Социальный тип личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:38, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, тип и характер определяются прежде всего тем, в рамках какого общества, какой культуры личность находится.
На наш взгляд, каждое общество имеет собственный типичный социальный характер, тип личности, наиболее соответствующий данной общественной системе.

Оглавление

Введение_______________________________________________ 3



1.Личность как социальная система_________________________ 5

1.1.Общественное и индивидуальное в личности_________ 5

2.Образ жизни личности. Жизненная позиция_________________6

3.Социальные типы личности. Темперамент__________________ 7

4.Социальные роли_______________________________________ 7

5.Личность как социальный тип_____________________________10

6.Типы личности__________________________________________12

7.Общественные отношения и личные качества_______________ 13



Заключение______________________________________________15

Список использованной литературы_________________________ 16

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 39.34 Кб (Скачать)

 

 

6.Типы личности

В современной социологии получило широкое распространение выделение  типов личности в зависимости  от их ценностных ориентаций.

1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

3. Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни. 

4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

5. Гедонистические материалисты  ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает прежде всего форму удовлетворения потребительских желаний[7].

В социологии принято выделять также  модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности — тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма. Базисный тип личности — тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами,  

социальный тип  личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.

 

 

 

 

 

 

7.Общественные отношения  и личностные качества

Исследования западных социологов показали, что специфика отношений  в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и  вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее кооперация»), а сфера семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

В то же время хорошо известен в  социологии и обратный механизм —  влияние личностных качеств на возникновение  и развитие общественных (в том  числе экономических) отношений  определенного типа. М.Вебер в  свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере  сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств  может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а  может, наоборот, препятствовать ему  или делать его вообще невозможным.

Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих  стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный  инфантилизм», двоемыслие и широкая  практика двойных стандартов, «паразитическая  новация»[8].

Психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности — закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним  режимов, в строго контролируемом и  регламентируемом распорядке жизни  рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощности. Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в неподконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем и проводником их воли.

Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что  часто ощущение бессилия характеризует  на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько  его восприятие этой ситуации. Большинство  людей недооценивают те, пусть  и небольшие, возможности изменения  собственной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально  имеются. Человек уже сам стремится избежать жизненных перемен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать ответственность на себя, требуют поиска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

История возникновения термина  «социализация» связана с «недоразумением», вернее, с неточностью при переводе с немецкого на английский. Тем не менее новое слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых — формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения.

Социализация включает и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.

Существуют два основных подхода  в определении сущности процесса социализации: 1) социализация — это  своеобразный вид дрессировки, это  «улица с односторонним движением», когда активной стороной является общество, а сам человек — пассивный  объект его разнообразных воздействий; 2) с этим подходом согласны в настоящее  время подавляющее большинство  социологов — он основан на парадигме  взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны  общества (так называемых агентов  социализации), но и активность, избирательность  отдельного индивида.

При этом социализация рассматривается  как процесс, который продолжается в течении всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временный промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.Асп Э. Введение в социологию. СПб., 1999.

2.Асмолов А.Г. Психология  личности. – М., 1990.

3.Кон И.С. Социология  личности. – М., 1967.

 


Информация о работе Социальный тип личности