и групповой);

5. По ритмике туристских потоков (сезонный, круглогодичный). Сезонный бывает: летний, зимний и межсезонный;

  6.  По видам используемых транспортных средств (автомобильный, автобусный, железнодорожный, авиационный, пароходный, пеший, конный, велосипедный);

  7.   По дальности поездки (ближний и дальний);

  8. По продолжительности путешествия (краткосрочный и долгосрочный). Краткосрочный подразделяется на соседний приграничный туризм и маршруты выходного дня;

   9. По способу организации путешествия (неорганизованный и организованный);

  10. По способу размещения туристов на маршруте  (гостиничного типа и не гостиничного типа).

 

Организованный  и  неорганизованный туризм

  • Строго регламентированные путешествия, предлагаемые турфирмами и реализуемые на условиях предварительной оплаты называются организованным туризмом.
  • Неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с туристическими фирмами или общественными организациями. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания (например,  «автостоп» широко распространен на Западе. Его доля примерно 2/3 общего числа туристических поездок)

Индивидуальный и групповой  туризм

  • Такое деление туризма происходит в зависимости от числа туристов, одновременно и совместно совершающих путешествие по одному маршруту.
  • Групповые путешествия организуются на основе общности интересов их участников (археологические, искусствоведческие, исторические туры, любители лыжных прогулок, сафари и мн.др.)

Коммерческий и социальный туризм

Первоначально вся туристическая деятельность носила коммерческий характер и осуществлялась с единственной целью  -  извлечение прибыли. Коммерческий туризм рассчитан, в основном, на лиц с высоким и средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать туристические расходы из семейных бюджетов.

В противовес коммерческому туризму  возникло понятие социального туризма. Социальный туризм – гарантированный минимум в сфере отдыха, его идея была одобрена на национальном и международном уровнях. Социальный туризм – туризм низкодоходных слоёв населения. Иногда социальный туризм отождествляется с туризмом рабочих.

Система социальной защиты малоимущих в зарубежных странах

Материальная  помощь предоставляется в разных формах. Например,  в виде отпускных  чеков, гарантирующих отдых в  сфере социального туризма. Данная система социальной защиты успешно  развивается во Франции. Трудящиеся вносят денежные средства в кассу, на вложенную сумму предприятие  ежемесячно начисляет премиальные  в размере 25% и по истечении установленного срока (от 4 до 12 месяцев) выдаёт отпускные  чеки. Владелец чека может оплатить с его помощью услуги туристических  предприятий, входящих в Национальное агентство отпускных чеков. Ежегодно они обеспечивают отдых 4 млн. человек  из низкодоходных семей. Существуют и другие льготы на отдыхе. Американские гостиницы компании «Свиссотель» в Бостоне, Атланте, Нью-Йорке, Чикаго установили пожилым людям льготные цены на размещение в зависимости от возраста.

Профсоюзный туризм в б. СССР

Классический  пример социального туризма –  профсоюзный туризм в СССР, который  носил дотационный характер.

Массовый и элитарный туризм

Особенность современного этапа развития туризма раскрывается через понятие массового туризма. Оно отражает расширение туристического движения. В странах Запада более половины населения является потребителями туристических товаров и услуг. Массовый туризм - это альтернатива аристократическому туризму ХIХ в., отдельным дорогостоящим видам туризма для избранной публики.

Элитарный туризм – «туристский  локомотив»

Этот  вид туризма рассчитан на состоятельную  клиентуру. Уровень цен на рынке  не имеет особого значения для  них. Но они предъявляют повышенные требования  к уровню качества обслуживания. В связи с этим, отметим особую роль этого вида туризма в развитии туристического бизнеса в целом. Потому что он способствует распространению  более высоких стандартов обслуживания.

Экологический туризм

Возник  относительно недавно на «зеленой »  волне и получил широкое распространение  на Западе. Экотуризм - это путешествия в районы с относительно хорошо сохранившейся природной средой с целью получить представление об естественных  и культурно-этнографических особенностях местности. С экономической точки зрения он очень полезен, так как создает условия,  при которых охрана окружающей среды становится выгодным делом.

Агротуризм  -  это серьезный и достаточно развитой вид туризма в США и ЕС. Агротуризм это вид бизнеса, рынок весьма конкурентен. В Австрии один из фермеров для привлечения гостей позволяет через свой сайт как бы арендовать любую из своих коров, чтобы простимулировать арендатора приехать к ней позже. Навестив выбранную корову можно попить парного молока и отведать сыра, подоить и покормить её. Если приехать на ферму времени нет, то за выбранной коровой можно понаблюдать через вебкамеру. Агротуризм не единственная статья доходов фермера – деньги приносит и продукция животноводства. Развивая агротуризм,  фермеры тем самым сохраняют среду обитания, что очень важно с их точки зрения для будущего. Сохранить природу можно только поняв, что она собой представляет. Агротуризм в силу легкой доступности оказался чрезвычайно полезен для этого понимания. В особенности для детей.

Тема 4. Туристско-рекреационные  ресурсы и их uспользование

Туристско-рекреационные ресурсы

Туристический бизнес может быть осуществлен  при наличии 4-х основных составляющих:

   1) капитала;

   2) технологии;

   3) кадров;

   4) туристских ресурсов.

Туристские ресурсы

Это совокупность природных и искусственно созданных  человеком объектов, пригодных для  создания туристского продукта. Туристские ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в регионе.

Свойства туристских ресурсов

  • Аттрактивность (привлекательность)
  • Климатические условия
  • Доступность
  • Степень изученности
  • Экскурсионная значимость
  • Пейзажные и видеоэкологические характеристики
  • Социально-демографические характеристики
  • Потенциальный запас
  • Способ использования
  • И др.

Туристское районирование

Туристское природопользование  тесно связано с понятием рекреационной  системы, состоящей из ряда подсистем: турист, природный комплекс, инфраструктура, персонал, органы управления.  Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов в рамках рекреационной системы вся территория  России распределена на туристские экономические районы и зоны потенциального развития туризма  Федерального значения.

Туристско-рекреационные ресурсы России

  • Некоторые специалисты пессимистически смотрят на перспективы развития российской индустрии туризма. При этом выдвигается тезис о том, что в России благоприятные туристско-рекреационные условия занимают якобы менее 10% её территории, а ресурсы европейской части России сильно истощены и требуют много лет для их воспроизводства.
  • С этим согласиться нельзя хотя бы потому, что реальной оценки состояния наших природно-рекреационных условий никто по существу и не предпринимал. Но дело даже не в этом. И 10% нашей территории (а это 1,7 млн.кв.км) вполне достаточно для организации въездного международного туризма в Россию в самом значительном объеме.
  • Традиционно массовый иностранный туризм в России приходится всего на три региона: Москву, Санкт-Петербург и «Золотое кольцо» России (Золотое кольцо древних русских городов: Суздаль, Владимир, Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Тверь, Торжок и др.)
  • Краснодарский край за счет курортов Черноморского побережья Кавказа и Ставропольский край за счет бальнеологических курортов – Кавказские минеральные воды – концентрируют почти 1/3 всего природно-рекреационного потенциала России.
  • Россия обладает колоссальным туристическим потенциалом. В списке объектов Всемирного наследия, который включает 855 объектов в 142 странах мира, 23 российских объекта: исторический центр Санкт-Петербурга, Московский Кремль и Красная Площадь, озеро Байкал, исторические памятники Казани, Новгорода, Владимира, Суздаля и др.

Роль туристско-рекреационных ресурсов России в выравнивании регионов по уровню социально-экономического развития

Россия  состоит из регионов, резко отличающихся между собой по природно-климатическим  условиям, ресурсному потенциалу, уровню экономического развития, составу населения, культурно-историческим традициям. Одним из направлений государственной региональной политики РФ является положение о необходимости выравнивания уровня развития регионов с точки зрения экономики и социального положения граждан. Предполагается приступить к реализации стратегии территориального социально-экономического развития за счет инвестиционного обеспечения этого процесса и за счет развития современного комплекса туристических услуг.

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"