Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 05:51, курсовая работа
Объект исследования – аффилиация и эмоциональное выгорание как психологические феномены.
Предмет исследования – мотивы аффилиации как превентивный фактор эмоционального выгорания у медицинских работников.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Дать характеристику подходам к изучению феномена эмоционального выгорания, изучить факторы его развития;
2) Выявить влияние специфики деятельности медицинских работников на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания;
3) Проанализировать сущность мотивов аффилиации, их развитие в онтогенезе, основные виды.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Сущность синдрома эмоционального выгорания.…………………......6
1.1 Характеристика подходов к изучению феномена эмоционального выгорания………………………………………………………………………….6
1.2 Факторы развития синдрома эмоционального выгорания………....10
1.3 Влияние специфики деятельности медицинских работников на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания…………...13
2 Аффилиация как тип социального взаимодействия и содержательная характеристика личности……………………………………....………………..18
Заключение………………………………………………………………..26
Библиографический список………………………………
По словарю М. Кордуэлла, аффилиация – это чувство принадлежности, естественная склонность людей искать общества себе подобных [13, с. 24]. Аффилиация также рассматривается в качестве мотивационной переменной в том смысле, что люди различаются по причинам своей потребности в человеческом обществе. Эта потребность может возникать по нескольким возможным причинам:
- во избежание одиночества, которое возникает при отсутствии социальных связей с друзьями и родственниками;
- в целях найти круг общения для уменьшения тревоги и беспокойства или для эмоциональной поддержки со стороны других людей;
- для привлечения внимания, когда человек ищет общества других людей, чтобы находиться в центре внимания [13, с. 24].
Структура мотива аффилиации неоднородна: сюда включаются потребность контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь. Г. Мюррей так определяет потребность человека в аффилиации: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам» [29]. Под аффилиацией понимается, таким образом, определенный тип социальных взаимодействий, содержание которого заключается в общении с другими людьми, которое приносит удовлетворение обеим сторонам.
Как уже отмечалось выше, мотив аффилиации относится к высшему уровню иерархии человеческих потребностей. При этом данный мотив является базовым и фундаментальным для природы человека, сознание которого развивается только в условиях взаимодействия с другими людьми. В определенном смысле аффилиативное поведение (стремление к контакту, привязанности, причастности к группе) свойственно и многим представителям животного мира, что говорит в пользу рассмотрения аффилиативной потребности в качестве врожденной. Но нельзя отрицать и тот факт, что потребность в физическом контакте у животных и потребность в общении у людей имеют различное содержание и направленность.
Так, эксперимент Харлоу по выявлению факторов, участвующих в становлении связи между детенышем обезьян и матерью, убедительно показывает, что для молодых обезьянок главную роль в развитии привязанности играет приятное чувство соприкосновения с теплым предметом, независимо от того, мать это или плюшевый манекен [29]. Для человеческого ребенка также, безусловно, существует необходимость в физическом контакте, но его не может заменить контакт с куклой или даже с животным. В общение ребенка с матерью, помимо физического взаимодействия, включены такие факторы, как контакт глаз, улыбка, тембр голоса, смех и т.д. Дефицит такого общения в течение 5-6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие. Как отмечал Э. Эриксон, «мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре» [29].
Таким образом, если потребность в общении и привязанности и не является в строгом смысле врожденной, то формируется она на самых ранних стадиях онтогенеза, что подтверждается данными возрастной и кросс-культурной психологии. Так, об исключительной роли детско-родительских отношений и ранней социализации в развитии у ребенка аффилиативной потребности писал австрийский культурантрополог И. Эйбл-Эйбесфельд. На материале изучения культур Африки, Южной Америки и Новой Гвинеи он приходит к выводу, что «создание вокруг ребенка атмосферы любви и внимания является необходимым условием для формирования полноценного члена любого общества, как воинственно настроенного, так и миролюбивого» [29]. Ученый отмечает, что воспитание, лишенное ласки, создает ущербную личность, которая не чувствует привязанность к своей группе.
Американский
Р. Ронер выделил три типа возможного отношения родителей к ребенку:
1) понимание, теплое отношение и любовь;
2) враждебность и агрессия;
3) индифферентность.
Эти типы «в разной степени
характеризуют культуры и взаимосвязаны
с другими измерениями
Очевидно, что именно стиль отношений в семье закладывает основу для развития у ребенка того или иного вектора развития аффилиативной потребности – с верой в принятие другими или со страхом отвержения.
Процесс развития у ребенка потребности в общении может быть представлен в виде четырех основных этапов:
1) появление внимания и интереса ребенка к взрослому;
2) эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого;
3) инициативные действия ребенка по привлечению внимания взрослого;
4) чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого [29].
К концу первого года жизни
у детей появляется довольно устойчивое
стремление к общению со сверстниками:
они любят бывать среди других
детей, хотя еще не играют с ними.
Со второго года общение со сверстниками
расширяется, а у 4-летних оно становится
одной из ведущих потребностей. При
этом у них возрастают самостоятельность
и инициатива, т.е. поведение становится
все более внутренне
Таким образом, содержание аффилиативной
потребности на разных этапах онтогенеза
может быть различным: в течение
первых семи лет жизни ребенка
оно развивается от потребности
в доброжелательном внимании до потребности
во взаимопонимании и
Представляется возможным утверждать, что потребность человека в аффилиации является универсальной, т.е. свойственной всем людям независимо от их возрастной, гендерной или этнической принадлежности. Но характер и содержание этой потребности, безусловно, варьирует в зависимости от воспитания, условий социализации, типа культуры. Ряд исследований доказывает, что накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то человек будет стремиться к другим людям и доверять им; если преобладают противоположные ожидания, то он будет избегать других людей, относится к ним с подозрением и низко их оценивать. Человек, опыт которого носит смешанный характер и у которого высоки ожидания обоих типов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии постоянного конфликта. Тот, у кого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность [29].
Универсальность потребности
человека в аффилиации подтверждают
данные сравнительно-культурных исследований.
Так, представители
Важной особенностью мотивации аффилиации является ее взаимный, двусторонний характер. Так, степень успешности аффилиации зависит не только от стремящегося к аффилиации, но и от его потенциального партнера: первый должен дать понять второму о своем желании вступить в контакт, придав этому контакту привлекательность в его глазах. Несимметричность в распределении ролей, превращение партнера в средство удовлетворения своих потребностей наносят ущерб аффилиации как таковой или даже полностью разрушают ее. Цель аффилиации с точки зрения стремящегося к ней можно было бы определить как поиск приятия себя, поддержки и симпатии. С точки зрения обоих партнеров эта цель определяется как достижение взаимного и доверительного общения, где каждая сторона принимает и поддерживает другую.
О мотивированности поведения стремлением к аффилиации можно судить по содержанию речевых высказываний, по выражению лица, длительности контакта глаз, позе и жестикуляции.
А. Меграбян выделяет две тенденции мотива аффилиации: надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания в общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение не состоится или будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивов аффилиации:
1. Высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению: в большинстве случаев потребность в аффилиации постоянно удовлетворяется. В этом случае человек может быть общителен вплоть до назойливости.
2. Низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению: в большинстве ситуаций потребность в аффилиации остается неудовлетворенной или же вовсе отвергается.
3. Низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению: большинство ситуаций обладают лишь очень слабым позитивным или негативным релевантным аффилиации подкрепляющим действием. В этом случае человек предпочитает одиночество.
4. Высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению: в большинстве ситуаций потребность в аффилиации либо удовлетворяется, либо отвергается. У человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его. Этот тип, по мнению А. Меграбяна, является мотивационной основой выраженного конформного поведения, т.е. показателем мотива зависимости: частое применение позитивных и негативных санкций есть средство формирования у индивида тенденции к зависимости [15, с. 71].
А. Меграбяном также было выявлено, что тенденция к аффилиации и чувствительность к отвержению отрицательно коррелируют с мерой тенденции к достижению, однако тенденция к аффилиации положительно коррелирует с мерами эмпатии и тенденцией к поиску возбуждения, тогда как чувствительность к отвержению отрицательно коррелирует с тенденцией к поиску возбуждения и социальной желательностью [15, с. 72].
Различие между двумя сторонами аффилиации – стремлением к принятию и страхом отвержения – показано Т.И. Толчинской: стремление к принятию не связано ни с личностной, ни с ситуативной тревожностью, ни с ригидностью, у лиц же с высокой выраженностью страха отвержения все эти личностные характеристики выражены значительно больше, чем у лиц с низким уровнем страха отвержения [16, с. 33].
Доминирование у человека стремления к принятию приводит к стилю общения, характеризующемуся уверенностью, непринужденностью, открытостью и социальной смелостью. Если же преобладает страх отвержения, то у человека проявляются неуверенность, неловкость, скованность. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты навыки общения.
Итак, в основе мотива аффилиации лежит внутренняя потребность человека в эмоциональных и доверительных контактах, являющаяся движущей стороной общения. Она проявляется в стремлении установить близкие отношения, участвовать в совместных действиях, целью которых является процесс общения, приносящий удовлетворение. Цель этой потребности может быть различной, в том числе и взаимоисключающей (достижение близких отношений или/и использование собеседника в своих целях).
Заключение
В ходе исследования психологических феноменов эмоционального выгорания и мотивов аффилиации были получены следующие выводы.
1. Под эмоциональным выгоранием
в психологии понимается
2. К факторам, детерминирующим
эмоциональное выгорание,
3. Деятельность медицинских
работников ответственна, требует
выносливости, предполагает высокую
и постоянную психо-
4. Мотив аффилиации является комплексным мотивом, структурные составляющие которого актуализируются в разные периоды в онтогенезе. Степень интенсивности одного из структурных элементов аффилиативного общения – потребности в эмоционально-доверительных отношениях – зависит от личностных особенностей человека, характерологических особенностей, защитных механизмов, стиля взаимодействия в семье, истории его отношений с конкретным человеком и степени удовлетворенности этими отношениями.
Библиографический список