Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа
Основной целью работы явилось изучение и анализ факторов развития и становления личности подростка.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- определить основное понятие личности в психологии, её структуру и развитие;
- исследовать особенности формирования личности в подростковом возрасте;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие личности ……………………………………………………. 5 стр.
1.2 Структура личности и её особенности ……………………………... 8 стр.
1.3 Развитие личности …………………………………………………… 10 стр.
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Подростковый возраст и его специфика ………………………….. 16 стр.
2.2 Формирование самосознания и самооценки ……………………... 21 стр.
2.3 Формирование чувства взрослости ………………………………. 22 стр.
2.4 Формирование «Я-концепции», или становление идентичности подростков ……………………………………………………………… 25 стр.
2.5 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
2.6 Общение со сверстниками и субкультура ……………………….. 35 стр.
2.7 Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка ……………………………………………………. 39 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Резюмируя сказанное, можно утверждать, что личность — есть целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Личность каждого человека представляет собой очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:
1. Личность - есть единое целое всех ее различных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому она приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное, значение в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт.
Индивидуальность – совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.
Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знания о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и в тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
Темперамент - характеристика индивида со стороны нервно- динамических особенностей его психической деятельности.
Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
Побуждения – мотивационный компонент характера.
Волевые качества – потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Призвание – качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером.
Целеустремленность – направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.
Стремление – потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.
Следовательно, когда мы говорим о какой-то черте личности (качестве, свойстве), то обычно нельзя сказать, положительна или отрицательна она сама по себе. Чтобы правильно оценить ту или иную черту личности, надо рассматривать её лишь в сочетании, в связи с другими чертами данной личности.
2. Хотя
черты (качества и свойства) личности
в процессе жизнедеятельности
человека все время меняются,
трансформируются, они в совокупности
образуют целостную структуру
личности, обладающую относительным
постоянством, по крайней мере, на
некотором отрезке жизни.
Поэтому имеет смысл глубоко изучать личность каждого подростка, ибо такое изучение поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей ребёнка, и предугадать, что можно ожидать от него в будущем. В результате такого изучения личности можно вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого подростка, какие стороны и черты личности надо укреплять и развивать, а какие изменять.
3. Личность всегда активна. Активность личности проявляется в разнообразной и многогранной деятельности. Личность стремится к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать. Поэтому важно направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание окружающего мира, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.
4. Личность может жить, существовать лишь в общении с другими личностями. Вне общения, в изоляции от общества, личность не может развиваться, не может существовать. Только в общении со взрослыми, со своими сверстниками формируется личность ребенка.
1.3 Развитие личности
Проблема личности и её развития имеет различные аспекты и поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией.
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Можно выделить физическое развитие (изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: чувств, ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения; а так же более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций).
Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие все больше признается ядром становления личности человека.
Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.
Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. Но на самом деле их отношения сложнее. Развитие человека обеспечивается непосредственно через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Именно в процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого за тем влияет на воспитание, изменяя его. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.
Движущая сила развития – есть борьба противоречий, столкнувшихся в конфликте противоположных начал. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием и реальными возможностями их удовлетворения.
Удовлетворение потребностей вновь и вновь воспроизводит ситуацию, в которой обнаруживается противоречие между достигнутым уровнем развития потребностей человека и реальным потенциалом их удовлетворения. Удовлетворение потребностей посредством активной деятельности закономерно порождает новую, более высокую по уровню потребность. Благодаря этому механизму, развивающаяся личность, постоянно воспроизводя новые и новые потребности, имеет разветвленную систему мотивации поведения.
Необходимо отметить так же, что развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Это обуславливается противоречивостью процесса развития. Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.
Согласно концепции А.В.Петровского, развитие личности человека можно представить, как процесс вхождения в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека, его участие в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает, т.е. как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.
В таблице №1 показаны этапы развития личности на примере подростков. Они называются фазами развития личности.
1-я фаза - АДАПТАЦИЯ |
Например, подросток, попавший в новую | |
Усвоение действующих |
для него компанию ребят, превоначально | |
в общности норм и овладение |
стремится ничем не выделяться, усваивает | |
соответствующими формами |
принятые в ней нормы общения, лексики, | |
и средствами деятельности |
стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы | |
Справившись с трудностями адаптации, подросток | ||
2- фаза - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ |
начинает осознавать, что он как личность утрачивает | |
Поиск средств и способов |
себя, так как другие не могут в нём разглядеть | |
для обозначения своей |
индивидуальность. И подросток ищет средства и | |
индивидуальности |
способы для обозначения своей личности (спорт, | |
успехи, опыт в отношении с противоположным | ||
полом, смелость и т.д.) | ||
3-я фаза - ИНТЕГРАЦИЯ |
||
Общность одобряет и культивирует |
Коллектив, присматриваясь к особенностям подростка, | |
лишь те индивидуальные особенности |
поддерживает лишь те, которые способствуют успеху | |
личности, которые соответствуют |
совместной деятельности. Происходит интеграция | |
её ценностям |
личности в общении |
Таблица №1. Этапы развития личности в относительно стабильной общности.
Основные пути, которыми может идти развитие личности, были выявлены в проведенном на старших подростках исследовании Е.Р. Калитеевской.
Автономный тип или путь развития личности был выявлен и у юношей и у девушек. Этот тип - единственный, где налицо все основания говорить о прохождении подросткового кризиса и о смене движущих сил личностного развития, выходе на уровень самодетерминации, основывающейся на свободе и ответственности. Люди, относящиеся к этому типу, отличаются устойчивым положительным самоотношением, опорой на внутренние ценностные критерии в ситуации принятия решения, ощущением своей личной ответственности за результаты своих действий. Родители предоставляли им самостоятельность, сохраняя эмоциональное принятие.
Симбиотический тип или путь также выделился и у юношей и у девушек. Этот тип заключает в себе предпосылки невротического развития личности. Люди, отнесенные к этому типу, испытывали эмоциональное отвержение и контроль со стороны матери, отношение как к маленьким со стороны отца. Им присуще неустойчивое и в целом негативное самоотношение, зависящее от внешней, прежде всего родительской, оценки, чувство личной ответственности за результаты своих действий, но вместе с тем принятие решений на основе из заданных извне критериев. Несвобода сочетается здесь с извращенной формой ответственности – с "ответственностью" за реализацию не своих, а чужих ценностей. По-видимому, характерное для данного типа родительское отношение складывается в период взросления ребенка как реакция на это взросление. У родителей возникает страх самостоятельности ребенка, и они, чаще всего бессознательно, стремятся сохранить его зависимость от них, делая свою любовь условной наградой за желаемое поведение. Из страха потерять родительскую любовь подросток сохраняет ориентацию на родительские ценности – внешнюю опору в поведении. Родители пристально контролируют и оценивают поведение ребенка, не принимая его в целом как личность. Тем самым у него формируется ориентация на "заработанное" признание.
Импульсивный тип или путь типичен для мальчиков, хотя возможны и исключения. Для людей, относящихся к этому типу, характерно не интегрированное, диффузное, неустойчивое самоотношение скорее с положительным, чем с отрицательным знаком, внутренние критерии принятия решения, но при этом ощущение независимости результатов действий от собственных усилий. Отношение родителей к ним противоречиво; в нем как бы подчеркивается несостоятельность ребенка без явного отвержения. Позитивное в целом самоотношение дает такому подростку внутреннее право на активность, однако неразвитая саморегуляция делает недостижимой подлинную свободу, место которой занимает импульсивный протест, противопоставление себя другим. Структура самоотношения свидетельствует, помимо его неустойчивости, о самопривязанности, нежелании меняться и отсутствии идеалов. Таким человеком очень легко манипулировать. Рано или поздно он падет жертвой своей импульсивности и, несмотря на внутреннюю опору, подчинится внешним воздействиям.