Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:38, контрольная работа
Таким образом, тип и характер определяются прежде всего тем, в рамках какого общества, какой культуры личность находится.
На наш взгляд, каждое общество имеет собственный типичный социальный характер, тип личности, наиболее соответствующий данной общественной системе.
Введение_______________________________________________ 3
1.Личность как социальная система_________________________ 5
1.1.Общественное и индивидуальное в личности_________ 5
2.Образ жизни личности. Жизненная позиция_________________6
3.Социальные типы личности. Темперамент__________________ 7
4.Социальные роли_______________________________________ 7
5.Личность как социальный тип_____________________________10
6.Типы личности__________________________________________12
7.Общественные отношения и личные качества_______________ 13
Заключение______________________________________________15
Список использованной литературы_________________________ 16
Оглавление
Контрольной работы по дисциплине «Социология»
На тему «Социальный тип личности»
Введение______________________
1.Личность
как социальная система________
1.1.Общественное и индивидуальное в личности_________ 5
2.Образ жизни личности. Жизненная позиция_________________6
3.Социальные типы личности. Темперамент__________________ 7
4.Социальные
роли__________________________
5.Личность
как социальный тип____________
6.Типы
личности______________________
7.Общественные
отношения и личные качества___
Заключение____________________
Список
использованной литературы____________________
Введение
Одной из центральных задач
социологии личности является разработка
личностной типологии. Для социологии
важно не столько конкретное поведение
отдельного человека, обусловленное
его индивидуальными
Общество заинтересовано в определенном,
наилучшим образом соответствующем ему
типе личности, поэтому предъявляет свои
требования к формированию социального
характера. Это находит воплощение в системе
образования и воспитания, в средствах
массовой информации.
Не остались в стороне от изучения типологии
личности российская наука и культура
конца XIX - начала XX в. Различным проблемам
теории личности были посвящены труды
таких мыслителей, как Н. А. Бердяев, В.
В. Розанов, М. М. Рубинштейн, В. С. Соловьев
и др.
В социологии предлагаются различные
варианты социальной типологии личности.
Так, М. Вебер за основу типизации берет
специфику социального действия, более
конкретно - степень его рациональности,
К. Маркс - формационную и классовую принадлежность.
Значение социального характера, считает
Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет
наиболее эффективно приспособиться к
требованиям общества и обрести чувство
безопасности и защищенности. Фромм выделяет
несколько типов социального характера:
рецептивный (пассивный), эксплуататорский,
накопительский и рыночный.
Свою типологию личности разработал и
Л. Н. Гумилев, которую можно назвать теорией
пассионарности. Поведение человека, утверждает
Л. Н. Гумилев, способ его адаптации к окружающим
условиям требует потенциальной энергии,
поэтому в процессе своей жизни человек
поглощает биохимическую энергию живого
вещества биосферы.
"Поведенческая практика свидетельствует,
что способность разных людей поглощать
биохимическую энергию живых веществ
различна. Проще всего классифицировать
всех людей по этому признаку".
Первый тип обладает достаточной энергией,
чтобы жить и удовлетворять свои потребности,
диктуемые инстинктом самосохранения.
Второй тип имеет энергии больше, он работает
ради высоких - часто идеальных - целей.
Такой тип Гумилев и называет "пассионарием".
Третий тип - "супассионарий" - не
стремится к активной трудовой деятельности,
предпочитая жить за счет других.
Нельзя не упомянуть вариант типологии
В. А. Ядова, который выделял следующие
типы: идеальный, базисный и модальный
тип.
Широко распространены типологии, в которых
рассматриваются типы личностей в качестве
носителей признаков определенных общностей
- классов, социальных групп.
Нельзя не учитывать, что специфика отношений
в разных сферах общественной жизни стимулирует
проявление определенных личностных качеств
и типов поведения. Так, рыночные отношения
способствуют развитию прагматизма, хитрости,
расчетливости, отношения в сфере производства
формируют эгоизм, карьеризм и кооперацию,
а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность,
сердечность, привязанность, поиск гармонии
любой ценой.
Таким образом, тип и характер определяются
прежде всего тем, в рамках какого общества,
какой культуры личность находится.
На наш взгляд, каждое общество имеет собственный
типичный социальный характер, тип личности,
наиболее соответствующий данной общественной
системе.
1.Личность как
социальная система
1.1.Общественное и индивидуальное в личности
Человек входит в жизнь
как целостный феномен. Жизненная
деятельность человека всегда несет
на себе отпечаток уровня его развития
как личности во всей ее разносторонности.
Жизненная позиция личности формируется
совокупностью всех социальных влияний
на человека, и прежде всего системой общественного
воспитания. Личность есть системное и
поэтому "сверхчувственное" качество,
хотя носителем этого качества является
вполне чувственный, телесный индивид
со всеми его врожденными и приобретенными
свойствами. Они, эти свойства, составляют
лишь условия (предпосылки) формирования
и функционирования личности, как и внешние
условия и обстоятельства жизни, выпадающие
на долю индивида.
Характеризуя "личность" имеют в
виду "целостность", но такую "целостность",
которая рождается в обществе. Индивид
выступает как преимущественно генотипическое
образование, в основе созревания которого
лежат в основном адаптивные приспособительные
процессы.
Становление личности происходит в процессе
усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций
данного общества, что называется социализацией.
человек учится выполнять особые социальные
роли, т.е. учится вести себя в соответствии
с ролью ребенка, студента, служащего,
супруга, родителя и т.д.
Социальная личность складывается в общении
людей, начиная с первичных форм общения
матери с ребенком. ребенок постоянно
включен в те или иные формы общественной
практики; и если отсутствует ее специальная
организация, то воспитательное воздействие
на ребенка оказывают наличные, традиционно
сложившиеся ее формы, результат действия
которых может оказаться в противоречии
с целями воспитания. формирование человека
как личности требует от общества постоянного
и сознательно организуемого совершенствования
системы общественного воспитания, преодоления
застойных, традиционных, стихийно сложившихся
форм.
Выступая и субъектом, и результатом общественных
отношений, личность формируется через
ее активные общественные действия, сознательно
преобразуя и окружающую среду, и саму
себя в процессе целенаправленной деятельности.
Именно в процессе целенаправленно организуемой
деятельности формируется в человеке
важнейшая, определяющая его как развитую
личность потребность в благе другого.
Целенаправленное формирование личности
человека предполагает её проектирование,
но не на основе общего для всех людей
шаблона, а в соответствии с индивидуальным
для каждого человека проектом, учитывающим
его конкретные физиологические и психологические
особенности.
Главная цель развития личности – возможно
более полная реализация человеком самого
себя, своих способностей и возможностей,
возможно более полное самовыражение
и самораскрытие. Но эти качества невозможны
без участия других людей, они невозможны
в изоляции и противопоставлении себя
обществу, без обращения к другим людям,
предполагающего их активное соучастие
в этом процессе.
2. Образ жизни личности. Жизненная позиция.
В рамках анализа жизненной позиции встает
вопрос об образе жизни личности.
Образ жизни – совокупность типичных
форм жизнедеятельности людей, объективно
существующих в обществе: труд, общественно-политическая
сфера, образование, досуг и отдых, личная,
семейная жизнь и т.д.
Свои социальные устремления личность
реализует в материальной и духовно-идеалогической
жизни. Жизненная позиция выступает в
этом ряду характеристикой конкретного
субъекта, который в рамках данного образа
жизни ведет материальную и духовно-идеалогическую
жизнь определенной направленности, содержания
и активности. Личность – это ученик и
соавтор человеческой истории, определенного
образа жизни.
Образ жизни общества, социальной группы,трудового
коллектива представляет для субъекта
любого уровня(а для конкретного человека
особенно) как специфическое общественное
условие, активно детерминирующее и его
образ жизни. Личность сталкивается с
целой совокупностью ситуаций жизненного
выбора. Она или принимает наличный образ
жизни, борется за его укрепление, развитие
(занимает активную
жизненную позицию); или относится
ко всему как к должному, реализует себя
в рамках положительной нормы, но не больше
(жизненная позиция
среднего уровня активности); или только
приспосабливается к существующим условиям,
равнодушно следуя "правилам жизни"
микросреды (пассивная жизненная
позиция); или в определенных условиях
использует формы деятельности и общения
негативного и антиобщественного содержания
(негативная и антиобщественная
жизненные позиции). Как видно, понятия "жизненная
позиция" и "образ
жизни" пересекаются и дополняют
друг друга.
В момент жизненного выбора личность проходит
испытание на зрелость и социальную устойчивость
как сознательный субъект общественной
жизни.
Понятие "жизненная позиция" связано
с активным, избирательным отношением
людей к природе и обществу, способностью
человека делать выбор и принимать решения
в тех или иных условиях, в том числе и
в рамках определенного образа жизни.
Объективными (внешними) условиями самоопределения
личности выступает свя совокупность
социально-экономических, политических
и духовно-идеалогических процессов конкретно-историчесного
общества (на уровне общества в целом и
составляющих его социальных групп, на
уровне региона, на уровне трудового коллектива
и семьи). Своеобразными внешними условиями
являются также и образы жизни коллективных
и индивидуальных субъектов, с которыми
она взаимодействует.
3.Социальные типы личности. Темперамент
1. "Деятели"
– воины, ремесленники, инженеры, педагоги;
активное действие, изменение мира, других
и себя.
2. "Мыслители"
– смотреть, размышлять; оружие – слово.
3. "Люди чувств и
эмоций" – деятели литературы и
искусства; оружие – интуиция.
4. "Гуманисты и подвижники"
– оружие – обостренное чувство ощущения
душевного состояния другого человека,
любовь ко всему живому; дело жизни – милосердие.
Особый интерес в течение столетий
вызывает такое интегральное образование
индивида, как темперамент (от лат. temperamentum
– надлежащее соотношение частей).
А.Р.Лурия высказал афоризм, что величие
ученого определяется тем, насколько выдвинутые
им представления задержали развитие
научной мысли. В этом смысле вряд ли кто
из ученых может состязаться с гиппократом,
который предложил гуморальную концепцию
темперамента. Гиппократ учил, что темперамент
зависит от соотношения четырех жидкостей
организма – крови, желчи, лимфы и флегмы.
Смесь этих жидкостей и лежит в основе
четырех основных типов темперамента:
сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики.
Одни люди по темпераменту чрезвычайно
медлительны и невозмутимы. Во всей манере
их поведения чувствуется степенность,
размеренность (флегматики). Другие люди
подвижны, порывисты, легко воспламеняются,
мгновенно ухватываются за новые идеи;
общительные люди с переменным настроением
(сангвиники). Холерики чрезвычайно восприимчивы
и глубоко переживают все свои радости,
свои боли и печали. Они импульсивны, под
влиянием аффекта могут совершить необдуманный
поступок, а после будут раскаиваться.
Совершенно иной тип – меланхолики. Они
глубоко переживают любое событие жизни,
но горе носят в себе, не проявляя внешне
свои переживания; постоянны в своих привязанностях.
Понятие личности – это совокупность
таких психологических качеств индивида
как:
1. Отношение к чему-либо.
2. Нормы поведения, взглядов.
3. Ценности.
В философии личность человека как таковая
не рассматривается. ею надо стать.
В социологии – личность – совокупность
статусно-ролевых характеристик. Личность
- это автономная систем, которая может
быть независима от общества. Эта независимость
проявляется в собственном мировоззрении
личности. в её самосознании.
Социальные роли – это совокупность требований.
предъявляемых индивиду обществом. Это
совокупность действий, которые должен
выполнить человек, занимающий данный
статус в социальной системе. У человека
может быть множество ролей. Когда происходит
противоречие 2-х ролей, имеет место ролевой
конфликт.
Социальные
роли:
|
|
Основные
ролевые характеристики:
Толкот Парсенс предложил 5 характеристик
любой роли:
1. Эмоциональная:
одни роли требуют эмоциональной сдержанности,
другие – раскованности.
2. Способ получения:
предписанные и завоеванные.
3. Масштаб: часть
ролей строго ограничена, часть – размыта.
4. Формализация:
деятельность в строго установленных
рамках или произвольная.
5. Мотивация: личная
прибыль, общественное благо и т.д.
Социальная
роль состоит из:
1. Ролевого ожидания.
2. Исполнения этой роли.
Теория
Ч.Кули – Теория общественного зеркала.
суть теории: сравнивая себя с другими,
у человека появляется собственное мнение
из оценок других людей. Формирование
оценки связано с вознаграждением. Поступки,
которые поощряются в человеке могут получить
дальнейшее развитие.
¶ Мы анализируем, как к нам относятся
люди.
¶ Мы анализируем, как мы относимся к этой
оценке.
¶ Мы анализируем, как мы реагируем на
эту оценку.
При исследовании личности как "элемента"
развития социальной системы она получает
свою содержательную характеристику через
"общественные функции" – роли, которые
усваиваются ею в онтогенезе". Описывая
ролевое социотипическое поведение личности,
социологи и социальные психологи характеризуют
личность именно как представителя той
или иной группы, профессии, нации, класса,
того или иного социального целого. В зависимости
от того, как выступает для личности группа,
насколько личность вовлечена в те или
иные отношения с группой, что значат для
неё цели и задачи совместной деятельности
группы, проявляются различные качества
личности. в связи с этим, для того чтобы
выявить специфику проявлений личности
в группе, ее вкладов в жизнь группы, необходимо
раскрыть природу того пласта и взаимоотношений
личности и группы, найти те системные
основания, которые определяют динамику
и содержние поведения личности.
Для того чтобы проанализировать. как
индивид вовлекается в общественные отношения,
необходимо четко выделить различные
планы исследования системных качеств
личности. Так, на пример, исследование
существующих у определенной социальной
группы представлений о взаимоотоношениях
между "руководителями вообще" и
"подчиненными вообще" – это одна
плоскость изучения личности в общественных
отношениях; исследование "нормативно-ролевых"
отношений между участниками совместной
деятельности – вторая плоскость; изучение
отношение между людьми,при которых мотивы
одного человека приобретают субъективную
ценность, личнстный смысл для другого
человека, - еще одна плоскость анализа
системных качеств личности в развитиии
общества. Для решения вопроса о соотношении
общественных и межличностных отношений
представляется целесообразным выделить
три уровня анализа системных качеств
личности в общественных отношениях, условно
обозначаемые как уровни анализа личности
в системах "роль-для-всех",
"роль-для-группы", "роль-для-себя"
Личность
это интегральная характеристика индивида,
выступающая как совокупность его социально
значимых свойств и качеств, благодаря
которым он включается в систему общественных
отношений и многообразных форм деятельности
и общения.
Так, в отличие от литературы, искусства,
отражающих общественные процессы через
призму единичного восприятия, социология
осуществляет изучение общества, используя
знание объективных социальных закономерностей
и связей.
Например, если главное внимание психологии
сосредоточено на внутреннем мире человека
и особенностях его восприятия, то социология,
в отличие от нее, изучает человека через
призму его социальных связей и отношений.
Для психологии на первом месте стоит
изучение индивидуального «Я», а для социологии
- проблемы межличностного взаимодействия
«Мы». Изучаемая личность для социолога
- это субъект и объект социальной связи,
взаимодействий и отношений, личностные
ценностные ориентации он рассматривает
с социальных позиций, ролевых ожиданий
и т.д. Социология берет из психологии
теорию мотивов поведения, личных и массовых
действий, что выступает необходимой составной
частью исследования поведения личности
в коллективе и обществе.
Таким образом, как было отмечено, личность
является универсальным, исходным элементом
социальной системы. Человек осуществляет
свою деятельность в процессе взаимодействия
с другими людьми, которые объединены
в различные социальные общности, а не
изолированно от них. Данное взаимодействие
индивидов и превращает их сумму в социальную
систему.
При этом происходит как воздействие социальной
среды на данного индивида, так и обратное
воздействие индивида на других индивидов
и социальную среду.
Социальная среда (не в биологическом
смысле слова) - это некоторое число индивидов,
кругов, групп и других общностей, с которыми
личности приходится сталкиваться в течение
своей жизни и которые влияют на ее поведение.
Необходимо подчеркнуть, что понятие среды
всегда относительно, так как даже идентичные
окружающие системы для двух разных организмов
могут быть разными средами. В конечном
итоге отмеченное выше воздействие приводит
к образованию системной целостности,
которая обладает такими качествами, которых
нет ни у одного из включенных в нее элементов
в отдельности.
В широком смысле под социальной структурой
понимается строение общества в целом,
совокупность устойчивых связей между
его основными функциональными сферами,
выступающей как совокупность форм социальной
организации и деятельности. В этом случае
ее элементами являются отдельные сферы
общественной жизни и соответствующие
им социальные институты.
В узком смысле под социальной структурой
общества понимается деление общества
на различные социальные группы, системы
устойчивых связей между ними, а также
внутренняя структура различных социальных
общностей.
В зависимости от типа социальной общности
ученые выделяют два основных уровня структурной
организации: макроструктуру и микроструктуру.
Макроструктура показывает характерный
для определенного общества состав классов,
слоев, этнических групп и социальных
категорий, а также совокупность устойчивых
отношений между ними и особенности их
внутренней структурной организации.
Микроструктура показывает устойчивые
связи в малых группах. В качестве элементов
структурного анализа в данном случае
выступают отдельные индивиды, занимающие
определенные позиции (статус) и выполняющие
определенные социальные функции (роли).
Изучение микроструктуры очень важно,
так как она оказывает существенное влияние
на многие процессы общественной жизни
(социализацию, формирование общественного
мнения и др.).
Итак, на формирование личности определенное
влияние оказывают биологические факторы,
а также факторы физического окружения
и общие культурные образцы поведения
в отдельной социальной группе.
Однако следует помнить, что главными
факторами, определяющими процесс формирования
личности, безусловно являются групповой
опыт и субъективный, уникальный личностный
опыт. Эти факторы в полной мере проявляются
в процессе социализации личности.