Формирование личноси подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы явилось изучение и анализ факторов развития и становления личности подростка.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- определить основное понятие личности в психологии, её структуру и развитие;
- исследовать особенности формирования личности в подростковом возрасте;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие личности ……………………………………………………. 5 стр.
1.2 Структура личности и её особенности ……………………………... 8 стр.
1.3 Развитие личности …………………………………………………… 10 стр.
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Подростковый возраст и его специфика ………………………….. 16 стр.
2.2 Формирование самосознания и самооценки ……………………... 21 стр.
2.3 Формирование чувства взрослости ………………………………. 22 стр.
2.4 Формирование «Я-концепции», или становление идентичности подростков ……………………………………………………………… 25 стр.
2.5 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
2.6 Общение со сверстниками и субкультура ……………………….. 35 стр.
2.7 Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка ……………………………………………………. 39 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.docx

— 106.65 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На  тему:

«Формирование личности подростка»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Студентка 

                                                             Руководитель 

                                                             Группа 04-09П

 

 

 

 

                                                    Москва 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА личности

1.1 Понятие  личности ……………………………………………………. 5 стр.

1.2 Структура  личности и её особенности ……………………………... 8 стр.

1.3 Развитие личности …………………………………………………… 10 стр.

2. ОСОБЕННОСТИ формирования личности В подросткОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Подростковый возраст и его специфика ………………………….. 16 стр.

2.2 Формирование  самосознания и самооценки ……………………... 21 стр.

2.3 Формирование чувства взрослости ………………………………. 22 стр.

2.4 Формирование «Я-концепции», или становление идентичности подростков ……………………………………………………………… 25 стр.

2.5 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка

2.6 Общение со сверстниками и субкультура ……………………….. 35 стр.

2.7 Влияние  школьного обучения и общения  с педагогами на развитие личности  подростка ……………………………………………………. 39 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА 
Введение

Подростковый  возраст – важнейший этап в  жизни, во многом определяющий судьбу человека. Это один из самых сложных  и важных периодов – пора поиска и постижения себя, экспериментирования  в разных ролях, это отчаянное  желание доказать свою взрослость и  независимость от родителей. Это время, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость во взрослой жизни, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.

Эти важные качества личности не развиваются спонтанно, а постепенно формируются в определённых социальных условиях: выраженной родительской любви, участия педагогов, общения со сверстниками и под влиянием благоприятной окружающей среды, когда у ребенка окончательно формируется потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, а также стремление научиться многому.

В разные возрастные периоды количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, и их воспитательное значение различны. В процессе развития от рождения до трех лет доминирует семья, и основные личностные новообразования ребёнка связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Дополнительно расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

Подростковый  возраст характеризуется специалистами  как переходный, сложный, трудный, критический, и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: значительно расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются основные принципы нравственности и основы мировоззрения, что тесно связано с интеллектуальным развитием.

Но особенно трудно приходится подростку, когда  его взросление проходит в условиях нестабильности в экономической  и культурно-ценностной сферах развития современного общества, кризиса института  семьи. Период, в который подросток впервые серьёзно сталкивается с реалиями взрослого мира, и который по содержанию приближается к возрастному кризису, переживается ими очень остро: они становятся агрессивными, непослушными в общении с родителями и учителями, а некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики. В такой ситуации самые заботливые родители и педагоги оказываются беспомощными. Не понимая, что происходит с подростками, они совершают поступки, усугубляющие кризисное состояние детей. При этом часто сами родители находятся в стрессовом состоянии, неблагоприятно сказывающемся на их эмоциональном и физическом благополучии.

Таким образом, на очерченную проблему формирования и становления здоровой, активной, адаптированной и целеустремлённой личности влияет множество факторов: отношения подростков с родителями и сверстниками, социальный статус в коллективе ровесников, академическая успешность, развитость познавательной сферы, развитие творческих интересов, формирование «Я-концепции», а также физиологические особенности.

И поэтому, актуальность данной работы обусловлена важностью формирования полноценной, всесторонне развитой и социально зрелой личности в подростковом возрасте для дальнейшей счастливой и плодотворной жизнедеятельности человека, и как следствие, малой вероятности развития девиантного поведения личности в обществе.

Основной целью работы явилось изучение и анализ факторов развития и становления личности подростка.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

  - определить  основное понятие личности в  психологии, её структуру и развитие;

- исследовать особенности формирования личности в подростковом возрасте;

- рассмотреть особенности общения подростков с родителями и его влияние на становление личности подростка;

- изучить особенности общения подростков со сверстниками;

- выявить степень влияния школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка.

- выявить условия, способствующие успешному развитию подростка.

Предметом выступили условия и факторы, способствующие успешному формированию личности подростка.

Структурно работа представлена введением, двумя главами основной части, выводами по главам и заключением.

Глава I. Общая характеристика личности.

 

    1. Понятие личности.

Изучая человека, в разных гуманитарных науках используют различные термины, в зависимости о цели и аспекта этого изучения. Если человек рассматривается просто как представитель человеческого рода, то используется термин индивид. Индивидом называют любого человека, новорожденного и взрослого, здорового и больного, независимо от его качеств и особенностей.

Когда индивид  сознательно и целенаправленно  выполняет определенную деятельность (умственную, физическую или практическую), познает и преобразует в процессе этой деятельности окружающий мир, то его уже называют субъектом.

Наконец, когда рассматривают человека как  члена определенного общества, как  субъекта человеческих отношений и  сознательной деятельности, то говорят  о его личности.

Личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных, социально значимых свойств. Личность есть целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Следовательно, человек является личностью в  той мере, в какой у него развиваются  социальные, приобретённые качества, в какой он становится сознательным субъектом своей личной и общественно  полезной деятельности, т.к. именно в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

Общим объективным понятием личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Отношение “индивид – общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.

В эволюционном процессе личность характеризуется  в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды. При этом личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

О человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа  его жизнедеятельности. Иными словами, не всякий человеческий индивид со своей индивидуальностью является личностью. С. Л. Рубинштейн так характеризовал различия между этими понятиями: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в  силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему».

Каждый  человеческий индивид обладает неповторимым своеобразием физических и психических  особенностей (физической конституцией, типом нервной системы, характером, темпераментом, потребностями, способностями и т.д.), теми особыми качествами, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Рассматривая и изучая это своеобразие, психологи говорят об индивидуальности человека, которая формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальных условий и общественной среды, в которой живет, воспитывается и работает человек, а также в процессе самовоспитания, играющего огромную роль в развитии индивидуальности человека. Изучение индивидуальных различий помогает выявить и понять,  какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой.

Итак, когда человека можно считать личностью?

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях  говорят, что субъект способен к  опосредованному поведению. При  этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они  социальны по своему происхождению  и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.

Второй необходимый  критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.

От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное  поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Итак, что  же такое личность, если иметь в  виду указанные ограничения?

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих .

 Заметим, что индивид, участвующий в некоторой деятельности, не всегда является субъектом этой деятельности. Так, например, когда ребенок манипулирует игрушками, то он еще не субъект этой деятельности, ибо это манипулирование производится им неосознанно и нецеленаправленно. Учащийся, выполняющий задание учителя в силу лишь внешних побуждений (по привычке подчиняться взрослым или в силу другого внешнего побуждения), также не является подлинным субъектом этой учебной деятельности. Пока он лишь объект учебно-воспитательных воздействий учителя, который в этом случае и является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса. Учащийся становится субъектом своей учебной деятельности лишь в меру того, в какой степени он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления этих целей, принимаемых как личностно значимые.

Отсюда  следует закономерный вывод, что  личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Информация о работе Формирование личноси подростка