Социально-психологические типы личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания и
- экспериментально показать влияние качеств родителей на развитие ребенка

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка 5
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка 5
1.2. Родительские стили воспитания и установки. 8
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. 18
Глава 2. Социально-психологические типы личности ребенка 21
2.1.Tипы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания 21
2.2. Диагностика детско – родительских отношений в семье 25
Заключение 29
Список использованной литературы 3

Файлы: 1 файл

Стили семейного воспитания.КУРСОВАЯ..docx

— 66.47 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка 5

1.1. Роль семьи в воспитании ребенка 5

1.2. Родительские стили воспитания и установки. 8

1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. 18

Глава 2. Социально-психологические типы личности ребенка 21

2.1.Tипы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания 21

2.2. Диагностика детско – родительских отношений в семье 25

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Введение

 

    Влияние родителей на развитие ребенка очень  велико. Дети, растущие в атмосфере  любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как  правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем  и комплексов.

    Для маленького ребёнка семья – это  целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок  растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

    В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения  изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация  стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и  психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения  способствует возникновению той  или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

         Из обзора литературы хорошо  видно, что к нарушению темпа  психического развития ребенка  приводит сочетание неоднородных  факторов. Эти факторы часто находятся  в различном сочетании друг  с другом, с преобладанием того  или иного вида дефицитарности  и психогенных влияний. Выделение  роли каждого из них представляет  практический интерес, так как  позволяет найти более точные  диагностические критерии для  диагноза психического развития  ребенка. Роль семейного фактора  по сравнению с остальными, на  наш взгляд вызывает наибольший  интерес. Это и определило актуальность  темы данной работы.

    Объект  исследования – детско- родительские  отношения.

    Предмет исследования – стили семейного воспитания.

    Цель  исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие  ребенка.

    Задачи:

    - дать теоретическое обоснование  данной  проблемы;

      - охарактеризовать стили воспитания  и 

    - экспериментально показать  влияние  качеств родителей на развитие  ребенка

    Гипотеза работы заключается в том, что семейные взаимоотношение играют огромную роль в развитии  ребенка Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

    Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка

1.1. Роль семьи в  воспитании ребенка

       Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития [15,98]. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

       Главными  задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка  — потребности в социальном контакте [27, 134], базового доверия к миру [27,145](Э. Эриксон) и привязанности [27,121] (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

       В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется  в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более  или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

                   Опека в семье - это система  отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение  всех потребностей ребенка, ограждают  его от каких-либо забот, усилий  и трудностей, принимая их на  себя. Вопрос об активном формировании  личности отходит на второй  план. В центре воспитательных  воздействий оказывается другая  проблема - удовлетворение потребностей  ребенка и ограждение его то  трудностей. Родители, по сути, блокируют  процесс серьезной подготовки  их детей к столкновению с  реальностью за порогом родного  дома. Именно эти дети оказываются  более неприспособленными к жизни  в коллективе.

         Сотрудничество как тип взаимоотношений  в семье предполагает опосредованность  межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной  деятельности, ее организацией и  высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается  эгоистический индивидуализм ребенка.  Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

         Большое значение в становлении  самооценки имеет стиль семейного  воспитания, принятые в семье  ценности. Можно выделить три  стиля семейного воспитания: - демократический  - авторитарный - попустительский (либеральный)[7,12].При  демократическом стиле прежде  всего учитываются интересы ребенка.  Стиль "согласия".  При авторитарном  стиле родителями навязывается  свое мнение ребенку. Стиль  "подавления".  При попустительском  стиле ребенок предоставляется  сам себе.

             От условий воспитания в семье  зависит адекватное и неадекватное  поведение ребенка. Дети, у которых  занижена самооценка, недовольны  собой. Это происходит в семье,  где родители постоянно порицают  ребенка, или ставят перед ним  завышенные задачи. Ребенок чувствует,  что он не соответствует требованиям  родителей.

       Родители  задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в  учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь  же оптимистичны. Дети с низким уровнем  притязаний и низкой самооценкой  не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед  собой высоких целей и постоянно  сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем  успеваемости, который складывается в начале обучения.

             Второй вариант - демонстративность  - особенность личности, связанной  с повышенной потребностью в  успехе и внимании к себе  окружающих. Источником демонстративности  обычно становится недостаток  внимания взрослых к детям,  которые чувствуют себя в семье  заброшенными, "недолюбленными". Но бывает, что ребенку оказывается  достаточное внимание, а оно его  не удовлетворяет в силу гипертрофированной  потребности в эмоциональных  контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.  Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

             Третий вариант - "уход от  реальности". Наблюдается в тех  случаях, когда у детей демонстративность  сочетается с тревожностью. Эти  дети тоже имеют сильную потребность  во внимании к себе, но реализовать  ее не могут благодаря своей  тревожности. Они мало заметны,  опасаются вызвать неодобрение  своим поведением, стремятся к  выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность  во внимании приводит к нарастанию  еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные  контакты. При поощрении взрослыми  активности детей, проявлении  внимания к результатам их  учебной деятельности и поисках  путей творческой самореализации  достигается относительно легкая  коррекция их развития.

             Крайние, самые неблагоприятные  для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при  авторитарном воспитании и почти  полное отсутствие контроля, когда  ребенок оказывается предоставленным  самому себе, безнадзорным.

1.2. Родительские стили  воспитания и установки.

       Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

    Под стилем семейного воспитания следует  понимать наиболее характерные способы  отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. [20,131]

    В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология  родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий  — формирования индивидуальных характерологических  особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения [24,92]. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация [39,85]. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.

Информация о работе Социально-психологические типы личности ребенка