Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:41, курсовая работа
Целью курсовой работы являются теоретическое обоснование и методическое обеспечения формирования социальных качеств у учащихся-подростков в процессе внеклассной деятельности.
Содержание
Введение.
Формирование социальных качеств у учащихся-подростков является одним из важных факторов стабилизации общества. Внеклассная работа должно достигать двух целей: саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности, а также успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях.
Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Формировать социальные качества – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в учащемся природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь. Формирование социальных качеств обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами.
Объект исследования – социальные качества учащихся-подростков.
Предметом исследования является процесс формирования социальных качеств учащихся-подростков в результате (процессе) внеклассной работы.
Целью курсовой работы являются теоретическое обоснование и методическое обеспечения формирования социальных качеств у учащихся-подростков в процессе внеклассной деятельности.
Для раскрытия данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать сущность и содержание формирования социальных качеств.
2. Разработать модель процесса формирования социальных качеств у учащихся-подростков во внеклассной деятельности.
3. Разработать методику формирования социальных качеств у учащихся-подростков.
Методы исследования:
В
настоящее время выделяют такие
приоритетные направления внеклассной
работы в формировании социальных качеств
личности, как осуществление возрастного
подхода в процессе создания благоприятной
среды воспитания, укрепление духовных
контактов между воспитателями и воспитанниками
в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного
отношения к нему; постоянное побуждение
человека к самовоспитанию, к самообразованию.
Глава I. Формирование социальных качеств у учащихся-подростков как психолого-педагогическая проблема.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда поскольку большинство серьёзных недугов человечества- стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.
Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой — вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру.
К социальным качествам личности относятся: самосознание, ценностные ориентации, ответственность, цели деятельности, социальный статус, социальные роли, нормы и ценности, уровень образования, активность, самостоятельность в принятии решении и др.
К
элементам, составляющим социальные качества
человека, относятся социально
Путь
от анализа общественной формации к
анализу личности, сведение индивидуального
к социальному позволяют
Понятие
личности имеет смысл лишь в системе
общественных отношений, лишь там, где
можно говорить о социальной роли и совокупности
ролей. При этом, однако, оно предполагает
не своеобразие и многообразие последних,
а прежде всего специфическое понимание
индивидом своей роли, внутреннее отношение
к ней, свободное и заинтересованное (или
наоборот — вынужденное и формальное)
ее исполнение. Человек как индивидуальность
выражает себя в продуктивных действиях,
и поступки его интересуют нас лишь в той
мере, в какой они получают органичное
предметное воплощение. О личности можно
сказать обратное: в ней интересны именно
поступки. Сами свершения личности (например,
трудовые достижения, открытия, творческие
успехи) истолковываются нами прежде всего
в качестве поступков, то есть преднамеренных,
произвольных поведенческих актов. Личность
— это инициатор последовательного ряда
жизненных событий, или, как точно определил
М. М. Бахтин, «субъект поступания». Достоинство
личности определяется не столько тем,
много ли человеку удалось, состоялся
он или не состоялся, сколько тем, что он
взял под свою ответственность, что он
сам себе вменяет. Первое философски обобщенное
изображение структуры такого поведения
дал два века спустя И. Кант. «Самодисциплина»,
«самообладание», «способность быть господином
себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте
властвовать собой... ») — таковы ключевые
понятия кантовского этического словаря.
Но самая важная выдвинутая им категория,
проливающая свет на всю проблему личности,
—это автономия. Слово «автономия» имеет
двоякий смысл. С одной стороны, оно означает
просто независимость по отношению к чему-то.
С другой стороны (буквально), автономия
— это «само законность». Но существует
только один род общезначимых норм, действительных
для всех времен. Это простейшие требования
нравственности, такие, как «не лги», «не
воруй», «не чини насилия». Их-то человек
и должен прежде всего возвести в свой
собственный безусловный императив поведения.
Лишь на этом нравственном базисе может
утвердиться личностная независимость
индивида, развиться его умение «властвовать
собой», строить свою жизнь как осмысленное,
преемственно-последовательное «поступание».
Не может быть нигилистической и аморальной
независимости от общества. Свобода от
произвольных социальных ограничений
достигается только за счет нравственного
самоограничения. Лишь тот, у кого есть
принципы, способен к независимому целеполаганию.
Только на основе последнего возможна
подлинная целесообразность действий,
то есть устойчивая жизненная стратегия.
Нет ничего более чуждого индивидуальной
независимости, чем безответственность.
Нет ничего более пагубного для личностной
целостности, чем беспринципность.
На рубеже 70—80-х гг. общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.
Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает.
Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и преемственностью, в свою очередь обусловленными воспитанием, образованием. Вне этих главных факторов невозможно взаимопонимание людей, равно как и культурное наследование.
Занимаясь ежедневными делами, учащиеся вольно или невольно творит историю. Мотивы деянии личности и есть в конечном счете движущая сила истории, а воспитание мотивов, облагораживающее их, служит спасению человечества. Среди них особое место занимает понимание смысла жизни — представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную активность.
Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте, особенно в условиях большого города. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Однако в практике воспитания прочно укоренилось мнение, что воспитываемый всегда является лишь объектом воспитательного воздействия, и ответная его реакция на это воздействие не учитывается. Воспитывать по старинке “огулом” легче, но результат неудовлетворителен. Такое воспитание действует однозначно негативно: подавляет волю и инициативу, поощряет приспособленчество, отбивает вкус к самовоспитанию, ибо для этого нужна самостоятельная работа, творческие усилия, а об их развитии школа заботится менее всего.
Догматическая система воспитания изжила себя и не в состоянии способствовать решению указанных задач. Речь должна идти не просто о совершенствовании отдельных звеньев воспитания, по разработке новой, единой комплексной системы воспитания, фундаментом которой должны стать общечеловеческие достижения науки, прогресс педагогической мысли, которая призвана ориентироваться не только на потребности современной социальной практики, но и на будущее. Проблема влияния на воспитания процессов, связанных с урбанизацией, понимается как распространение городского стандарта жизни в результате роста городов, развития промышленности.
Главные из признаков городского стандарта жизни - повышение плотности населения, ослабление эффективности системы непосредственного визуального контроля над поведением принадлежащих к данной территории общности людей.
Эта тенденция оказывает наиболее сильное влияние на сознание и поведение людей. Развитие самосознания личности как главной опоры социального контроля в условиях урбанизации, делает возможным постепенное перерастание его в самоконтроль. Недостаточная зрелость самосознания и самоконтроль у человека, живущего в городе, особенно в большом городе, влечёт за собой усиление в поведении различного рода импульсов, поэтому замена традиционной системы социального контроля новой, соответствующей условиям современного города, должна быть обеспечена интенсивным ростом нравственной культуры населения, самосознания, ответственности людей. Если это не происходит, урбанизация становится фактором роста аморализма и преступности.
Неформальные группы, играющие в крупных городах значительно большую роль, чем в мелких селениях, становятся во внерабочее время почти монопольной микросредой. Нередко они бывают источником антисоциальных явлений, преступного поведения.
Большое
место в организации
1.
Разносторонность её
2.
Важной стороной этой работы
является использование её
Информация о работе Формирование социальных качеств личности