Формирование социальных качеств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются теоретическое обоснование и методическое обеспечения формирования социальных качеств у учащихся-подростков в процессе внеклассной деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая по шиловой.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     -гуманистическое  осмысление педагогами и учащимися педагогической и социальной действительности.

     В содержательная часть технологии должна определяться следующими направлениями  деятельности:

     1. Развитие системы дополнительного образования:

     - спортивно-оздоровительное направление (спортивные секции, футбольные клубы и т.д.);

     - эстетико-художественное (кружки, ансамбли, студии и т.д.);

     2. Развитие сети библиотек, совершенствование фондов, укрепление материальной базы.

     3. Организация краеведческой работы на базе культурно-исторического наследия.

     4. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

     5. Организация культурно - досуговой деятельности (конкурсы, КВН, фестивали и т.д.). Поддержка молодых дарований.

     6. Благоустройство территорий, эстетизация среды обитания.

     7. Трудовое воспитание.

     8. Развитие системы самоуправления

     Моделирование современных технологий воспитательной деятельности современной школы является на сегодняшний день перспективным направлением в системе современных образовательных инноваций. Именно такие модели воспитательных технологий призваны отразить интересы субъектов образования, адаптировать учащихся-подростков к реальным социокультурным условиям, создать механизмы содействия и поддержки, актуализировать когнитивный, ценностно-нравственный, трудовой и творческий виды деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Воспитательные условия формирования социальных качеств у учащихся-подростков в процессе внеклассной работы на примере деятельности педагога-организатора ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска» Крицука Р.А.

     1.Обеспечение  условий для получения качественного  обучения и воспитания.

     Критерием данного направления, в части  воспитания, является «Высокое  качество  результатов воспитания» - это уровень гражданской зрелости обучающихся (активное участие в общественных, творческих  организациях), их социальная компетентность.

     Систему  воспитательной  деятельности в  школе определили республиканские целевые программы: «Дети Беларуси 2010-2015 гг.», «Гражданско-патриотическое воспитание детей, подростков и молодёжи Республики Беларусь», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «65», «Свой голос» и т.д.

     Задачи, системы воспитательной деятельности ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска», представляют собой создание условий для:

     1.Развития воспитательного потенциала;

     2. Использования ресурсов сети Интернет в  воспитательном  процессе.

     3.Обеспечения  комплексной профилактики негативных  явлений в детской среде.

     4.Обновления содержания и форм  организации общественного управления.

     5.Осуществления регулярного контроля за организацией  образовательного процесса.

     6.Содействия развитию личности, талантов и способностей,  формированию  общей культуры обучающихся.

     7. Создания условий для развития профессиональной подготовки детей и молодёжи в учреждениях дополнительного образования.

     8.Внедрения современных воспитательных  технологий, особенно в вопросах воспитания социальной активности молодёжи.

     9.Развития детских общественных самодеятельных  организаций  и объединений.

     10.Совершенствования мониторинга качества  воспитания и содержания дополнительного образования.

     Эффективным и продуктивным воспитание может  быть только в рамках организованной  воспитательной  системы, через реализацию  воспитательных  программ.

     В  СОШ №49 г. Минска используются различные виды и направления деятельности: гражданско – патриотическая, познавательная, туристско-краеведческая, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская, и т.д. Выбор зависит от интересов и потребностей учащихся.

     Одним из  воспитательных  результатов  системы является развитость личностного  потенциала воспитанников. С этой целью  педагогический коллектив активно использует мониторинг  воспитательного процесса, предметом которого становится личность воспитанника. Отслеживается уровень развития гражданско-патриотических и нравственных  качеств  личности, удовлетворённость  организацией  образовательного процесса, удовлетворённость родителей  качеством  воспитания, личностная и социальная активность, развитие детского коллектива, уровень воспитанности и т.д.

     Большинство  воспитательных  мероприятий имеют социальную направленность. Это практические дела детских организаций, волонтёров, органов ученического самоуправления: акции «Подарок ветерану», «Рождественский подарок другу», «Карандаш», «Ветеран живет рядом», «Спасибо за жизнь!» и др.

     Созданное  воспитательное  пространство в  школе требует наличия нормативно-правовой базы. По сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество документов, регламентирующих  воспитательную  деятельность, что свидетельствует о её систематизации.

     Традиции  являются связующим звеном системы  воспитания в школе – это:

     -акция «Я - гражданин Республики Беларусь»;

     -месячник  «Победный май!»;

     -месячник  оборонно-массовой работы;

     -военно-патриотический  слёт «Зарница»;

     -акции:  «Дом, в котором я живу», «Помощь ветерану», «Память, высеченная в камне» (работа по сохранению и благоустройству воинских захоронений, памятников, памятных досок, стел, обелисков участникам Великой Отечественной войны);

     -краеведческие  конкурсы: «Храним наследие своё», «Моя родословная»;

     -мероприятия  по увековечиванию памяти погибших  при защите Отечества (возложение  цветов к памятным мемориальным  доскам, обелискам);

     -вахты Памяти.

     Отмечается  положительная динамика участия  школьников ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска» в мероприятиях различного уровня, таких как – районный конкурс «Игротехника 2011» (II место), «Супераниматоры 2011» (III место), акция «Дети-детям» (благодарственное письмо районного совета БРПО), конкурс «педагог-организатор года» (выход в районный финал).

     Учащиеся  школы приняли участие в районном военно-патриотическом

слёте «Зарница 2010», районном конкурсе патриотической песни «Память сердца».

     Большую помощь в  работе  ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска» по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи оказывает общественная  организация района - Совет ветеранов. В рамках районных месячников: «Победный май!», оборонно-массовой работы, Уроков мужества, посвящённых Дню защитников Отечества, акции «Я - гражданин Республики Беларусь» приняли участие около 20 ветеранов. К проведению мероприятий патриотической направленности школа привлекает военнослужащих, добросовестно выполнявших свой гражданский долг.

     Важнейшим социальным институтом воспитания, самореализации и социализации ребёнка признаны детские молодёжные общественные организации, деятельность которых в воспитательной системе направлена на удовлетворение различных интересов ребёнка. К 2010-2011 учебном году в школе функционируют 9 детских объединений (БРПО, БРСМ, КЮСП, ЮИД, ЮДМ, БМООСП, отряд «Милосердие», волонтерская команда «Друзья»). Также в СОШ №49 работают «Школа пионерского актива» (приложение 1), и кружок «Лидер» (приложение 2).

     Детские объединения школы принимают активное участие в школьных и районных мероприятиях. В каждом организации сформировались свои традиции, обычаи, правила. Разработана структура, символика детского объединения.

     Уровень развития ученического самоуправления также свидетельствует об уровне развития системы воспитания в школе. Ученическая организация самоуправления «Школьный парламент» организует досуг, школьные вечера, праздники, коллективно-творческие дела, деятельность школьной прессы, спорт и спортивные мероприятия, шефская работа. С участием школьных органов самоуправления организованы и проведены три районные ученические конференции: «Отчетно-выборная (октябрь), «Работа органов ученического самоуправления по профилактике правонарушений несовершеннолетних и злоупотребление наркотическими веществами» (ноябрь), «Организация работы в условиях глобализации» (январь). Ежемесячно проводятся заседания школьного ученического Совета по различным вопросам.

     Стратегия патриотического воспитания в ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска» строится на межведомственном взаимодействии, сотрудничестве с областным комитетом ПО ОО «БРСМ», районным советом БРПО, Центром творчества детей и молодежи «Эврика», Центром художественного творчества Фрунзенского района, Минским городским Дворцом детей и молодежи.

     Важным  источником информации, необходимой  для успешного функционирования системы управления воспитательным процессом, является педагогический анализ деятельности и внутришкольный контроль.

     Во  Фрунзенском районе продолжает действовать « Школа педагога-организатора» под руководством заведующей отделом социальных инициатив ЦТДиМ «Эврика» Лелеко Елены Андреевны. Определена методическая тема: «Воспитывающая среда и её развитие». Занятия проводились по следующим формам: семинары-практикумы, совещания, «Круглые столы», конференции.

     Предметом обсуждения были различные аспекты  воспитательной деятельности:

     -управление  детским (молодежным) общественным объединением;

     -консультации по подготовке портфолио к районному этапу городского конкурса «педагог-организатор года»;

     В системе внеклассной и внешкольной работы с учащимися-подростками реализуются следующие направления:

     -физкультурно-спортивное;

     -художественно-эстетическое;

     -эколого-биологическое;

     -военно-патриотическое;

     -туристско-краеведческое;

     -научно-техническое;

     -естественнонаучное;

     -культурологическое.

     В качестве одной из приоритетных задач  выделяется всестороннее укрепление института  семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и её нормальной социализации.

     В 2010 году в СОШ №49 г. Минска создан Управляющий родительский совет, как одна из форм реализации государственно-общественного управления в рамках комплексного проекта модернизации образования. Проведена регистрация изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения, разработана нормативно-правовая база по данному направлению в отделе образования и школах.

     В 2010-2011 учебном году проведено четыре заседания школьного родительского Совета. Рассматривались вопросы: реализации национального проекта образования в образовательных учреждениях; портфолио ученика; об итогах работы школьного родительского Совета и утверждение плана работы на 2011 год.

     По  плану управления образования регулярно проводятся общешкольные родительские собрания (два раза в год), классные родительские собрания (4 раза в год). Разработаны планы родительского всеобуча. Регулярность проведения занятий родительского всеобуча - 1 раз в месяц или 1 раз в два месяца.

     Родители  принимают участие в организации  праздников, спортивных соревнований, оказывают помощь в трудовых делах.

     Взаимодействие  семьи и ГУО «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Минска» осуществляется через:

     -программы  совместной деятельности детей и родителей;

     -праздники  и концерты для семей учащихся школы;

Информация о работе Формирование социальных качеств личности