Аффилиация как тип социального взаимодействия и содержательная характеристика личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 05:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – аффилиация и эмоциональное выгорание как психологические феномены.
Предмет исследования – мотивы аффилиации как превентивный фактор эмоционального выгорания у медицинских работников.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Дать характеристику подходам к изучению феномена эмоционального выгорания, изучить факторы его развития;
2) Выявить влияние специфики деятельности медицинских работников на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания;
3) Проанализировать сущность мотивов аффилиации, их развитие в онтогенезе, основные виды.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1 Сущность синдрома эмоционального выгорания.…………………......6
1.1 Характеристика подходов к изучению феномена эмоционального выгорания………………………………………………………………………….6
1.2 Факторы развития синдрома эмоционального выгорания………....10
1.3 Влияние специфики деятельности медицинских работников на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания…………...13
2 Аффилиация как тип социального взаимодействия и содержательная характеристика личности……………………………………....………………..18
Заключение………………………………………………………………..26
Библиографический список………………………………

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая+.docx

— 58.94 Кб (Скачать)

В.В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [4, с. 32].

К. Роджерс, Р. Добсон выделяют следующие личностные факторы: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жёсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст, профессиональный стаж [18, с. 97].

Для К. Кондо в связи с развитием выгорания наиболее важны характеристики стресса и то, как разрешается стрессовая ситуация. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу «А»: агрессивно, в соперничестве, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, что хотелось достичь [18, с. 97]. Исследователь относит к «сгорающим» также трудоголиков и тех, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашёл своё призвание в работе до самозабвения.

Синдром эмоционального выгорания  рассматривается К. Кондо как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором выгорания является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряжённых межличностных отношений. Этому соответствует и данное им образное толкование: «Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; долгое время помогает другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удаётся достичь того эффекта, которого ожидали» [18, с. 98]. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению и как результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащённого сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. Такое включение стрессогенных факторов в факторы эмоционального выгорания значительно расширило круг соответствующих профессий.

М. Фридман, Р. Розенман описали тип личности «А», характеризующийся экстремально высоким субъективным значением профессиональной деятельности, низкой устойчивостью к фрустрации и стрессу, высоким жизненным теплом, соревновательностью, желанием признания окружающих, агрессивностью, наличием лидерских качеств. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической перегрузки, стремление к совершенству и связанной с этим неудовлетворённости эффективностью своей деятельности, отсутствие социальной поддержки позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностью достаточно быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Неблагоприятными последствиями поведения такого типа могут быть различного рода психосоматические расстройства с высоким риском коронарных заболеваний [18, с. 99].

К. Маслач выделила в качестве ключевых факторов синдрома эмоционального выгорания индивидуальный предел, потолок возможностей «эмоционального Я» противостоять истощению, противодействовать выгоранию, самосохраняясь; внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [26, с. 30].

Организационный фактор эмоционального выгорания связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой  должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства со стороны «вышестоящих» не соответствует содержанию работы. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.

Основные составляющие организационных  факторов:

1. Условия работы (временные параметры деятельности и объём работы). Повышенная нагрузка в деятельности стимулирует развитие эмоционального выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень эмоционального выгорания, но этот эффект носит временный характер.

2. Содержание труда –  данная группа включает количественные и качественные аспекты работы с людьми: количество, частоту их обслуживания, степень глубины контакта.

3. Социально-психологические факторы – взаимоотношения в организации как по вертикали, так и по горизонтали.

В психологической литературе выделяют ещё один фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания – наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжёлые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки) [1, с. 36].

 

 

1.3 Влияние специфики  деятельности медицинских работников  на формирование симптомов синдрома  эмоционального выгорания

 

А.С. Шафрановой разработана классификация профессий по «критерию трудности и вредности» деятельности:

1. Профессии высшего типа  – по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).

2. Профессии среднего (ремесленного) типа подразумевают работу только  над предметом.

3. Профессии низшего типа  – после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом [20, с. 87].

Естественным будет отнести  профессию медицинского работника к профессиям высшего типа именно ввиду необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Кроме этого, необходимо обосновать совершенно особую специфику врачебного труда.

Профессия медицинского работника  относится к сложным видам  труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания  личностными и профессиональными  качествами [6, с. 28].

Медицинский работник должен обладать чувством долга, ответственностью, эмпатией, терпением, наблюдательностью, интуицией, решительностью, оптимизмом и т.д.

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а  также необходимость принятия решений  в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских  работников предполагает эмоциональную  насыщенность и высокий процент  факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как  правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной  значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного  диагноза или ошибки в лечении, зависть  к преуспевающим коллегам, разочарование  в профессии и т.п.

Труд большинства медицинских  работников осуществляется в таких  условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности. К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском  персонале, относятся:

1) большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию;

2) повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;

3) ответственность за жизнь и здоровье других людей;

4) производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.

Профессиональная деятельность медицинских работников несет в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании данного синдрома [6, с. 29].

Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет  дело со смертью. Она может выступать  для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность  реанимационных мероприятий, смерть  на столе хирурга);

2) потенциальная (от результатов  деятельности врача, от его  профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека);

3) фантомная (в виде  ее могут выступать жалобы  на состояние здоровья мнительного  человека, страх и тревога хронического  больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

В каждом из этих случаев  для врача существует проблема невключения  своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми  этими образованиями ему необходимо строить отношения. Естественно, что  только эмоционально зрелая, целостная  личность в состоянии решать эти  задачи и справляться с подобными  трудностями.

В картине синдрома у врачей преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза «напряжения»), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами [6, с. 30].

Высокая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы с обязательными  дежурствами, ожидание осложнений в  состоянии больных требуют высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы. Кроме того, отягчающее влияние на здоровье работающих оказывает контакт с умирающими больными, когда медицинский работник не видит положительных результатов своих усилий по спасению больного и нередко ощущает собственное бессилие. В результате развиваются церебральные нарушения в форме невроза, сомато-висцеральные нарушения в виде гипертензии, стенокардии, язвенных поражений желудочно-кишечного тракта. Профессиональная деятельность нередко оказывает неблагоприятное воздействие на личность, приводит к депрессии и психастении.

Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский работник испытывает удовольствие от самого процесса работы. Причинами усталости и нервозности можно назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объём канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащённость рабочего места и постоянный дефицит лекарственных средств.

Из эргономических факторов медицинские работники чаще всего отмечают напряжение зрения, перегрузку опорно-двигательного аппарата.

Большинство медицинских работников, работающих в инновационных условиях, имеют ненормированный рабочий день, сверхурочную работу, связанную с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой (повышение квалификации, освоение новых методов диагностики и лечения) [6, с. 31]. Интенсификация профессиональной деятельности отражается на состоянии здоровья – способствует увеличению уровня общей заболеваемости и уровня распространённости хронической патологии.

Кроме того, медицинский персонал подвержен высокому профессиональному риску заражения парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом. Медицинский работник находится в постоянном контакте с лекарственными и дезинфицирующими средствами, что создаёт опасность аллергических, токсико-химических поражений.

Воздействие ионизирующих и  неионизирующих (радиация, ультразвук, лазерное излучение) излучений является потенциальными причинами для возникновения катаракты, новообразований.

Таким образом, специфика  профессиональной деятельности медицинских  работников является предпосылкой к  развитию синдрома эмоционального выгорания.

 

2 Аффилиация как  тип социального взаимодействия  и содержательная характеристика  личности

 

 

Аффилиация (от англ. affiliation – присоединять, присоединяться) – эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением. В ряде случаев термин употребляется для обозначения потребности в принятии, стремления к взаимосвязи. Таким образом, в неустоявшейся до теперешнего момента терминологии понятия «аффилиация», а также «потребность в аффилиации», «стремление к аффилиации» нередко означают одно и то же.

Будучи социальным по своей  природе существом, человек изначально нуждается в том, чтобы быть принятым окружающими, войти в их круг, заслужить  их расположение. Блокирование этой потребности  вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию. Напротив, наличие  тесных, доверительных личностных взаимоотношений  не только вызывает душевное удовлетворение, но и в целом повышает жизнеспособность индивидов и групп.

Словарь психологии С.Ю. Головина определяет аффилиацию как стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование этой потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, а также со сверстниками [22, с. 35].

Информация о работе Аффилиация как тип социального взаимодействия и содержательная характеристика личности