Формирование личноси подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы явилось изучение и анализ факторов развития и становления личности подростка.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- определить основное понятие личности в психологии, её структуру и развитие;
- исследовать особенности формирования личности в подростковом возрасте;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие личности ……………………………………………………. 5 стр.
1.2 Структура личности и её особенности ……………………………... 8 стр.
1.3 Развитие личности …………………………………………………… 10 стр.
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Подростковый возраст и его специфика ………………………….. 16 стр.
2.2 Формирование самосознания и самооценки ……………………... 21 стр.
2.3 Формирование чувства взрослости ………………………………. 22 стр.
2.4 Формирование «Я-концепции», или становление идентичности подростков ……………………………………………………………… 25 стр.
2.5 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
2.6 Общение со сверстниками и субкультура ……………………….. 35 стр.
2.7 Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка ……………………………………………………. 39 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.docx

— 106.65 Кб (Скачать)

Успехи  в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила  заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с  точки зрения равенства и свободы  каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

В чем  же причина стремления подростков к  неформальным группам?

С одной  стороны, принадлежность к группе дает поддержку еще довольно слабому «Я» подростка, заменяя его сильным «Мы». Таким образом, подросток ощущает иллюзию собственной силы. С другой стороны, она дает ему иллюзию свободы. Подростки, принадлежащие к подобным организациям, считают себя исключительно свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Однако в реальности группами руководят сильные лидеры, стремящиеся подавить всех остальных членов.

Если  рассматривать принадлежность к определенной неформальной группе, то в целом, пока не ясно, что в этом вопросе первично: личностные особенности подростка и его личный выбор определённой группы или влияние неформальной группы, когда группа влияет на формирование личностных характеристик подростка. Можно так же предположить, что через подобное антиповедение осуществляется знакомство подростков с темной стороной своей личности, «тенью», что необходимо для достижения личностной целости.

Следующий важный аспект влияния общения на развитие личности подростков – это  помощь в становлении новой, взрослой позиции. Интересно, что первый этап становления – это как раз  отрицание взрослости в традиционном варианте, т.е. отвержение всех её атрибутов: моды, увлечений, даже лексики. Украшения  подростков, стиль их причёсок, музыка и даже ненормативная лексика  символизируют дистанцированность от родителей и всего того, что связано с миром взрослых. Но при внимательном рассмотрении роль этого отрицания становится понятной, т.к. для подростков главная привлекательность взрослости состоит в возможности неподчинения, свободе от детской зависимости. Они ещё не очень понимают, что любая свобода имеет обратную сторону – ответственность, поэтому именно отвержении законов жизни взрослых им видится доказательство своей собственной взрослости.

Общение так же существенно расширяет  самосознание подростков через общение в паре, т.е. дружбу с однополым партнёром, где реализуется основная потребность в самораскрытии. Это обусловлено тем, что подросток открывая свой хрупкий внутренний мир, который определяет его собственную индивидуальность и неповторимость, ощущает необходимость в одобрении, принятии его значимыми другими, чтобы подтвердить его право на существование. Подростку легче рассказывать о себе другому человеку, чем самому размышлять о себе в силу ещё недостаточно развитой способности к внутреннему диалогу.

Подводя итоги, выделим следующие основные направления позитивного воздействия  общения со сверстниками и на развитие личности подростка.

1. Содействие  формированию самостоятельности  как предпосылки умения принять  ответственность за свою жизнь  на самого себя через предоставления  опыта реальной жизни.

2. Содействие  формированию эго-идентичности через  предоставление подростку возможности  выбора образцов для идентификации,  с одной стороны, и усиления  «Я» на основе самоутверждения  в подростковой среде - с другой.

3. Расширение  самосознания, развитие способности  к внутреннему диалогу через  самораскрытие в общении с  партнером.

 

2.7 Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка

Анализ  современного педагогического процесса показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном  доверительном общении с взрослыми  редко бывает удовлетворена. А многие педагоги и родители не придают значения тому важному обстоятельству, что в процессе учебной деятельности учащийся не только получает образование, необходимое для его успешности в будущем, но и процесс школьного обучения оказывает существенное влияние на развитие его личности. Позитивные личностные новообразования, сложившиеся в процессе школьного обучения, так же необходимы для успешной жизни, как и хорошее образование, а негативные могут «свести на нет» любое самое элитное образование и впоследствии осложнят социальную адаптацию, профессиональный рост, а иногда и семейную жизнь.

Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности  в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями  в личном развитии, в установлении межличностных контактов, мешает самоопределении  и ориентации в жизненных ситуациях.

В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками  формируется смысловой барьер, проявляющийся  у ребенка в конфликтности, грубости и негативизме по отношению к  взрослым. Подросток не в состоянии  разрушать его самостоятельно. Для  этого он не обладает настолько высоким  уровнем рефлективности, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию. Здесь все  зависит от учителя. Развитие личности подростка в системе обучения предполагает опору не только на уже  сформировавшиеся стороны его личности, но и на те, которые находятся  еще в стадии созревания, на «зону  ближайшего развития» ребенка.

«Зона ближайшего развития определяет завтрашний день ребенка, динамическое состояние его  развития». (Выготский Л.С., 1956)

Для подростка  «зона ближайшего развития» - это  сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации  и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии (Дубровина И.В., 1995). Именно в этот период формируются убеждения и нравственные ценности, жизненные планы и перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей и способностей, формируются общие взгляды на жизнь и на отношения между людьми, жизнь приобретает смысл.

В соответствии с классификацией Ф. Дольто можно выбелить три группы основных причин неудач у здоровых подростков:

 Социальные причины. Школьные неудачи чаще всего сопровождают учащихся из семей с очень низким или очень высоким уровнем дохода. Первым не уделяют достаточно внимания родители, занятые проблемой материального обеспечения семьи. Плохие бытовые условия часто мешают им развивать свои интеллектуальные возможности. Вторые могут находиться в ситуации сверхтребовательности родителей их школьным успехам, что вызывает страх неудачи.

Психологические причины. Эти причины можно разделить на две группы:

1) вызванные  нарушением развития в онтогенезе;

2) обусловленные актуальной ситуацией.

Часто подросток  неуспешен в учении из-за неуверенности  в себе, чувства собственной неполноценности, которые сформировались в детстве. Причиной, относящейся к актуальной ситуации, можно назвать дискомфорт в семье подростка. Как отмечает Ф. Дольто, «очень часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада самого подростка, связанного с тем, каковы его отношения с родителями».

Педагогические причины. Это совокупность неадекватных воздействий со стороны школы, включая организацию учебного процесса построения программы обучения, стиль педагогического общения.

На общении  подростка с педагогами следует  остановиться специально, поскольку  оно в ряду случаев является не только предпосылкой для ощущения подростком себя как неудачника, но и самостоятельным, достаточно значимым фактором, влияющим на развитие его личности.

Общение может содействовать усилению «Я» подростка, если это будет способствовать его самоутверждению в глазах сверстников. Это происходит, если педагог проявляет уважение к чувствам и мыслям подростка, не допускает ситуаций оскорбления, насмешек. В противном случае общение не только будет ослаблять «Я» подростка, но и может заставить его компенсировать чувство униженности через агрессивные действия в отношении самих педагогов.

Учение  занимает большое место в жизни  подростков. Но они к моменту перехода в среднюю школу значительно  различаются по многим параметрам. Подростки готовы избирательно при  повышенной сензитивности к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делают их взрослыми в собственных глазах. Организация занятий должна быть иной, чем в младших классах. Учебный материал, усложненный и при преимущественно формах самостоятельной организации занятий. Готовность подростка учиться может быть реализована при овладении им навыками учебной работы под руководством учителя. Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в самоутверждении. При несформированности у учащихся учебной деятельности возможен «отход от школы». Потребность в самоутверждении не реализуется.

Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное формирование мотивов. Наряду с познавательным интересом большое значение имеет  значимость знаний для подростка. Важно  осознать, осмыслить значение знаний и для развития личности, и для жизни. Сформированные убеждения подростка и его интересы способствуют повышению эмоционального тонуса и активности учения. Эмоциональное благополучие подростка обеспечивается ситуацией успеха. В этом случае у подростка повышается самооценка. Отношение подростка к учению во многом обусловлено мастерством работы учителя и его отношением к учащимся. Учитель, по мнению подростков, должен быть требовательным, справедливым и чутким.

Основными факторами, способными стать  причиной школьной неуспеваемости в  подростковом возрасте, являются следующие:

- особенности учебной деятельности в средних классах. Учебная деятельность в средних классах требует от ребенка умения самостоятельно мыслить, организовывать свою познавательную деятельность, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу. Многие подростки становятся не готовыми к выполнению новых форм учебной деятельности.

- иной тип взаимоотношения с учителем в средних классах. Ситуация несовпадения стилей отношения с детьми учителя начальных школы и классного руководителя средней достаточно типична. Демократизм педагога средней школы часто воспринимается как либерально-попустительный стиль взаимоотношений. Кроме того, представляет некоторую трудность необходимость приспособления сразу ко многим учителям с различными требованиями.

- недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, затрудняющие усвоение учебной программы. Исследования показывают, что только около 50% тринадцатилетних школьников достигают к этому возрасту уровня, гарантирующего высокоуспешную интеллектуальную и учебную деятельность. Недостаточно развитыми оказываются умения обобщать и классифицировать. В целом продолжает преобладать наглядно-действенное практическое и наглядно-образное мышление, а умение действовать в уме у 58% подростков вообще не сформировано.

- эмоциональные расстройства. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков часто возникает необоснованное чувство тревоги, депрессивные состояния, обостряются всякого рода патологические реакции. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроения, поведения. Постоянные колебания самооценки, ранимость и неадекватность реакций.

- проблемы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ. Несформированность умений и навыков и отсутствие знаний, которые должны были быть усвоены на предыдущих этапах обучения, делают невозможным движение школьника вперед. Новый материал оказывается непонятным или недоступным для понимания, обусловливая дальнейшее отстаивание подростка в ходе обучения.

Безразличное  отношение родителей к успехам  ребенка к школе снижает ценность образования в глазах подростка. Напряженные отношения между  родителями и педагогическим коллективом  способствуют вовлечению в конфликтную  ситуацию не только взрослых, но и подростка, который вынужден занять чью-то сторону. Складывающееся противоборство отвлекает  школьника от учения, его внимание концентрируется не на учебных достижениях, а на оценивании поведения взрослых. Подобная ситуация складывается, если конфликт затрагивает внутрисемейные отношения. Разлад в семье оказывается  мощным фактором, способным сказаться  на успеваемости ребенка. Перечисленные  факторы необходимо рассматривать  как факторы риска, способные  при определенных условиях стать  причинами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте.

Процесс установления взаимопонимания между педагогами и подростками часто осложняется включением механизма проекции - переноса на познаваемых людей каких-либо особенностей самого воспринимающего. Педагоги нередко замечают и активно порицают качества, присущие им самим. Например, педагог, опаздывающий на уроки, может быть непримирим к опозданиям ребят, а педагог, имеющий сексуальные проблемы, активно борется с проявлением сексуальности у подростков.

Кроме того, следует учитывать, что у подростков присутствует обостренное чувство  справедливости, поэтому они с  повышенной эмоциональностью реагируют  на ситуации, когда. По их мнению, справедливость нарушена. Однако общение может быть затруднено и из-за влияния на него процесса отдаления подростка от семьи, рассмотренного ранее. В таком  случае подросток переносит на педагогов  свое отношение к родителю и всеми  силами, не всегда адекватно ситуации, доказывает им факт собственного взросления. Возможен также перенос на педагога чувства гнева, не выраженного по отношению к родителям. Поэтому  перед педагогом встает довольно трудная задача - понять, что этот гнев направлен не на него лично, и  спокойной и доброжелательно  установить контакт с подростком.

Информация о работе Формирование личноси подростка