Формирование социальных качеств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются теоретическое обоснование и методическое обеспечения формирования социальных качеств у учащихся-подростков в процессе внеклассной деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая по шиловой.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся.

     4. Внеклассная работа должна способствовать  развитию общественных интересов,  активности и самостоятельности  учащихся.

     С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной и внешкольной работы, а руководство школы оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы.

     Сложились общие принципы организации внеклассной  работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий.

     Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для  выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.

     Успеху  внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

     Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно  реализуется принцип взаимного  обучения, когда старшие, более опытные  учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных  способов реализации воспитательных функций коллектива.

     Школа является первой организованно-действующей  средой, длительное время влияющей на ребёнка в период, когда он проходит три важнейших этапа  развития, детство, отрочество, юность. Школа аккумулирует все воздействия среды в целом. Преобразование социальной позиции подростка рассматривается в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды. Социальные функции школы состоят в том, чтобы обеспечивать приобщение подрастающих поколений к ценностям, созданным цивилизацией, и вооружать их способами освоения и приумножения её богатств. Источник социальной активности, формирующей потребности, находится в общественно- политической и культурной среде жизни, которая воздействует на школу. Социальная позиция включает в себя систему отношений, целей и ценностей, установок и мотивов, формирование социально- активной позиции молодого человека на производстве предваряет отношение к действительности молодых людей в период их обучения в школе. В Конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 г. зафиксированы три основных права ребёнка - на выживание, развитие и защиту.

     Социальное  воспитание детей объективно служит государственным инструментом стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

     Хорошая школа — это целый мир совместного  накопления нравственного опыта, центр  организованного общения. Дети воспитываются в деятельности. Главное — опираться на актуальные потребности детей.

     Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов  воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики – состоит в развитии сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность. Механизмы и формы проявления педагогической деятельности опираются на деятельность, отношения, общения. Целостный педагогический процесс есть материализация всеобщей категории воспитания как общественного явления. Структура целостного педагогического процесса включает следующие компоненты: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, систему “педагог - дети”, содержание воспитания и обучения, учебно- воспитательные учреждения. В общем виде критерий эффективности воспитательного процесса могут быть выражены в степени воспитанности подрастающего человека, степени его обучения, в степени мобильности его психических процессов. Сама школа медленно и болезненно меняет свою педагогическую парадигму. Стихийный поиск добавляет новые проблемы. Одной из самых острых проблем остается воспитание.

     Важными базовыми компонентами воспитания являются:

     1. Воспитание свободной личности (высокий  уровень самосознания, гражданственность,  чувство собственного достоинства,  самодисциплины).

     2. Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь).

     3. Воспитание духовной личности (потребность  в познании и самопознании  в красоте общения).

     4. Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта).

     5. Воспитание практичной личности (знание основ экономики, трудолюбия, хозяйственность, владение языками, физическая закалка, хорошие манеры).

     Человеку  необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающему  миру. Поэтому в высшей степени  желательно соединение эстетического  и этического начал в личности.

     Социальной  педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жизни, а значит, своей деятельности. Этому  служит эволюция культуры и науки. Их история помогает новым поколениям лучше понять современность. В истории  искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств и т.д. приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедленной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины успехов и поражений человечества. Это позволяет усвоить законы развития прогресса, застоя и регресса в исторической перспективе.

     Любовь, свобода, гармония — вот три величайшие силы в воспитании человека, его  счастье и судьбе. Они дают защиту от (ужасов мира, закаливают в жизненной  борьбе и уравновешивают немногие радости  со многими скорбями.

     Школа должна защищать, развивать, поощрять самостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.

     Ни  одно действие растущего человека не может быть совершено без предварительного размышления над причинной зависимостью одних поступков от других: только таким образом можно развить ценнейшую способность предвидеть последовательность и последствия действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Формирование социальных качеств личности учащегося-подростка в современной школе.

     2.1. Методики и средства формирования социальных качеств личности.

     Воспитание и развитие личности происходит только путем включения ее в разнообразные виды деятельности и формирования социальных и духовных отношений. Обратим внимание на то, что учащийся воспитывается и развивается только в деятельности. Естественно, что в процессе этой деятельности у него складываются определенные отношения к ней (активность или пассивность, добросовестность и аккуратность или небрежность и т.д.).

     Следовательно, методика формирования у учащихся различных социальных и духовных отношении органически связана с включением их в разнообразные виды деятельности (познавательную, патриотическую, трудовую, нравственно-практическую и т.д.). В то же время содержание и методика организации этой деятельности должны возбуждать у учащихся положительные эмоциональные переживания, способствовать формированию понимания своих обязанностей, гражданского долга, патриотизма, дисциплины, эстетических и других личностных отношений и качеств.

     Указанные положения определяют принципиальные методические подходы к воспитанию у учащихся личностных отношений  и качеств. Но для практической организации  воспитательной работы эту методику нужно представлять более детально. Какие же вопросы здесь имеют существенное значение?

     Чтобы формировать у учащихся личностные качества необходимо знать их социально-психологическую  структуру. Составными элементами этой структуры выступаю соответствующие  потребности личности, знания, чувств и убеждения, поступки и способность к волевым проявлениям. Если взять, к примеру, такое личностное качество как вежливость, то в его структуре можно обнаружить:

     а) потребность личности быть вежливой и развивать у себя это качество;

     б) знание норм и правил вежливости;

     в) внутреннее стремление (чувство) и убеждение в необходимость соблюдения этих норм и правил;

     г) владение умениями навыками вежливого  поведения;

     д) способность к проявлению волевых  усилий в соблюдении требований вежливости.

     Указанные структурные компоненты присущи  и другим личностным качествам: патриотизму, трудолюбию сознательной дисциплине и т.д. Следовательно, в содержательном и методическом отношении процесс воспитания личностных качеств должен включать в себя:

     - формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

     - включение их в активную познавательную деятельность по осмыслению сущности формируемого качества и способов его проявления, а также выработку соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

     - практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемым качеством;

     - развитие и укрепление способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих в любых условиях соблюдать необходимые нормы и правила поведения.

     Проблемы  формирования личности нового социокультурного типа связаны с социальной структурой общества, которая находится в постоянном процессе воспроизводства, определяемом характером общественного воспроизводства его социально экономической конфигурацией. Именно поэтому современное образование должно строиться с необходимостью воспроизводства социальной структуры и, обеспечивая профессиональную подготовку, научно-техническую и общественно-политическую деятельность, должно являться связывающим звеном между сторонами противоречивого единства элементов производственных сил.

     Необходимы  новые технологии организации воспитательной деятельности в школе, которые будут способствовать формированию разностороннее гармонически развитой личности каждого учащегося-подростка, ориентированного на систему ценностей и потребностей современного общества. Первостепенное значение приобретает формирование таких качеств личности, как пленарность мышления, практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, культурность, интеллигентность, образованность, профессиональная компетентность.

     Суть  технологии оптимизации воспитательного  пространства в школе состоит в том, чтобы в оптимальные сроки при минимальных затратах улучшить качество профессиональной подготовки кадров.

     Технология  организации воспитательной деятельности должна представлять следующую структуру:

     1) концептуальная основа;

     2) содержательная часть (цели - общие и конкретные, содержание воспитательной деятельности);

     3) процессуальная часть (организация воспитательного процесса, методы и формы воспитательной деятельности, методы и формы работы преподавателей, деятельность преподавателя по управлению воспитательным процессом);

     4) диагностика воспитательного процесса

     В основу технологии оптимизации воспитательного  пространства школы должны лечь принципы гуманизации, гуманитаризации, социализации, регионализации, культуросообразности, непрерывности образования, жизнетворчества, компетентности, индивидуализации, субъектности, являющиеся стимуляторами личностного развития и обеспечения освоение ценностей национальной культуры.

     Содержательная  часть технологии должна включать в  себя следующие цели:

     - подготовка профессионально и  нравственно компетентного, мобильного, творчески мыслящего, общественно  активного учащегося, способного действовать в современных условиях окружающей действительности;

     - обеспечение органического единства  обучения, воспитания, развития личности  и становление гармонично и  разносторонне развитого человека  высокой культуры;

     -открытость, свобода, вариативность образовательного  процесса, диалоговое взаимодействие преподавателей и учащихся;

Информация о работе Формирование социальных качеств личности