Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:00, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Файлы: 1 файл

Краткий_конспект_лекций.docx

— 62.34 Кб (Скачать)

Краткая характеристика первого этапа

Античные времена – основной мотив путешествия – торговля, образовательные цели, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились спортивные поездки: участники и зрители Олимпийских игр собирались со всей страны. В средние века – усиливается религиозный фактор путешествия – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые дворяне, перед тем как начать профессиональную деятельность, отправлялись в «грантур» по Европе.

Отличительные черты  путешествий до сер. ХIХ в.

Примитивизм средств передвижения. Путешествие было необходимым условием к достижению какой-то цели: торговые дела, образование, лечение. Путешественники  этого времени занимали привилегированное  положение в обществе, «маленький человек» оставался в стороне.

Краткая характеристика второго этапа

Важнейшую роль в развитии туризма  сыграли революционные изменения  в развитии транспорта, а также  расширение сети дорог в Европе. Бурными темпами развивается морское сообщение, возникают крупные пароходные компании. Введение гарантированных, неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (в 1873 г. в Германии впервые были установлены законодательно отпуска государственным служащим). Потоки путешествующих лиц росли. Соответственно возникали первые специализированные предприятия по обслуживанию временных посетителей. Строятся первые гостиницы, открываются первые бюро путешествий в Германии и Швейцарии. Все было роскошным и рассчитано, главным образом, на аристократов.

Начало современного туризма

Обычно связывают с первым пэкидж-туром, т.е. комплексом туристических услуг, продаваемым по единой цене, который был организован англичанином Т. Куком в 1841 г. В поездке по железной дороге приняли участие 570 человек – членов общества трезвости, каждому из которых она стоила 1 шиллинг. Во время путешествия звучала музыка, и всех угощали чаем с булочками.

Краткая характеристика третьего этапа

Очевидно, что войны и депрессия 1930-х  гг. ХХ в. оказали негативное влияние  на развитие туризма. Но именно между  первой и второй мировой войнами  появляются первые ростки массового  туризма. Идея проста – вовлечение «маленького человека» в туризм. Швейцарская фирма «Отельплан», одна из первых, стала предлагать массовые, дешевые турпоездки, которые становятся основным продуктом фирмы. «Народный туризм» или социальный туризм имел успех. Фирма реализовала 52648 турпоездок уже в первом финансовом году.

Краткая характеристика четвертого этапа

ВОВ резко  сократила объем международного туризма. Постепенно начал возрождаться туризм в Европе. Довоенный уровень  был достигнут в конце 40-х гг. Туристские обмены получили широкое развитие в США, Канаде, Мексике, Панаме, на Кубе. В послевоенные годы туризм приобретает действительно массовый характер. Формируется мощная индустрия отдыха. 1950-1960-е гг. – период массового строительства гостиниц, мотелей, разных увеселительных заведений.

ВТО

1960-1970-е  гг. ХХ в. характеризуются быстрым ростом въездного и выездного туризма, увеличением числа туристических предприятий и объемов их производства. В 1975г. была создана ВТО – Межправительственная Всемирная туристская организация. Её создание свидетельствовало о всеобщем признании экономического и политического значения международного туризма.

Особенности развития туризма в 1980-е  гг. ХХ в.

Темпы роста  замедлились, но остались устойчивыми при высоком уровне объёмов производства. Начиная с 1980-х гг. в массовом туризме, кроме элиты, среднего класса принимает участие население с низким уровнем доходов – рабочие и служащие, молодежь. Прогресс науки и техники, особенно в области авиационного транспорта. Снижение стоимости перевозок (сер.50-х гг. стоимость перелета более 1 тысячи долларов; начало 60-х гг. авиатарифы для туристов снизились в 3-4 раза). Рост материального благосостояния и фонда свободного времени.

Современный туризм

Туристические потоки становились все более  полнокровными, массовыми и туризм постепенно приобрел современный облик. В настоящее время туристическое движение развивается интенсивно, но неравномерно. В отдельные периоды, связанные с политической напряженностью, боевыми действиями, терактами, стихийными бедствиями и т.д. и т.п.  наблюдается спад в международном туризме.

Что такое туризм?

Туризм  рассматривается не однозначно; обычно он порождает у людей разные ассоциации. Для большинства туризм связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием и положительными эмоциями.  Для других – туризм является работой, причем очень напряженной и ответственной. Туризм – сложное социальное явление, которое до сих пор недостаточно изучено и трудно поддаётся количественной оценке.

Статистическое определение туризма

В международной  статистике под туризмом понимают одну из форм миграции населения, которая  не связана с переменой постоянного  места жительства или работы. За единицу статистического наблюдения в туризме принят турист. 

Понятие «турист»

Это понятие  не раз претерпевало изменения и  дополнения в процессе своего исторического  развития. Необходимость его дефиниции возникла в первой половине ХХ в. и была обусловлена увеличением туристических потоков и растущим значением туризма.

Турист – это временный посетитель, т.е. лицо, которое находится в стране, не являющейся его постоянным местом жительства, с любой целью, кроме осуществления оплачиваемой деятельности. Основным принципом классификации путешествующих лиц и критерием выделения среди них туристов является цель (мотив) пребывания за границей. Для удобства статистического учёта по рекомендации ВТО они были объединены в три блока – развлечения, удовлетворение профессиональных интересов и прочие туристические цели (учёба, лечение, транзит, разное). Решающее значение имеет длительность пребывания за границей. В зависимости от продолжительности путешествия временные посетители подразделяются на «чистых» туристов и экскурсантов. Международный турист – это человек, который находится за пределами страны постоянного жительства, по меньшей мере, одну ночь, но не свыше года. Экскурсант – это лицо, совершающее поездку в течение дня, как правило, без ночевки. В классификации они выделяются в качестве самостоятельной категории. Люди, прибывшие с туристическими целями и остающиеся в стране дольше установленного срока, по существующим стандартам относятся к постоянным жителям. Исключение составляют случаи, когда разрешено более длительное пребывание или возобновлено годичное разрешение.

Понятие «международный турист»

Во-первых, используется в отношении лиц, которые предприняли поездку за пределы страны их постоянного местожительства;

Во-вторых, путешествуют для развлечения, удовлетворения профессиональных интересов или с другими туристическими целями;

В-третьих, и находятся за границей временно.

Только соблюдение всех перечисленных  требований в совокупности позволяет  рассматривать путешествующее лицо в качестве международного туриста.

Сущностное определение туризма

Туризм есть  совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы.

Туризм как система

Включает  в себя две подсистемы: 

  • Субъект туристской деятельности (туристы) и
  • Объект туристской деятельности (туристские ресурсы, предприятия и организации, органы управления)

Туристские ресурсы.

Земля – один из главных факторов производства туристического продукта. Она служит пространственно-территориальным базисом размещения туристических предприятий. От того, каким набором компонентов природной и культурной среды обладает территория, зависит выбор видов и форм туристской деятельности. Труд (трудовые ресурсы) – т.е. наличие определенных способностей (умственных и физических) людей применяемых в процессе создания туристских товаров и услуг. Туризм является очень трудоёмкой сферой экономики, привлекает большое количество местного населения. Инвестиционные ресурсы (капитальное оборудование) для нормального функционирования туристических предприятий. Туристская система – это сложное образование. Как единое целое она предстает, прежде всего, в отношениях с окружающими макросредами: экологической, политической, экономической, социальной, технологической и информационной. На туристическую деятельность активно воздействует внешний мир, с одной стороны, открывает новые возможности; с другой, - ставит новые ограничения, связанные с опасностью и риском. Поэтому, чтобы выжить туристическая система приспосабливается к изменениям во внешнем окружении.

Российская индустрия туризма: история и общая характеристика современного состояния

Ситуация  с индустрией туризма России неоднозначна и во многом аналогична положению  в других отраслях национального  хозяйства РФ. При высоких аттрактивных свойствах многих природных зон РФ и богатейших культурно-исторических памятников туристический бизнес невозможен в более широких масштабах из-за дороговизны транспортного обеспечения, плохой гостиничной базы и отсутствия качественной дорожной сети и, как следствие, невозможность доступа к природным чудесам страны. Также отметим и криминальную обстановку, царящую в России повсюду. Любая страна заинтересована в максимальном развитии, во-первых, въездного международного туризма и, во-вторых, внутреннего туризма. Ситуация с внутренним туризмом очень плохая, а мировая практика показывает, что на долю внутренних туристов приходится 80-90% всех поездок, а расходы на внутренний туризм в 5-10 раз превышают затраты на международный. В России этот важнейший финансовый источник бюджетных доходов начисто утрачен за последние 20 лет. Въездной международный туризм России осуществляется в основном за счёт стран СНГ и носит ограниченный характер. Основные страны по въездному туризму в Россию – Украина, Финляндия, Беларусь, Польша, Грузия, Литва, Китай, Армения, Германия и Азербайджан. Общая численность въездных туристов не превышает 2,5-3 млн. человек в год. По выезду российских граждан с целью туризма лидируют Турция, Финляндия, Польша, Германия, Китай, ОАЭ, Литва, Испания, Греция, Италия, Болгария. Российский въездной туризм в США составляет в среднем 150-200 тысяч человек в год (отмечаются значительные колебания). Примерно на таком же уровне был российский въездной туризм в Японию. В целом Россия обслуживает менее 1% международного туристического потока.  Если в таких странах, как Франция, Италия и Испания гостиничный фонд, у каждой, 1 млн. мест (а в США – 5 млн. мест), то в РФ – в 5-6 раз меньше, чем у первых. Результатом явного дисбаланса между въездным и выездным международным туризмом России стало прискорбное явление: валютная выручка РФ от въездного международного туризма на порядок ниже затрат её граждан-туристов за рубежом. А это означает отток средств из России. В итоге Россия теряет по этой статье 8-10 млрд. долларов в год.

Тема 3. Классификация туризма 

Типы, виды и формы туризма

Прежде  всего, отметим, что классификация  туризма имеет большое значение, как в научном, так и практическом плане. Она постоянно совершенствуется и не может считаться окончательной. Все туристы делятся на 2 большие группы, международные и внутренние, соответственно говорят о международном и внутреннем туризме. Международный туризм  - охватывает поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства.

Особенности международного туризма

Выезд за рубеж наталкивается на разного рода препятствия, так называемые, туристские формальности. Туристские формальности, связанные с пересечением государственных границ, являются неотъемлемой частью международного туризма и являются его главной особенностью. Их упрощение (или ужесточение) оказывает большое влияние на развитие международного туризма. Что препятствует расширению туристских путешествий: 1. сложная процедура оформления выездных документов; 2. нарушение сроков их рассмотрения; 3. чрезмерно высокий сбор; 4. введение жёстких ограничений на обмен валюты. Таможенные декларации и досмотры также являются факторами сокращения объема туризма. Языковые барьеры не относятся к числу туристских формальностей, но оказывают важное влияние на развитие туристических контактов. Другая особенность международного туризма носит экономический характер и отражает влияние международного туризма на платежный баланс страны. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступления валюты в бюджет принимающей страны, и тем самым активизируют её платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов называется «активный туризм». И, напротив, выезд туристов выражается в оттоке национальной денежной единицы из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристическим операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны-поставщика туристов – а сам туризм именуется «пассивным». Деление на активный и пассивный туризм присуще только международному туризму.

Въездной и выездной туризм

Деление на активный и пассивный  туризм неразрывно связано с двумя  другими формами международного туризма: въездным и выездным, которые различаются по направлениям туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение.

Страна происхождения туриста  и страна назначения

Различают страну происхождения туриста, которую он покидает с целью путешествия, и страну назначения, куда он пребывает. В первом случае речь идёт о выездном, во втором – о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.

Внутренний туризм

Представляет  собой миграционные потоки людей  в пределах страны постоянного жительства с целью отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и  др. Он не связан с пересечением государственной границы и не требует соблюдения туристских формальностей. Денежная единица – средство обращения,  без изменений; родной язык – средство общения. Внутренние путешествия легко организовать, поэтому на их долю приходится 80-90% всех туристических поездок.

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"