Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа
Основной целью работы явилось изучение и анализ факторов развития и становления личности подростка.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- определить основное понятие личности в психологии, её структуру и развитие;
- исследовать особенности формирования личности в подростковом возрасте;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие личности ……………………………………………………. 5 стр.
1.2 Структура личности и её особенности ……………………………... 8 стр.
1.3 Развитие личности …………………………………………………… 10 стр.
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Подростковый возраст и его специфика ………………………….. 16 стр.
2.2 Формирование самосознания и самооценки ……………………... 21 стр.
2.3 Формирование чувства взрослости ………………………………. 22 стр.
2.4 Формирование «Я-концепции», или становление идентичности подростков ……………………………………………………………… 25 стр.
2.5 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
2.6 Общение со сверстниками и субкультура ……………………….. 35 стр.
2.7 Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка ……………………………………………………. 39 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
2 этап - Когнитивная реакция отделения (здесь сложно указать возраст, так как переход к этому этапу может затянуться на всю жизнь); подросток доказывает всем - миру, родителям и самому себе собственную независимость. Чаще всего это происходит через уход в оппозицию, критику всего того, что делается и говорится родителями. Причем бурные реакции родителей только усиливают стремление к эмансипации подростков. Длительность этого этапа определяется временем, которое необходимо родителям для принятия факта взросления подростка. В этот период подростки настороженно относятся к советам родителей. Они воспринимаются детьми как попытки ущемления их самостоятельности и взрослости. Понятно, что все, даже взрослые советы, немедленно отвергаются. Нужно иметь в виду, что при всем стремлении подростка к эмансипации у него присутствует острая потребность в любви, внимании, одобрении родителей, поэтому может возникнуть необоснованная ревность к младшим сестрам и братьям, которые, по мнению подростков, получают эту любовь с избытком.
3 этап - эмоциональные реакции на отделение.
Здесь могут возникать чувства вины, гнева, депрессивные реакции, взаимный страх потери любви. И необходимо помочь родителям взращивать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка.
4 этап - поиск образцов идентификации.
Пребывая
в новом для него поле взрослой
жизни, подросток ищет людей, которые
могли бы выступить для него в
качестве образцов для подражания,
своеобразных ориентиров для построения
собственной идентичности. Этот этап
может недооцениваться
Отметим также, что наиболее часто встречающаяся причина детско-родительских конфликтов связана с родительским переживанием утраты близости с ребенком и безуспешными попытками воспитать его в строгом соответствии со своим замыслом.
Для избежания появления конфликтов семье, отношения взрослого с подростком должны строиться на основе дружбы, уважения, доверия и помощи. В этом случае основой их отношений становятся общность интересов и сотрудничество в разных видах деятельности. Причём взрослый должен выступать как друг и пример для подражания, а подросток – как равноправный помощник.
Возможен и такой вариант эмансипации: отделения подростка от семьи по тем или иным причинам не происходит. И это будет самый тяжёлый исход для подростка – ему будет трудно принимать в жизни собственные решения, впоследствии сформируется склонность к отношениям зависимости с вышестоящими лицами, пассивная жизненная позиция.
Говоря
о подростковой эмансипации необходимо
рассмотреть некоторые
Выделяют следующие типы самоотношения подростка, сформированные под влиянием авторитетных родителей:
1. «Самооценка» ребенка является прямым воспроизводством оценки матери. Дети отмечают в себе, прежде всего, те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием чувства неполноценности и самонеприятия. Для ребенка с узким диапазоном социальных контактов вне семьи родительские оценки становятся единственными внутренними самооценками в силу авторитетности и значимости родителей, тесной эмоциональной связи с ними. «Неблагоприятность» этой самооценки (пусть даже и в позитивном ее варианте) заключена в опасности фиксации крайней зависимости самоотношения от прямой оценки значимых Других, что препятствует выработке собственных внутренних критериев, обеспечивающих стабильность позитивного отношения к себе, несмотря на колебания уровня самооценки.
2. Смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: первый — это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй — отголосок родительского видения ребенка. Образ «Я» оказывается противоречивым. Тем не менее, ребенку удается в некоторой степени разрешить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения, а, принимая родительские требования, он сохраняет аутосимпатию и чувство близости с родителями.
3.Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но дает ей другую оценку. Проявление упрямства - это так характерно для подростка. В упорстве формируется воля, самостоятельность, личность. Поскольку для подростка этого возраста по-прежнему важны одобрение и поддержка взрослых, то ради сохранения чувства «Мы» им воспроизводится негативная оценка своего «упрямого» поведения. Но одновременно послушание означает отказ от автономности и утрату собственного «Я». Переживания этого конфликта как невозможность ответа требованиям родителей и сохранения своего «Я» приводили к тому, что подросток оценивал себя как плохого, но сильного.
4. Подросток ведет
борьбу против мнения
5. Подросток воспроизводит
в самооценке негативное
6.Подросток не замечает негативной оценки родителей. Ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка является негативной. Игнорируя реальное эмоциональное отвержение со стороны родителей, ребенок трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он был любим и ценим.
Параллельно с данным аспектом различают два стиля общения между родителями и подростками, непосредственно влияющими на самооценку формирующейся личности и стратегию её дальнейшего поведения.
При «симметричном» стиле общения арсенал средств общения, используемый родителями, направлен на поддержку инициативы подростка, его уверенности в себе и чувства принадлежности к семейному «Мы». Формируется система собственных критериев самооценивания, идет развитие в направлении независимости. Самоотношение становится менее хрупким, более стабильным.
При «асимметричном» стиле посредством «маневров» и «ловушек» ребенку навязывается представление о себе как о слабом, неспособном самостоятельно мыслить и действовать. Следует отметить, что ребенок не пассивно относится к конфликту с родителями, а активно борется за «выживание», поддержку и сохранение самоуважения.
Таким образом,
большинство современных
В таком воздействии можно выделить два основных направления:
1.Содействие формированию самостоятельности подростка как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь и самого себя через предоставление ему возможности отделиться от семьи;
2.Содействие формированию эго-идентичности через предоставление подростку образца для идентификации, с одной стороны, и оказание поддержки его временно ослабевшему «Я» - с другой.
2.6 Общение со сверстниками и субкультура
Говоря о формировании личности подростка, следует особо остановиться на специфике общения со сверстниками. Общение - это главный вид деятельности подростка, оно содействует его успешной социализации. Потребность общения со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.
Во-первых, общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам полового воспитания подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психо-сексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, т.к. поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. В то же время в игре можно научиться отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
В-третьих, общение со сверстниками - это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайное важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для подростка решающее значение.
Итак, отметив
непрямой характер влияния сверстников
на подростка, перейдем к обсуждению
того, на какие стороны личности
распространяется это влияние. Необходимо
отметить, что общение может
Поэтому
подростки столь остро
Однако группы сверстников дает лишь иллюзию силы. К такому лже-статусу стремятся подростки с несформированной из-за слишком быстрого отдаления от семьи эго-идентичностью, не прошедшие этапа идентификации с родителями. Часто это происходит в тех семьях, где взрослые сами не ощущают своей личной значимости. Внешне это может выглядеть как социальная или семейная неуспешность, например, плохо оплачиваемая работа или отсутствие полноценной семьи, конфликты в ней. Поэтому подростки и полагают, что такие взрослые не могут быть образцами поведения, поскольку не обеспечили даже себе достойную жизнь.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.