Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа
Основной целью работы явилось изучение и анализ факторов развития и становления личности подростка.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- определить основное понятие личности в психологии, её структуру и развитие;
- исследовать особенности формирования личности в подростковом возрасте;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие личности ……………………………………………………. 5 стр.
1.2 Структура личности и её особенности ……………………………... 8 стр.
1.3 Развитие личности …………………………………………………… 10 стр.
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Подростковый возраст и его специфика ………………………….. 16 стр.
2.2 Формирование самосознания и самооценки ……………………... 21 стр.
2.3 Формирование чувства взрослости ………………………………. 22 стр.
2.4 Формирование «Я-концепции», или становление идентичности подростков ……………………………………………………………… 25 стр.
2.5 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
2.6 Общение со сверстниками и субкультура ……………………….. 35 стр.
2.7 Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка ……………………………………………………. 39 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Подводя итоги обсуждения влияния общения с педагогом на развитие личности подростка, следует выделить следующее основное направление такого воздействия. Это содействие формированию эго-идентичности через предоставление выбора подростку возможности выбора образцов идентификации, с одной стороны, и усилению «Я» на основе самоутверждения в процессе учебной деятельности и общения - с другой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели такую важную проблему как становление личности подростков. Изучили, какие факторы влияют на её формирование, какие вопросы волнуют подростков на данном этапе развития. Рассмотрели структуру «Я – концепции».
Данная тема очень актуальна в наше время поскольку, подростковый возраст – время вхождения во взрослую жизнь, усвоение нравственных норм и ценностей, полезных навыков и знаний, сложных социальных ролей, которые придётся выполнять в будущем, и именно взрослые должны положительно повлиять на формирование самосознания ребёнка в этот период. Педагоги, близкие и дальние родственники, наконец, соседи и знакомые – все эти взрослые осознанно или неосознанно демонстрируют детям определенные культурные стереотипы поведения. Период взросления чреват как объективными трудностями, так и субъективными переживаниями. Поэтому от родителей и педагогов во многом зависит дальнейший выбор пути подростка – к саморазвитию или к саморазрушению.
Если взрослые сумеют понять подростков, своим чутким участием и внимательностью помогут им плавно войти во взрослую жизнь, процесс социализации у детей пройдёт гладко и общество приобретёт достойные, полноценные, развитые и интересные личности.
ЛИТЕРАТУРА
Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». – М., Просвещение, 1968
Волков Б.С. «Психология подростка». – СПб., Питер, 2010
Дольто Ф. «На стороне подростка». – СПб.,1997
Кулагина
И.Ю. «Возрастная психология»
Кон И. С. «Психология ранней юности». – М. Просвещение, 1980
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1999
Мадорский Л. Р. «Глазами подростков». – М., Просвещение, 1991.
Маслоу А. По направлению к психологии бытия». – СПб., 2002
Мухина В.С. «Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество». – М., 1998
Немов Р.С. «Психология развития». Москва, Просвещение, 1998
«Психология развивающейся личности». – под ред. Д.И.Петровского М.,1987
Рубинштейн С.Л «Основы общей психологии». – М., 1989
Хухлаева О.В. «Психология подростка». – М., Академия, 2005
Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис». – М.,Прогресс, 2006