Социально-психологические типы личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания и
- экспериментально показать влияние качеств родителей на развитие ребенка

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка 5
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка 5
1.2. Родительские стили воспитания и установки. 8
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. 18
Глава 2. Социально-психологические типы личности ребенка 21
2.1.Tипы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания 21
2.2. Диагностика детско – родительских отношений в семье 25
Заключение 29
Список использованной литературы 3

Файлы: 1 файл

Стили семейного воспитания.КУРСОВАЯ..docx

— 66.47 Кб (Скачать)

    5. Повышенная моральная ответственность:  не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. Как свидетельствует наш опыт консультативной работы, в условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребенка». Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных обсессивно-фобических невротических реакций или декомпенсации по психастеническому типу. У подростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, например старшего ребенка к младшему.

    Е.Т. Столин и В.В. Столин добавили еще  несколько типов неадекватного  родительского (материнского) отношения к ребенку.

    1. Отношение матери к сыну-подростку  как к «замещающему» мужу: требование  активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться  постоянно в обществе сына, быть  в курсе его интимной жизни,  стремление ограничить его контакты  со сверстниками. Матери жалуются  на отсутствии контакта с сыном,  его желание отгородиться от  нее, его «презрение». В менее  грубой форме подобное отношение,  как уже указывалось, выливается  в присвоении подростку статуса  «главы семьи».

    2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое  желание удержать, привязать к  себе ребенка, лишить его самостоятельности  из-за страха возможного несчастья  с ребенком в будущем (комплекс  «умной Эльзы»). В этом случае  преуменьшение реальных способностей  и потенций ребенка приводит  родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка» (В. И. Захаров, 1982), что по существу означает «зачеркивание» реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс и фиксацию на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с ним.

    3. Воспитательный контроль посредством  нарочитого лишения любви: нежелательное  поведение (например, непослушание), недостаточные школьные достижения  или неаккуратность в быту  наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице — как об отсутствующем.

     4. Воспитательный контроль посредством  вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом подростка оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношениями зависимости[36,87].

1.3. Общение родителей  и детей как  детерминант развития  ребенка.

    Попытаемся  выделить и проанализировать такие формы семейного общения, в которых отчетливо проявляется обоюдный вклад и родителей и ребенка в инициацию и поддержание стиля взаимодействия, результирующего в формирование поведения, характерологических особенностей и самосознания ребенка.

    Существенный  вклад в развитие проблемы влияния  поведения и отношений родителей на поведение ребенка внесла Л. Беньямин [34,172]. Разработанная ею, и хорошо экспериментально обоснованная модель взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок» позволяет не только характеризовать поведение каждого из них, но и учитывать наличествующий тип взаимоотношений. Согласно этой модели, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна: ребенок может реагировать на одно и то же поведение родителей, по крайней мере, двумя способами. Так, он может отвечать на родительское поведение «дополнительно», т. е. инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование, но он может отвечать на родительское поведение и «защитно», — например, в ответ на отвержение ребенок может пытаться вести себя с родителями так, как будто те любят его и внимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить их поведение по отношению к нему.

    Следуя  логике этой модели, можно предполагать, что ребенок, вырастая, начинает вести  себя по отношению к другим людям так же, как родители вели себя по отношению к нему. В исследовании Л. Беньямин специально рассматривает также вопрос о соотношении самосознания ребенка (как формы саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связь раскрывается как интроекция  родительского отношения и способов управления поведением ребенка. Так, например, пристыживание ребенка может трансформироваться в его самосознании в тенденцию к самообвинению, доминирование родителей в отношениях с ним преобразуется в направленность быть хозяином самого себя, жестокое саморуководство.

    По тому, как происходит «интериоризация» самосознания ребенка, можно выделить несколько типов общения: 1) прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения; 2) опосредованную детерминацию самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний; 3) контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля; 4) косвенное управление формированием самосознания путем вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ самого себя.

    Анализ  жалоб и проблем, с которыми родители обращаются показывает, что важнейшими чертами, выделяемыми родителями в ребенке и одновременно выступающими объектом их внушающего воздействия, являются: 1) волевые качества ребенка, его способность к самоорганизации и целеустремленность; 2) дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превращается в послушание, 3) подчинение ребенка родительскому авторитету; 4) интересы, прежде всего к учебе; 5) способности — ум, память.

    Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными (ребенку  внушается, что он ответствен, добр, умен, способен), так и отрицательными (груб, неумен, неспособен).

    Р. Лэнгс, анализируя отношение родителей и детей в таких семьях, ввел понятие «мистификация» — внушение детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят [34,127]. Одна из форм мистификации — приписывание, которое, в свою очередь, подразделяется на приписывание ребенку «слабости» (например, неспособности самому искать выход в трудных ситуациях) и «плохости» (низости, аморальности). Другая форма мистификации — инвалидация — принудительное обесценивание точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов.

    Родители  и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и  свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и  стандартами выполнения тех или  иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать.

Глава 2. Социально-психологические  типы личности ребенка.

2.1.Tипы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания

    В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств  личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под  влиянием социальных факторов и средств  педагогического воздействия и  о которых говорил в свое время  Э. Берн [20,75].

         Получаемые в ходе диагностики  типические портреты личности  отличаются от предложенных вариантов  в зарубежной и отечественной  психологической литературе. Предлагаемая  Минияровым диагностика изучает  отклонения в норме от того  гармонического типа личности, который  всегда был идеалом воспитания.

    В.М. Минияров  выделил следующие крайние  варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие  им семь социально-психологических  типа личности ребенка 

    Сочувствующий стиль

    Ребенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют  ни наказаний, ни поощрений. Они любят  ребенка, но никогда не балуют. Все  тяготы жизни они разделяют с  ним, но по возможности стремятся  уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному  поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся  к превосходству в поступках  ребенка рассудочных действий, а  не эмоций.

    Интровертированный  тип личности ребенка 

    Чуткий, внимательный, правдивый, честный, вежливый, уравновешенный, спокойный, скромный, стеснительный, простодушный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, склонен к занятию физическим трудом, ответственен, самокритичен.

    Попустительский стиль

    Ребенку предоставлена бесконтрольная свобода  действий. Родители совершенно безразличны  к потребностям и запросам ребенка  и удовлетворяют только те, которые  можно удовлетворить за счет  других людей. Обучая выполнению правил, требований родители действуют ситуативно, не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Непоследовательны  в проявлении своих чувств к ребенку. В выборе форм поведения ребенок  свободен, но на людях должен формально  соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в  основном с поиском и ожиданием  возможного получения удовольствия.

      Конформный тип

      Нечестен, хвастлив, хитер, изворотлив, отсутствует чуткость к людям,  извлечение из всего личной  выгоды, скуп, жаден, требователен  только к другим, ябедничество, склонность  к сплетням, клевете, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие,  безразличие к безнравственным  поступкам других, подхалимство, недобросовестность.

    Состязательный  стиль

    Родители  ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может  быть вознагражден как восторженными  эпитетами, так и материально. Учат не сдавать завоеванных позиций. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе. Моральные  нормы лишь для того, чтобы комфортно  чувствовать себя среди людей  и по возможности выгодно выделиться. Следят за интеллектуальным развитием  детей, приучая к демонстрации своих  интеллектуальных возможностей, к поиску момента их проявления, а не к  глубоким размышлениям.

    Доминирующий  тип

      Самоуверенный, высокомерный, эгоистичный,  преувеличивает свои возможности,  безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на собственной  защите и все это при высоком  проявлении двигательной активности.

    Рассудительный  стиль

    Предоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных  проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают  и отвечают на все возникающие у ребенка  вопросы. Они  считают, что можно  обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения  ровные  и спокойные во всем. Четко  следят за тем, чтобы достоинство  ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают  вместе с ним. Отсутствие наказания  порождает у детей не страх, а  желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий  интерес и любознательность, преподносят  интересные факты для осмысления их ребенком.

    Сензитивный тип

    Чувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен  самоконтроль, уверенность в себе. Имеет средние значение по качествам: сообразительность, склонность к риску, тревожность и низкие по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность.

Информация о работе Социально-психологические типы личности ребенка