Формирование ЗОЖ у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:58, дипломная работа

Краткое описание

Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.).
Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития здорового образа жизни у детей подросткового возраста ………………………………………………………….7
1.1 Состояние здоровья студентов как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..7
1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура……………………………15
1.3 Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни……………21
Глава 2. Содержание деятельности педагога дополнительного образования в формировании здорового образа жизни подростков в «Ирбитском гуманитарном колледже»…….………………………………………………...27
2.1 Состояния здорового образа жизни подростков………………………..27
2.2 Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков……………………………………………40
2.3 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков…………………………59
Заключение……………………………………………………………………69
Список литературы…………………………………………………...............72

Файлы: 1 файл

диплом - копия.docx

— 203.39 Кб (Скачать)

 

Как следует из данных таблицы 5, обучение рациональному питанию подростков должно проводиться постоянно на всем протяжении их пребывания в школе. Подобные программы не могут быть разовыми акциями, за исключением случаев проведения специальных игр, викторин и т.д. Но и в этом случае желательным является совпадение тематик разовых акций с общей воспитательной работой школы по формированию у детей и подростков навыков рационального питания.

Важным элементом личной гигиены является правильная организация режима дня. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления.

Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У школьников, не соблюдающих режим дня, наблюдают отставание в умственном и физическом развитии. Соблюдение режима дня - это не только условие формирования хорошего психического и физического здоровья, но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха. В этом плане определенного результата можно достигнуть путем проведения специальных бесед с родителями с разъяснением необходимости контролировать режим дня ребенка, вреде позднего просмотра телепередач и т.д. Гораздо больше школьная среда может дать в плане навыков личной гигиены.

К сожалению, существуют ограничения возможностей проведения тематических уроков по навыкам личной гигиены (таблица 6), поэтому основные мероприятия по профилактике гельминтозов и других кишечных инфекций связаны с использованием административных мер.

Темы для проведения занятий, по навыкам личной гигиены приведены в приложении Д.

Таблица 6. Примерное содержание тематических уроков по обучению навыкам личной гигиены и профилактике гельминтозов

Предмет

Содержание занятия

Биология

Гельминты. Их влияние на организм человека

Физиология человека. Потообразование. Необходимость мероприятий личной гигиены для нормального функционирования кожи

 

ИЗО

Рисование плакатов на тему, почему надо мыть руки перед едой

Иностранный язык

Чтение и пересказ текста на тему личной гигиены, профилактики гельминтозов и других кишечных инфекций

Классный час

Проведение тематических бесед, занятий, деловых игр

Материальные технологии, классный час

Обучение правилам гигиены в быту, способствующим профилактике гельминтозов и других кишечных инфекций

ОБЖ

Профилактика кишечных инфекций и гельминтозов в условиях походов, полевых сборов и т.д.

Русский язык

Диктант, изложение или сочинение на тему профилактики гельминтозов

Физика

Роль кипячения воды в профилактике гельминтозов и других кишечных инфекций

Химия

Антисептические средства для профилактики кишечных инфекций

Физическая культура

Беседы, упражнения


 

 

Рекомендуемый режим дня для формирования здорового образа жизни подростков представлен в приложении Е.

Профилактика вредных привычек у школьников - чрезвычайно сложная задача.

Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению ПАВ не способствуют профилактике вредных привычек. Некоторый положительный эффект может быть достигнут за счет ограничения рекламы пива по телевидению в дневные часы, ограничения рекламы табачных изделий. Однако бюджеты, затрачиваемые даже на легальную рекламу, несравнимы с деньгами, выделяемыми на программы профилактики вредных привычек.

В этой связи особенно важным представляется консолидация всех структур, задействованных в системе школьного образования (таблица 4). Только путем согласованных действий можно избежать приобщения подростков к курению, употреблению алкоголя и злоупотребления ПАВ. Благодаря этому можно будет добиться улучшения состояния их здоровья и повышения успеваемости. В дальнейшем меры по профилактике вредных привычек среди подростков могут способствовать укреплению здоровья нации в целом.

Помимо мер административного характера, существенную пользу в профилактике вредных привычек у подростков могут дать тематические уроки (таблица 7). Важно, чтобы эти уроки проводили систематически, в каждом классе, на протяжении всего периода обучения. При этом подросткам должна сообщаться только объективная и проверенная информация. Ни в коем случае нельзя запугивать. Информация типа "Наркотики яд, от них умирают" будет игнорироваться, т.к в классе всегда может найтись ученик, который скажет: "Я (мой друг) употреблял наркотики и не умер".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7. Занятия профилактике вредных привычек у подростков

Предмет

Содержание занятия

Биология

Влияние курения, алкоголя и ПАВ на органы и системы человека (по мере рассмотрения тех или иных органов или систем)

Алкалоиды в природе и их воздействие на человека

 

Спорынья и ее воздействие на организм человека

 

Грибы, влияющие на деятельность ЦНС

 

ЦНС. Ее роль в формировании личности человека. Отрицательное влияние никотина, алкоголя и ПАВ на ЦНС

 

Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья

 

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер и их влияние на профилактику вредных привычек

 

Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Особенности подросткового возраста с точки зрения возможностей формирования и профилактики вредных привычек

 

География

Произрастание растений, из которых добывают ПАВ. При этом можно затронуть вопросы воздействия ПАВ на организм

Обществоведение

Конституция РФ

Права и обязанности ребенка

 

Законодательство РФ о незаконном обороте наркотиков

 

Законодательство РФ о продаже табачных и алкогольных изделий несовершеннолетним

 

Опасность зависимости от алкоголя и употребления ПАВ для человека и общества

 

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы

 

Социальная значимость здорового образа жизни

 

Человек и его ближайшее окружение. Формальные и неформальные группы. Большие и малые социальные группы. Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

 

ИЗО

Рисунок "Мир в дыму", "пьянству - бой" и т.д.

Иностранный язык

Чтение и пересказ текста на тему вредных привычек, их отрицательного воздействия на организм человека

История

Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе

Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в обществе в разные эпохи

 

Классный час

Проведение тематических бесед, деловых игр и т.д.

Отклоняющееся поведение.

 

Литература

Разбор на примере классических произведений последствий негативного воздействия никотина, алкоголя и ПАВ на организм человека (М. Горький "На дне", М. Булгаков "Записки морфиниста" и т.д.)

ОБЖ, классный час

Действия при острых отравлениях никотином, алкоголем или ПАВ

ОБЖ

Вредные привычки и их профилактика

Обществознание

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Мировоззрение. Самопознание. Их роль в профилактике вредных привычек

Русский язык

Сочинение, диктант ли изложение на тему вредных привычек

Физическая культура

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек

Химия

Химическое строение этилового спирта, никотина. Их воздействие на организм человека

Биология

Лекарственные препараты. Строение, воздействие на организм, побочные эффекты

Физическая культура

Беседы, упражнения


 

Темы для профилактики вредных привычек приведены в приложении Ж.

Тема охраны репродуктивного здоровья является в достаточной мере интимной.

Программы в большей степени должны быть направлены на формирование нравственной составляющей в подростках, пропаганду семейных ценностей. Любые программы в этой сфере, не входящие в Государственный стандарт, должны согласовываться с родителями

Существует достаточно много школьных предметов, в рамках которых подростки могут быть проинформированы о тех или иных аспектах охраны репродуктивного здоровья (таблица 8). Еще раз отметим, что глубина и степень изложения материала, а также способ проведения занятия (раздельно для мальчиков и девочек или совместно) должны согласовываться с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8. Примерное содержание тематических уроков по охране репродуктивного здоровья

Предмет

Содержание занятия

Биология

Физиология человека. Забота о репродуктивном здоровье

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

 

Граждановеденье

Гражданский кодекс РФ в контексте семьи и брака

Иностранный язык

Чтение и пересказ текста на тему охраны репродуктивного здоровья

Классный час

Проведение тематических бесед, деловых игр и т.д.

Семейные ценности

 

Литература

Рассмотрение проблемы взаимоотношения мужчины и женщины на примере классических произведений литературы, подчеркивая ценность семейных отношений и трагичность последствий их нарушения (Л. Толстой "Анна Каренина", А. Пушкин "Е. Онегин" и др.)

Музыка

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: любви и ненависти ("Ромео и Джульетта" У. Шекспира в трактовках Г. Берлиоза, П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева);

Психологический тренинг

Давление, манипулирование, насилие - их признаки и пути избегания

Межличностные отношения

 

Семья как малая группа

 

Конфликты и умение их разрешать

 

Физическая культура

беседы, упражнения, приемы самозащиты


 

Особое значение в программах охраны репродуктивного здоровья играет профилактика инфекций, передающихся половым путем (ИППП), включая ВИЧ/СПИД. Имеется возможность проведения специальных уроков по данной тематике (таблица 8), но все уроки, выходящие за рамки Государственного образовательного стандарта, должны согласовываться с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9. Примерное содержание тематических уроков по профилактике ИППП

Предмет

Содержание занятия

Биология

Природа вирусных заболеваний. ВИЧ-инфекция

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет.

 

Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

 

Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами.

 

География

Территориальная распространенность ВИЧ-инфекции

Классный час

Истории эпидемий (ВИЧ - очередная эпидемия). Отношение к людям во время эпидемии

Математика

Модель развития эпидемии как частный случай геометрической прогрессии.

Литература

Психологические и нравственные аспекты тяжелых или смертельных заболеваний в художественной литературе

Обществознание

Свобода и ответственность


 

Физическая культура. См. Приложение В.

Применение физических упражнений должно быть направлено на гармоничное развитие, и особенно развитие мышечной силы, на подержание необходимой подвижности и прочности суставов, что имеет непосредственную связь с формированием осанки. Для развития силы как двигательного качества использовать набивные мячи, гимнастические палки, упражнения в парах с сопротивлением партнера. Лазание по гимнастической скамейке, подтягивания на перекладине, лазание по канату, упоры, висы, статические упражнения.

Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35-36 С), постепенно переходя к прохладной, а затем - к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться.

Физически здоровым и закаленным людям при соблюдении определенных условий можно проводить водные процедуры вне помещений и зимой Большие и трудные задачи возникают при проведении с детьми и подростками по борьбе с вредными привычками.

Вторым этапом нашей работы был формирующий эксперимент, который заключался в реализации программы направленной на формирование здорового образа жизни. После формирующего эксперимента также было проведено диагностирование по предложенным методикам в первом этапе эксперимента. Проведен сравнительный анализ и дана оценка эффективности программы.

 

2.3 Оценка эффективности  реализации программы, направленной  на формирование здорового образа  жизни подростков

В течение учебного года через систему классных часов и факультативных занятий проводилась специально организованная групповая работа, в процессе которой пополнялись представления участников о современных концепциях здоровья и здорового образа жизни. Основной задачей было создание социально-педагогических условий, располагающих участников к ценностно-ориентационной деятельности, активизируя такие ценности личности, как "самоценность", "ценность здоровья" и "принятие другого человека как ценности" с целью формирования установки на сохранение, укрепление и развитие здоровья как личной и общественной ценности.

В проведении формирующего эксперимента участвовали подростки групп А, Б, В - экспериментальная группа.

Экспериментальная группа работала один раз в неделю в течение четырёх учебных четвертей. Длительность занятий варьировалась от 45 минут до 2,5 часов. Время занятий и длительность зависели

от режима учебных занятий; от психофизиологического состояния детей;

от темы, ее сложности и интереса со стороны участников;

от стадии группового процесса.

Главным критерием эффективности применения средств с целью формирования осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни стали позитивные изменения ряда значимых параметров. Отношения к здоровому образу жизни и физические возможности определялись теми же методами, что и при диагностике.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровом образе жизни

1. Проведя повторное анкетирование  участников эксперимента по анкете

Информация о работе Формирование ЗОЖ у подростков