Социально-психологические типы личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания и
- экспериментально показать влияние качеств родителей на развитие ребенка

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка 5
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка 5
1.2. Родительские стили воспитания и установки. 8
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. 18
Глава 2. Социально-психологические типы личности ребенка 21
2.1.Tипы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания 21
2.2. Диагностика детско – родительских отношений в семье 25
Заключение 29
Список использованной литературы 3

Файлы: 1 файл

Стили семейного воспитания.КУРСОВАЯ..docx

— 66.47 Кб (Скачать)

    Предупредительный стиль

    Родители  считают, что ребенок не должен действовать  самостоятельно. Ребенок полностью  лишен активной деятельности и является пассивным, постоянно развлекаемым родителями. Такое ограничение связано  со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испытывают чувство  вины перед ребенком, если он капризничает. Безмерная любовь родителей к  ребенку толкает их на самый изощренный путь бесконечного проявления любви  и ласки. Господствуют вседозволенность и потакание, ребенку прощается все шалости.

    Инфантильный  тип

    Несамостоятельный, неспособный к принятию решений, действует лишь по чьему-либо указанию, равнодушны и холодны, безразличны  и безучастны к трудностям и проблемам  семьи, коллектива, беспомощны, осторожны, сдержаны в действиях и словах, исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены  в своих силах, неорганизованны, недисциплинированны, безынициативны.

    Контролирующий  стиль

    Родители  представляют ограниченную свободу  действий, строго контролируя выход  действий ребенка за рамки родительских представлений. Часто наказывают за неправильное поведение, начиная с  командно – приказного тона, переходят  к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретом на удовлетворение потребностей ребенка, считая, что за один и тот  же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Ласкают ребенка  очень редко, в основном предъявляют  к нему высокие требования. «Ребенок – мишень», на которого сыпятся все  шишки.

    Тревожный тип

    Вспыльчив, подозрителен и осторожен во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливый, добросовестный, с заниженной самооценкой, стремиться оказать помощь товарищу. Защищает товарищей и своих близких. Сосредоточенность  на личной защите, требовательность к  другим, неуверенность в себе, отрицательное  отношение к критике, отсутствие инициативы.

    Гармоничный стиль

       Он  является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.

       От  отношения к ребенку отца и  матери, от удовлетворения его психических  потребностей во многом зависит возникновение  и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.

       Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда  родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение  в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и  такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно  считать вполне сознательным, так  как постоянный контроль над своим  поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать  детей в наиболее благоприятных  условиях, способствующих их всестороннему  и гармоничному развитию.   

2.2. Диагностика детско  – родительских  отношений в семье

       Методика PARI (parental attitude research instrument – методика изучения родительских установок) предназначена  для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей  к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение  к семейной роли и 15 касаются родительско-детских  отношений. Эти 15 признаков делятся  на следующие три группы:

       1 – оптимальный эмоциональный  контакт,

       2 – излишняя эмоциональная дистанция  с ребенком,

       3 – излишняя концентрация на  ребенке.

       Основным  методом изучения особенностей представлений  супругов о детско-родительских отношениях в нашем исследовании была выбрана  именно методика PARI - «Родительско-детские  отношения» Е. С. Шефера и Р.К.Белла, предназначенная для изучения отношения  родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) (Приложение 1). Эта методика в нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет1.

       Методика  позволяет оценить специфику  внутрисемейных отношений, особенности  организации семейной жизни. В семье  можно вычленить отдельные аспекты  отношений: хозяйственно-бытовые, организация  быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23); межсупружеские, связанные  с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды  для развития личности, собственной  и партнера (в методике это шкала 17); отношения, обеспечивающие воспитание детей, "педагогические" (в методике шкалы 5, 11).

       Посмотрев на цифровые данные, можно составить "предварительный портрет" семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале  могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

       Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о  приоритете семейных проблем над  производственными, о вторичности  интересов "дела", обратное можно  сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих  высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении  хозяйственных функций. О плохо  интегрированной семье свидетельствуют  высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.

       Анализ  отношения к семейной роли поможет  психологу лучше понять специфику  семейных отношений обследуемого, оказать  ему психологическую помощь. Родительско-детские  отношения являются основным предметом  анализа в методике.

       Теоретический анализ исследований, посвященных проблеме развития и функционирования современной  семьи, специфике семейных представлений (внутренней картины семьи), особенностям детско-родительских отношений и  возрастным особенностям развития детей, позволил нам выделить проблему собственного экспериментального исследования, связанную с недостаточно разработанной областью исследования родительских установок, а именно их зависимости от конкретных жизненных задач развития, которые в данный возрастной период решают их дети. Нас интересовала степень влияния реальных взаимоотношений с детьми на содержание представлений супругов о детско-родительских отношениях.

       Анализ  результатов беседы показал, что  наиболее активными в воспитании детей признавали себя женщины (с  чем их супруги соглашались), в  случае разногласия «последнее слово» часто принадлежало жене. Таким образом, в нашем исследовании выступило, что наиболее активны в процессе воспитания детей именно матери, их установки относительно детско-родительских отношений, особенно в молодых семьях, являются доминирующими, именно они  являются основными проводниками стиля  детско-родительских отношений. Влияние  отцов, проявляется в меньшей  степени, что, как нам кажется, вызвано  их меньшей реальной включенностью  в процесс воспитания детей.

       Проанализируем представления супругов по выделенным в данном тесте факторам – демократичность отношений, наличие гиперопеки, авторитарность в отношениях с детьми (см. табл.1).

       Таблица 1 Выраженность представлений супругов о детско-родительских отношениях, объединенных в различные факторы

Факторы Демократичность Гиперопека Авторитарность
Семьи, имеющие младших школьников 5 семей 3 семьи 2 семьи

 Диаграмма 1 

       Отметим, что фактор «демократичность» включает в себя шкалы: «Возможность ребенка  высказаться», «Равенство родителей  и ребенка», «Поощрение активности ребенка», «Товарищеские отношение  между родителями и детьми». В  целом можно сказать, что более  демократичными показали себя семьи  с младшими школьниками – 50% (5 семей).

       Фактор  «Гиперопека» включает в себя следующие  шкалы: «Оберегание ребенка от трудностей», «Зависимость ребенка от матери», «Сверхавторитет  родителей», «Подавление агрессивности  ребенка», «Подавление сексуальности  ребенка», «Навязчивость родителей». По данному фактору мы получили немного  показатели – 30% (3 семье), хотя в данном случае наблюдаются различия между  взглядами мужчин и женщин.

       По  фактору «Авторитарность» во всех семьях, имеющих детей (шкалы: «Подавление  воли ребенка», «Супружеские конфликты», «Строгость родителей», «Раздражительность родителей», «Мученичество родителей») вышло 20% (2 семьи).

       Причины изменения взглядов супругов на детско-родительские отношения необходимо искать в особенностях реального взаимодействия родителей  с детьми того или иного возраста.

       Итак, сравнительный анализ представлений  родителей, имеющих детей позволяет  нам сделать вывод, что восприятие родителями детско-родительских отношений  зависит от тех жизненных проблем  развития, которые в данный возрастной период решают их дети и определяется опытом реального взаимодействия с  детьми. Полученные в исследовании данные дают возможность глубже проникнуть в понимание процессов, происходящих в семье, помогают определить основные проблемные точки в отношениях родителей к детям, позволяют разрабатывать принципы коррекционно-развивающей работы с учетом взглядов супругов на детско-родительские отношения.

Заключение

 

             Среди факторов семейного взаимодействия, оказывающих влияние на развитие личности ребенка, выделяются следующие: особенности воспитания ребенка и отношения к нему родителей; стиль общения в семье, структура отдельного коммуникативного акта; семейная структура и специфика распределения ролей; этнические традиции как фактор семейного воспитания Детско-родительские отношения – это важнейших один из аспектов, изучаемых психологией семьи, психологией семейных отношений и возрастной психологией. Каждый человек в той или иной роли вовлечен в детско-родительские отношения2.

       Существует  несколько типов отношений родителей  и их детей. Наиболее оптимальный  – это когда, существует взаимное доверие между родителей и  ребенком. При этом ребенок чувствует  заботу и поддержку со стороны  родителей, и ребенок (с точки  зрения его самооценки и представлений  о самом себе) формируется в  успешную и гармоничную личность. Построение таких отношений требует  от родителей умения «видеть» своих  детей и анализировать своё поведение.

       Мировая практика психологической помощи детям  и их родителям показывает, что  даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения  в семье. Главные черты этого  стиля определяются основными положениями  гуманистической  психологии. К. Роджерс  назвал его «Личностно центрированным», то есть, ставящем в центр внимания личность того человека, с которым  ты сейчас общаешься.

            Стиль родительского взаимоотношения  непроизвольно запечатлевается  в психике ребенка. Это происходит  очень рано, еще в дошкольном  возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, как  показали результаты проведенного  нами исследования, оказывают влияние личностные качества родителей.

                  Хотелось бы еще отметить, что  не мене интересным было бы  сравнить стили взаимодействия  отцов и матерей, так как  существует различия как черт  характера, так и стилей отношения   к ребенку по гетерогенному  признаку.

            Результаты исследования показали, что лучше проводить обследование  отца и матери, составляющих семейную  пару, для того чтобы нарисовать  более объективную картину воспитания  в семье, влияние обоих родителей  на формирование личности ребенка,  чтобы работа по оказанию помощи  семье была более плодотворной.

Информация о работе Социально-психологические типы личности ребенка