Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа
Основной целью работы явилось изучение и анализ факторов развития и становления личности подростка.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- определить основное понятие личности в психологии, её структуру и развитие;
- исследовать особенности формирования личности в подростковом возрасте;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие личности ……………………………………………………. 5 стр.
1.2 Структура личности и её особенности ……………………………... 8 стр.
1.3 Развитие личности …………………………………………………… 10 стр.
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Подростковый возраст и его специфика ………………………….. 16 стр.
2.2 Формирование самосознания и самооценки ……………………... 21 стр.
2.3 Формирование чувства взрослости ………………………………. 22 стр.
2.4 Формирование «Я-концепции», или становление идентичности подростков ……………………………………………………………… 25 стр.
2.5 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
2.6 Общение со сверстниками и субкультура ……………………….. 35 стр.
2.7 Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка ……………………………………………………. 39 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
Важнейшим механизмом формирования идентичности по этой теории является последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно - его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все ценности должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он пытается обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой.
Поиск идентичности
может решаться по-разному. Один
из способов решения проблемы идентичности
заключается в испытании
Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего “я”, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.
Канадский психолог Марше (1966) выделил четыре стадии развития идентичности:
1. Неопределенность идентичности.
2. Предварительная идентификация.
3. Мораторий. Стадия кризиса, в которой индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.
4. Достижение идентичности. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию.
Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения.
Состояние
кризиса может быть трудным и
пугающим, но оно так же обладает
целительным потенциалом, является
путём более полной жизни. Правильно
понятый и рассматриваемый в
качестве трудной стадии естественного
развития духовный кризис может привести
к спонтанному излечению
Что касается подросткового кризиса, то в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и миру. Завершения поиска себя, формирование идентичности свидетельствуют о позитивном завершении кризиса. Однако, так происходит не всегда.
Как отмечает Д.Марсия, работающий в русле концепции Э.Эриксона, помимо достижения идентичности возможны ещё 3 варианта развития:
1 вариант – предрешённость – это бескризисность и бесконфликтность развития подростков. В этом случае они выбирают профессию, жизненные ценности, основываясь не на самостоятельных решениях, а на предписаниях значимых взрослых, чаще всего, родителей.
2 вариант – диффузная идентичность – здесь кризис так же не испытывается из-за личностной незрелости, недостаточно развитой рефлексии. Подростки стремятся к проявлению внешних форм взрослости – сексуальным контактам, употреблению алкоголя, а также к вещественным атрибутам взрослости (обладание сотовым телефоном), - оставаясь внутренне инфантильными, т.е. не принимая ответственности за свои действия на самих себя.
3 вариант – мораторий – это излишне долгая задержка на кризисной стадии. В этом случае молодой человек более старшего возраста принимает решения и действует таким образом, как если бы был ещё подростком.
Основные поведенческие проявления свойственны как нормативному кризисному периоду поиска себя, так и кризисному по варианту диффузности или периоду моратория. В первом случае они желательны, поскольку свидетельствуют о том, что происходит определённая внутренняя работа, а в других случаях – свидетельствуют о наличии тех или иных внутренних трудностей подростка, которые не позволили ему завершить кризис. В этом случае иногда необходима внешняя помощь со стороны родителей, педагогов, психологов. Рассмотрим эти проявления.
1. Трудности вступления в
В противоположном случае подросток пребывает в лихорадочных поисках близости со всё новыми людьми, которые заканчиваются неудачами.
Если эти поведенческие проявления зафиксируются на длительное время, есть риск формирования у подростка слабой идентичности, т.е. слабого «Я», которое боится потерять себя при близких контактах с другими людьми. В отдельных случаях это проявляется в стремлении подростков к абсолютному подчинению сильному лидеру.
2. Неумение решить проблему
3. Неумение установить
- жить
только настоящим, словно
- страх
будущего (это всяческое стремление
обратиться к прошлому, культивировать
детские черты, инфантильное
- сверхустремлённость в будущее при потере интересов настоящего (это концентрация на учёбе для последующей жизненной успешности, или наоборот, пренебрежение радостями сегодняшнего дня).
Если
гармоничное отношение к
4. Неумение решить проблему
5. Неумение сделать выбор
Итак, позитивным
результатом подросткового
Возможно и непрохождение подростками кризиса по причине излишней зависимости от родителей, либо из-за собственной личностной незрелости и недостаточно развитой рефлексии. Но, к сожалению, это не способствует дальнейшему прогрессивному развитию подростков.
2.5 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
Подростковый возраст - период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Отделение подростка от семьи необходимо для достижения им впоследствии зрелости, возможности принять на себя ответственность за свою жизнь. Этот процесс является сложным и многомерным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональный, поведенческий и нормативный.
• Эмоциональная эмансипация - перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка. Это избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, которая начинает тяготить подростка, а так же появление внутренне значимых отношений с другими людьми: дружбы, любви. Построение новой, собственной сложной системы эмоциональных отношений основано уже на взаимопонимании, привязанности и уважении – качествах, свободных от зависимости и подчинения.
Степень
драматичности перехода к эмоциональной
автономии во многом зависит от поведения
родителей. Если родители не понимают
закономерного характера
В результате
инфантильности молодые люди могут
никогда не обрести социальной зрелости
и часто предпочитают жить с родителями,
даже после вступления в собственный
брак. При здоровом процессе индивидуализации
у подростка формируется
• Нормативная эмансипация - формирование у молодых людей своей системы ценностей, нередко отличающихся от тех, которых придерживаются его родители. Семья является одним из мощнейших факторов формирования ценностной системы подростка, однако, нельзя не учитывать влияние и других внесемейных факторов: нормы и ценности референтных групп, в которые включается подросток, стабильность (нестабильность) социально-экономической обстановки и др.. Больше различий между родителями и подростками обнаруживается в инструментальных ценностных ориентациях, то есть в понимании тех средств, которыми можно достичь терминальных ценностей. Несмотря на то, что ценностные структуры старшеклассников имеют индивидуальные различия, например, могут быть ориентированы на ценности социальной успешности, ценности индивидуальной самореализации или ценности социального взаимодействия, большинство подростков называет в числе наиболее важных такие общественные ценности личного счастья, как «любовь, здоровье, счастливую семейную жизнь, материальную обеспеченность, жизненную мудрость»...
• Поведенческая эмансипация - стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственного решения без внешнего руководства. Резко возрастает стремление к поведенческой автономии у подростков резко и они упорно добиваются независимости в принятии самостоятельных решений. В старших классах подросток уже сам решает достаточно широкий круг вопросов: распределяет своё время, выбирает друзей, способы досуга, стиль одежды и т.п. Но поведенческая автономия имеет относительный характер. В действительности подростки не стремятся к полной свободе, потому что не знают, как ей воспользоваться. Подростки нуждаются в том, чтобы свобода давалась им постепенно, по мере того, как они научатся ею пользоваться.
Поведенческая
эмансипация подростка в
Следующие сферы жизни подростков так же являются наиболее конфликтогенными:
• Социальная сфера жизни: выбор друзей и партнеров, проведение свободного времени. Планирование будущего, инфантильное общение;
• Внешний вид и манера поведения: вычурность, нарочитость одежды и причёсок, вредные привычки - курение, наркотики, алкоголь, употребляемые выражения, лживость, сексуальная жизнь;
• Школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе;
• Поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежды, к семейной собственности - жилью, мебели, бытовым приборам, неустойчивость родительских отношений, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношение с престарелыми родственниками.
В редкой
семье отделение подростка
1 этап (11-12 лет) характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью в зависимости и стремлением к автономии. Подросток противоречив с своих ожиданиях по поводу родительского поведения. Он, с одной стороны, сопротивляется проявлениям их заботы, ласки, а с другой, - проявляет желание, чтоб его баловали. Таким образом, подросток перестает быть послушным и вежливым, каким он был раньше. В то время, как у некоторых подростков могут появиться совсем детские желания: стремления полежать рядом с мамой, плаксивость, капризы. Родители, как правило, не понимают, что происходит с подростком, ужесточают запреты, что может вызвать у него острые эмоциональные расстройства.