Аффилиация как тип социального взаимодействия и содержательная характеристика личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 05:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – аффилиация и эмоциональное выгорание как психологические феномены.
Предмет исследования – мотивы аффилиации как превентивный фактор эмоционального выгорания у медицинских работников.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Дать характеристику подходам к изучению феномена эмоционального выгорания, изучить факторы его развития;
2) Выявить влияние специфики деятельности медицинских работников на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания;
3) Проанализировать сущность мотивов аффилиации, их развитие в онтогенезе, основные виды.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1 Сущность синдрома эмоционального выгорания.…………………......6
1.1 Характеристика подходов к изучению феномена эмоционального выгорания………………………………………………………………………….6
1.2 Факторы развития синдрома эмоционального выгорания………....10
1.3 Влияние специфики деятельности медицинских работников на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания…………...13
2 Аффилиация как тип социального взаимодействия и содержательная характеристика личности……………………………………....………………..18
Заключение………………………………………………………………..26
Библиографический список………………………………

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая+.docx

— 58.94 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….3

1 Сущность синдрома эмоционального выгорания.…………………......6

1.1 Характеристика подходов к изучению феномена эмоционального выгорания………………………………………………………………………….6

1.2 Факторы развития синдрома эмоционального выгорания………....10

1.3 Влияние специфики деятельности  медицинских работников на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания…………...13

2 Аффилиация как тип социального взаимодействия и содержательная характеристика личности……………………………………....………………..18

Заключение………………………………………………………………..26

Библиографический список………………………………………………27

 

Введение

 

 

На современном этапе  развития общества в условиях социально-экономической  нестабильности, конкуренции на рынке  труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Тем не менее, далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.

Одной из приоритетных задач  психологии развития, медицинской психологии, психологии труда является исследование специфических социально-психологических  явлений, к числу которых относится  и «эмоциональное выгорание» среди профессионалов разных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции.

В настоящее время исследователи  выделяют около 100 симптомов, так или  иначе связанных с психическим  выгоранием. В большинстве случаев  они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями.

Изучением проблемы эмоционального выгорания занимались такие ученые, как Х.Дж. Фрейденберг, О.Н. Доценко, М.В. Барабанова, В.В. Бойко, В.И. Ковальчук и др. Х.Дж. Фрейденберг рассматривал эмоциональное выгорание как характеристику психологического состояния здоровых людей, которые находятся в тесном и интенсивном общении с клиентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [27]. В.В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [4].

Эмоциональное выгорание  – многомерный конструкт, включающий в себя совокупность негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения как следствие продолжительных и интенсивных стрессов общения.

Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у медицинских  работников посвящено немало исследований, однако они не до конца раскрывают сущность синдрома эмоционального выгорания, следствием чего является дефицит научного знания о механизмах данного явления  и отсутствие надежных, эффективных  методик его профилактики и коррекции.

В настоящее время признано, что эффективность совместной деятельности во многом определяется взаимоотношениями  личностей в коллективе, при этом изучение условий и факторов, влияющих на межличностные отношения, является одной из наиболее актуальных и практически  значимых задач. Важную роль играет степень  удовлетворенности потребности  в аффилиации (стремление к другим людям), и особенно такой ее составляющей, как потребность в эмоционально-доверительном общении. Также значимым является изучение сочетания основных характеристик, сопровождающих аффилиативное взаимодействие (легкости, доверия, понимания и притягательности) на разных этапах межличностного общения, т.к. их роль до настоящего времени недостаточно изучена.

На сегодняшний день отсутствуют труды, посвященные изучению мотивов аффилиации как фактора, предупреждающего эмоциональное выгорание медицинских работников. Эмоциональная  аффилиация может способствовать успешной деятельности группы и ее членов в стрессовых ситуациях, т.е. чем ниже групповая  аффилиация, тем выше вероятность высокой тревожности членов такой группы, которая может привести к эмоциональному выгоранию. В данном направлении интересно исследование С.С. Чшмаритяна, который изучал изменение аффилиации как просоциального поведения при стрессе и фрустрации [28].

Всем вышесказанным в  полной мере обусловлена актуальность данной курсовой работы, целью которой  является исследование мотивов аффилиации как фактора, предупреждающего эмоциональное выгорание у медицинских работников.

Объект исследования – аффилиация и эмоциональное выгорание как психологические феномены.

Предмет исследования – мотивы аффилиации как превентивный фактор эмоционального выгорания у медицинских работников.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) Дать характеристику подходам к изучению феномена эмоционального выгорания, изучить факторы его развития;

2) Выявить влияние специфики деятельности медицинских работников на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания;

3) Проанализировать сущность мотивов аффилиации, их развитие в онтогенезе, основные виды.

Основными методами, использованными  в работе, явились методы анализа  и синтеза, а также монографический  метод.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения и библиографического списка (включающего 29 источников).

 

1 Сущность синдрома эмоционального выгорания

 

1.1 Характеристика подходов к изучению феномена эмоционального выгорания

 

 

Термин «эмоциональное выгорание» введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [27].

По М. Буриш, выгорание – психологический термин, обозначающий симптомокомплекc последствий длительного рабочего стресса и определённых видов профессионального кризиса [25, с. 76].

В работе американских психологов К. Маслач, С.Е. Джексона (1981) возможность психического выгорания ограничивается представителями коммуникативных профессий. В соответствии с подходом данных авторов, синдром психического выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, включающий: эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных достижений, проявляющееся либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других [26].

Большинство специалистов признаёт необходимость учёта именно трёх составляющих для определения наличия и степени выгорания. При этом вклад каждого из факторов различен (так, исключение фактора «редуцирование персональных достижений» сближает синдром эмоционального выгорания с депрессией) [3, с. 43].

По В.В. Бойко, структура синдрома эмоционального выгорания представляет собой последовательность трёх фаз:

1) напряжение (включает симптомы переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённости собой, загнанности в клетку, тревоги и депрессии);

2) резистенция (включает симптомы неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей);

3) истощение (включает симптомы эмоционального дефицита, эмоциональной отстранённости, личностной отстранённости (деперсонализации), психосоматических и психовегетативных нарушений) [4, с. 35-36].

Б. Пельман и Е. Хартман выделили три главных компонента эмоционального выгорания:

1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.

2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннее сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

3. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности [18, с. 93].

Исследователи Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма выявили, что в качестве специфических детерминант эмоционального выгорания выступает чувство несправедливости, социальной незащищённости, большая зависимость как от пациентов, так и от руководства. Согласно их подходу, синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент – аффективность – относится к сфере жалоб на своё здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй компонент – деперсонализация – проявляется в изменении отношения либо к пациентам, либо к себе [18, с. 94].

А. Пинес и Е. Аронсон рассматривают синдром эмоционального выгорания как одномерную конструкцию. Эмоциональное выгорание – это состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях [18, с. 94].

По мнению А. Чирова, эмоциональное выгорание является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что главный фактор эмоционального выгорания – эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты являются следствием либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья. Кроме того, в противоположность предыдущим подходам, авторы одномерного подхода не ограничивают эмоциональное выгорание определённой группой специалистов [18, с. 95].

П. Торнтон обращается к выявлению связи между уровнем эмоционального выгорания и типом поведения преодоления. Поведение преодоления обеспечивается когнитивными и поведенческими усилиями по регуляции специфических внутренних и внешних требований, которые, по субъективной оценке, исчерпывают или превосходят ресурсы личности. Выявлены три стратегии поведения преодоления: две активные (овладение ситуацией путём её преобразования и преодоления эмоционального дистресса путём изменения собственного отношения к ситуации) и одна пассивная (эскапизм или отказ от каких-либо попыток устранить обусловленные ситуацией трудности).

Путём факторного анализа на основе когнитивно-феноменологической теории стресса П. Торнтон выделено восемь подвидов поведения преодоления [18, с. 96]. К пассивным отнесён только один подвиг (эскапизм как уклонение от решения проблем), к активным – семь, объединяя две (планомерное решение проблем и путь конфронтации) в проблемно-сфокусированные стратегии, а пять остальных (дистанцирование – изменение масштабов происходящего в сторону преуменьшения, самообладание, поиск социальной поддержки, принятие на себя ответственности за происходящее, позитивная оценка ценностей – отыскание положительного в происходящем) – в эмоционально-сфокусированные стратегии.

Противоречия обнаружились в данных в связи между типом  поведения преодоления и уровнем  эмоционального выгорания, полученных разными авторами. Так, с низкой степенью эмоционального выгорания связывают активные стратегии поведения преодоления, а с высокой степенью – пассивную и, наоборот, активные формы поведения преодоления указывают как не снижающие степень эмоционального выгорания, а эмоционально-сфокусированные стратегии поведения преодоления – как ассоциируемые с более высоким уровнем эмоционального выгорания.

В исследованиях Н.Е. Водопьяновой, Е.C. Старченковой изучалось влияние стилей поведения в проблемных ситуациях и личностных характеристик на степень выраженности синдрома психического выгорания [8]. Было обнаружено, что наиболее высокое эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается у тех менеджеров, которые предпочитают «избегание»; кроме того, чем больше истощение, тем ниже самооценка и больше деформация самоотношения. Эмоциональное истощение часто сопровождается мотивационной деформацией, что является защитной реакцией организма на психологические стрессы.

 

 

1.2. Факторы развития  синдрома эмоционального выгорания

 

 

В психологической литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный.

Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х.Дж. Фрейденберг выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность [27].

В.И. Ковальчук отмечает, что люди с низким уровнем самооценки и экстернальном локусом контроля больше подвержены эмоциональному выгоранию [12, с. 97]. По его мнению, риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённых личностных конфликтов.

Информация о работе Аффилиация как тип социального взаимодействия и содержательная характеристика личности