Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:31, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания и
- экспериментально показать влияние качеств родителей на развитие ребенка
Введение 3
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка 5
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка 5
1.2. Родительские стили воспитания и установки. 8
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. 18
Глава 2. Социально-психологические типы личности ребенка 21
2.1.Tипы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания 21
2.2. Диагностика детско – родительских отношений в семье 25
Заключение 29
Список использованной литературы 3
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка 5
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка 5
1.2. Родительские стили воспитания и установки. 8
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. 18
Глава 2. Социально-психологические типы личности ребенка 21
2.1.Tипы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания 21
2.2. Диагностика детско – родительских отношений в семье 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Влияние
родителей на развитие ребенка очень
велико. Дети, растущие в атмосфере
любви и понимания, имеют меньше
проблем, связанных со здоровьем, трудностей
с обучением в школе, общением
со сверстниками, и наоборот, как
правило, нарушение детско-родительских
отношений ведет к формированию
различных психологических
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
В
отечественной науке и практике
детско-родительские взаимоотношения
изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская
и др. В отечественной литературе
предложена широкая классификация
стилей семейного воспитания подростков
с акцентуациями характера и
психопатиями, а также указывается,
какой тип родительского
Из обзора литературы хорошо
видно, что к нарушению темпа
психического развития ребенка
приводит сочетание
Объект исследования – детско- родительские отношения.
Предмет исследования – стили семейного воспитания.
Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
Задачи:
-
дать теоретическое
- охарактеризовать стили
- экспериментально показать влияние качеств родителей на развитие ребенка
Гипотеза работы заключается в том, что семейные взаимоотношение играют огромную роль в развитии ребенка Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
литературы.
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития [15,98]. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными
задачами семьи являются формирование
первой социальной потребности ребенка
— потребности в социальном контакте
[27, 134], базового доверия к миру [27,145](Э.
Эриксон) и привязанности [27,121] (Дж. Боулби,
М. Эйнсворт) в младенчестве: Формирование
предметно-орудийной
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Опека в семье - это система
отношений, при которых
Сотрудничество как тип
Большое значение в
От условий воспитания в семье
зависит адекватное и
Родители
задают и исходный уровень притязаний
ребенка - то, на что он претендует в
учебной деятельности и отношениях.
Дети с высоким уровнем притязаний,
завышенной самооценкой и престижной
мотивацией рассчитывают только на успех.
Их представления о будущем столь
же оптимистичны. Дети с низким уровнем
притязаний и низкой самооценкой
не претендуют на многое ни в будущем,
ни в настоящем. Они не ставят перед
собой высоких целей и
Второй вариант - демонстративность
- особенность личности, связанной
с повышенной потребностью в
успехе и внимании к себе
окружающих. Источником демонстративности
обычно становится недостаток
внимания взрослых к детям,
которые чувствуют себя в
Третий вариант - "уход от
реальности". Наблюдается в тех
случаях, когда у детей
Крайние, самые
Родительские установки, или
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. [20,131]
В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения [24,92]. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация [39,85]. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.
Информация о работе Социально-психологические типы личности ребенка