Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:41, курсовая работа
Целью курсовой работы являются теоретическое обоснование и методическое обеспечения формирования социальных качеств у учащихся-подростков в процессе внеклассной деятельности.
-гуманистическое
осмысление педагогами и
В содержательная часть технологии должна определяться следующими направлениями деятельности:
1. Развитие системы дополнительного образования:
- спортивно-оздоровительное направление (спортивные секции, футбольные клубы и т.д.);
- эстетико-художественное (кружки, ансамбли, студии и т.д.);
2. Развитие сети библиотек, совершенствование фондов, укрепление материальной базы.
3. Организация краеведческой работы на базе культурно-исторического наследия.
4. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
5. Организация культурно - досуговой деятельности (конкурсы, КВН, фестивали и т.д.). Поддержка молодых дарований.
6. Благоустройство территорий, эстетизация среды обитания.
7. Трудовое воспитание.
8. Развитие системы самоуправления
Моделирование
современных технологий воспитательной
деятельности современной школы является
на сегодняшний день перспективным направлением
в системе современных образовательных
инноваций. Именно такие модели воспитательных
технологий призваны отразить интересы
субъектов образования, адаптировать
учащихся-подростков к реальным социокультурным
условиям, создать механизмы содействия
и поддержки, актуализировать когнитивный,
ценностно-нравственный, трудовой и творческий
виды деятельности.
2.2. Воспитательные условия формирования социальных качеств у учащихся-подростков в процессе внеклассной работы на примере деятельности педагога-организатора ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска» Крицука Р.А.
1.Обеспечение
условий для получения
Критерием данного направления, в части воспитания, является «Высокое качество результатов воспитания» - это уровень гражданской зрелости обучающихся (активное участие в общественных, творческих организациях), их социальная компетентность.
Систему воспитательной деятельности в школе определили республиканские целевые программы: «Дети Беларуси 2010-2015 гг.», «Гражданско-патриотическое воспитание детей, подростков и молодёжи Республики Беларусь», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «65», «Свой голос» и т.д.
Задачи, системы воспитательной деятельности ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска», представляют собой создание условий для:
1.Развития воспитательного потенциала;
2. Использования ресурсов сети Интернет в воспитательном процессе.
3.Обеспечения
комплексной профилактики
4.Обновления содержания и форм организации общественного управления.
5.Осуществления регулярного контроля за организацией образовательного процесса.
6.Содействия развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся.
7. Создания условий для развития профессиональной подготовки детей и молодёжи в учреждениях дополнительного образования.
8.Внедрения современных воспитательных технологий, особенно в вопросах воспитания социальной активности молодёжи.
9.Развития детских общественных самодеятельных организаций и объединений.
10.Совершенствования мониторинга качества воспитания и содержания дополнительного образования.
Эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы, через реализацию воспитательных программ.
В СОШ №49 г. Минска используются различные виды и направления деятельности: гражданско – патриотическая, познавательная, туристско-краеведческая, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская, и т.д. Выбор зависит от интересов и потребностей учащихся.
Одним из воспитательных результатов системы является развитость личностного потенциала воспитанников. С этой целью педагогический коллектив активно использует мониторинг воспитательного процесса, предметом которого становится личность воспитанника. Отслеживается уровень развития гражданско-патриотических и нравственных качеств личности, удовлетворённость организацией образовательного процесса, удовлетворённость родителей качеством воспитания, личностная и социальная активность, развитие детского коллектива, уровень воспитанности и т.д.
Большинство воспитательных мероприятий имеют социальную направленность. Это практические дела детских организаций, волонтёров, органов ученического самоуправления: акции «Подарок ветерану», «Рождественский подарок другу», «Карандаш», «Ветеран живет рядом», «Спасибо за жизнь!» и др.
Созданное воспитательное пространство в школе требует наличия нормативно-правовой базы. По сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество документов, регламентирующих воспитательную деятельность, что свидетельствует о её систематизации.
Традиции являются связующим звеном системы воспитания в школе – это:
-акция «Я - гражданин Республики Беларусь»;
-месячник «Победный май!»;
-месячник оборонно-массовой работы;
-военно-патриотический слёт «Зарница»;
-акции: «Дом, в котором я живу», «Помощь ветерану», «Память, высеченная в камне» (работа по сохранению и благоустройству воинских захоронений, памятников, памятных досок, стел, обелисков участникам Великой Отечественной войны);
-краеведческие конкурсы: «Храним наследие своё», «Моя родословная»;
-мероприятия
по увековечиванию памяти
-вахты Памяти.
Отмечается положительная динамика участия школьников ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска» в мероприятиях различного уровня, таких как – районный конкурс «Игротехника 2011» (II место), «Супераниматоры 2011» (III место), акция «Дети-детям» (благодарственное письмо районного совета БРПО), конкурс «педагог-организатор года» (выход в районный финал).
Учащиеся
школы приняли участие в
слёте «Зарница 2010», районном конкурсе патриотической песни «Память сердца».
Большую помощь в работе ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска» по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи оказывает общественная организация района - Совет ветеранов. В рамках районных месячников: «Победный май!», оборонно-массовой работы, Уроков мужества, посвящённых Дню защитников Отечества, акции «Я - гражданин Республики Беларусь» приняли участие около 20 ветеранов. К проведению мероприятий патриотической направленности школа привлекает военнослужащих, добросовестно выполнявших свой гражданский долг.
Важнейшим социальным институтом воспитания, самореализации и социализации ребёнка признаны детские молодёжные общественные организации, деятельность которых в воспитательной системе направлена на удовлетворение различных интересов ребёнка. К 2010-2011 учебном году в школе функционируют 9 детских объединений (БРПО, БРСМ, КЮСП, ЮИД, ЮДМ, БМООСП, отряд «Милосердие», волонтерская команда «Друзья»). Также в СОШ №49 работают «Школа пионерского актива» (приложение 1), и кружок «Лидер» (приложение 2).
Детские объединения школы принимают активное участие в школьных и районных мероприятиях. В каждом организации сформировались свои традиции, обычаи, правила. Разработана структура, символика детского объединения.
Уровень развития ученического самоуправления также свидетельствует об уровне развития системы воспитания в школе. Ученическая организация самоуправления «Школьный парламент» организует досуг, школьные вечера, праздники, коллективно-творческие дела, деятельность школьной прессы, спорт и спортивные мероприятия, шефская работа. С участием школьных органов самоуправления организованы и проведены три районные ученические конференции: «Отчетно-выборная (октябрь), «Работа органов ученического самоуправления по профилактике правонарушений несовершеннолетних и злоупотребление наркотическими веществами» (ноябрь), «Организация работы в условиях глобализации» (январь). Ежемесячно проводятся заседания школьного ученического Совета по различным вопросам.
Стратегия патриотического воспитания в ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска» строится на межведомственном взаимодействии, сотрудничестве с областным комитетом ПО ОО «БРСМ», районным советом БРПО, Центром творчества детей и молодежи «Эврика», Центром художественного творчества Фрунзенского района, Минским городским Дворцом детей и молодежи.
Важным источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления воспитательным процессом, является педагогический анализ деятельности и внутришкольный контроль.
Во Фрунзенском районе продолжает действовать « Школа педагога-организатора» под руководством заведующей отделом социальных инициатив ЦТДиМ «Эврика» Лелеко Елены Андреевны. Определена методическая тема: «Воспитывающая среда и её развитие». Занятия проводились по следующим формам: семинары-практикумы, совещания, «Круглые столы», конференции.
Предметом обсуждения были различные аспекты воспитательной деятельности:
-управление детским (молодежным) общественным объединением;
-консультации по подготовке портфолио к районному этапу городского конкурса «педагог-организатор года»;
В системе внеклассной и внешкольной работы с учащимися-подростками реализуются следующие направления:
-физкультурно-спортивное;
-художественно-
-эколого-биологическое;
-военно-патриотическое;
-туристско-краеведческое;
-научно-техническое;
-естественнонаучное;
-культурологическое.
В качестве одной из приоритетных задач выделяется всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и её нормальной социализации.
В 2010 году в СОШ №49 г. Минска создан Управляющий родительский совет, как одна из форм реализации государственно-общественного управления в рамках комплексного проекта модернизации образования. Проведена регистрация изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения, разработана нормативно-правовая база по данному направлению в отделе образования и школах.
В 2010-2011 учебном году проведено четыре заседания школьного родительского Совета. Рассматривались вопросы: реализации национального проекта образования в образовательных учреждениях; портфолио ученика; об итогах работы школьного родительского Совета и утверждение плана работы на 2011 год.
По плану управления образования регулярно проводятся общешкольные родительские собрания (два раза в год), классные родительские собрания (4 раза в год). Разработаны планы родительского всеобуча. Регулярность проведения занятий родительского всеобуча - 1 раз в месяц или 1 раз в два месяца.
Родители
принимают участие в
Взаимодействие семьи и ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска» осуществляется через:
-программы совместной деятельности детей и родителей;
-праздники и концерты для семей учащихся школы;
Информация о работе Формирование социальных качеств личности