Формирование личности Александра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:02, реферат

Краткое описание

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.
Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………2-3
2. Формирование личности Александра I……………… ..4-5
3. Реформаторская деятельность Александра I………… ..5-11
4. Послевоенные реформы…………………………………12-13
5. Заключение……………………………………………… .1
6. Список используемой литературы………………………1

Файлы: 1 файл

Деятельность Александра 1го!.doc

— 73.50 Кб (Скачать)
Содержание

1.Введение…………………………………………………2-3

2. Формирование личности Александра I……………… ..4-5

3. Реформаторская деятельность  Александра I………… ..5-11

4. Послевоенные реформы…………………………………12-13

5. Заключение……………………………………………… .1

6. Список используемой литературы………………………1

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней  политике продолжается территориальное  и национальное объединение русской земли.      

 Во внутренней политике - это  необходимость уравнять сословия  общими правами и призвать  их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование  делались попытки приступить  к разрешению этих проблем.  Но каждый раз происходило  так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.        

 Уже в конце царствования Екатерины II раздавались одинокие голоса против существующего порядка, особенно против отношений между основными классами - дворянством и крепостными крестьянами. Борьба с сословными привилегиями была основной из главных задач Павла I. Он отменил грамоту 1785 г., на которой держались привилегии дворянства, отменил губернские дворянские собрания и выборы, отменил свободу дворян от телесных наказаний. По резолюции 3 января 1797 г. и указу Сената, дворяне, высшие слои городского населения, белое духовенство за уголовные преступления подвергались телесным наказаниям наравне с людьми податных сословий. Павел I превращал равенство прав в общее бесправие.

          Была попытка облегчения участи  крепостных крестьян. По указу  от 5 апреля 1797 г. была определена мера крестьянского труда в пользу землевладельца (три дня в неделю). Но эта деятельность была лишена твёрдости и последовательности. Правительство Александра I собиралось пойти навстречу реформам, но начавшаяся война 1812 г. остановила Александра I на его пути, на который он так решительно вступил.

Наивысший подъем Российского  государства приходится на первую четверть 19 века. Это связано с исторической победой русского народа в Отечественной  войне 1812 года. Все страны Европы приветствовали победительницу. России не было равных по силе в эту эпоху. Именно в данный период нашей истории царствовал Александр 1- одна из самых загадочных фигур в русской истории.

Начав царствовать с мыслью определить законом нормативные отношения  землевладельцев с крестьянами  и улучшить положение последних, он не только не ослабил крепостного права, но и содействовал его расширению.      

 Необходимо было установить  новые законодательные отношения  между классами, повысить образовательный  уровень народа, обеспечить новое  устройство государственного хозяйства (финансы).

Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра I. Члены неофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие места занял один человек, который  стал единственным доверенным сотрудником императора. Это был Михаил Михайлович Сперанский.

Вероятно, ни о ком из государей не высказывали  столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, для многих Александр I так и остался «неразгаданным Сфинксом». Научной биографии этого самодержца нет в исторической литературе советского периода. За рубежом личность и правление Александра 1, неразрывно связанные с важнейшими событиями истории Европы первой четверти XIX века, вызывают все возрастающий интерес, и зарубежными авторами написано о нем несколько работ.

 

 

Формирование личности Александра 1.   

 АЛЕКСАНДР I [12 (23) декабря 1777, Петербург - 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог], российский император (1801-1825), первенец великого князя Павла Петровича (позднее император Павел I) и великой княгини Марии Федоровны.

Сразу после рождения Александр  был взят у родителей своей  бабкой императрицей Екатериной II , которая  намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. Наследник престола оказался в ужасной атмосфере сложных родственных отношений, которая сложилась между императрицей-бабушкой Екатериной II и опальными родителями. Это в свою очередь, не могло не отразиться на формировании характера будущего императора. Екатерина усердно занималась его воспитанием, сама составила для него «Азбуку», в которой были не только даны конкретные указания его воспитателям, но и заложены принципы самого воспитания. Воспитание Александра I было основано на принципах естественности, разумности, свободы человеческой личности, нормального здорового быта. В воспитатели к Александру был приглашен швейцарец Фридрих Цезарь Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал систему российского самодержавия. В последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. В Гатчине Александр впитывал дух военщины, муштры, порядка, педантичности, что так не гармонировало с либеральными идеями Царскосельского воспитания, что приводило его к душевному разлому, к необходимости уже в раннем возрасте примирять непримиримые вещи.

Большим потрясением  для Александра, несомненно, стала  попытка Екатерины передать ему  престол в обход законного  наследника Павла Петровича. Эта идея впервые была высказана Екатериной ещё в 1787 году, когда Александру не было и 10-ти лет. Позднее эта идея приняла чёткие очертания династического кризиса, когда в 1793-1794 годах Екатерина выдвинула в среде своих советников план лишения Павла престола.

И отец, и сын были осведомлены  о планах Екатерины и противопоставлены  друг другу. Александр уверил отца в  нежелании принять престол, дал  Павлу клятву на верность и назвал его «императорским величеством». Трагические  события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.

26 сентября 1793 г. состоялась свадьба  Александра. Вскоре брачный угар  прошел, и он совершенно забыл  о жене. Из Гатчины Александр  вынес увлечение фронтовыми учениями, военной выправкой, муштрой, военными парадами. Это было его единственное увлечение в жизни, которому он никогда не изменял и которое он передал своему преемнику.

 

Реформаторская деятельность Александра1.

Две основные задачи составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению либо неизбежно вытекали из их разрешения.

Уравнение сословий перед законом  изменяло самые основания законодательства; таким образом, возникала потребность  в кодификации с целью привести в согласие различные узаконения, прежние и новые. Далее, перестройка государственного порядка на правовых уравнительных началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки вызывало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Отсюда представлялась правительству необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его справа и слева, направлять, воспитывать умы. Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положением государства и внутренний, социальный склад общества, колебал государственное хозяйство, расстраивал финансы, заставлял напрягать платежные силы народа и поднимать государственное благоустройство, понижал народное благосостояние.

Александр 1 вступил на престол 12 марта 1801 г. Воцарение Александра приветствовалось практически всеми слоями общества. С первых дней своего вступления на престол Император Александр I заявил, что собирается провести в России ряд реформ, с целью недопущения в дальнейшем деспотичного правления. Более того, от Александра I ждали преобразований. Он намеревался осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная “революция сверху” приведет, фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Начало царствования Александра, его самые первые указы, в том числе и манифест о восшествии на престол, возбудили надежды у образованного общества и представителей всех политических группировок. В этом манифесте Александр обещал управлять «по закону и сердцу» Екатерины II. Это давало надежду и либералам – на возвращение политики «просвещённого абсолютизма» и проведение ряда реформ, и консерваторам – на возвращение статус-кво, существовавшего до бурных и, казалось, бессмысленных перемен Павла I. Однако Александр также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их “екатерининских стариков”.

В 1801 г., один за другим, последовал ряд  указов, отменявших стеснительные, реакционные  и карательные меры Павла. Причём, запреты были сняты как в вопросах личной, частной жизни (о свободе передвижения), так и в экономической сфере (снятие большинства ограничений при ввозе и вывозе товаров за границу). Правда, необходимо помнить, что незыблемые права и свободы могли иметь, главным образом дворяне и, частично, купечество, горожане и государственные, черносошные крестьяне. Крепостные крестьяне в то время юридически не обладали никакими правами кроме права на жизнь.

Было восстановлено действие жалованных грамот дворянству и городам. Были возвращены на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (более 10 тыс.). Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок все арестованные и сосланные «тайной экспедицией». Было запрещено применение пытки. Разрешено было открыть частные типографии; было отменено запрещение ввоза иностранных книг из-за границы и разрешен свободный выезд русских подданных за границу. В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола водворять строгую законность. Для устранения произвола он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России. В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет. С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах.

Император Александр, естественно, не мог не понимать, что, с одной стороны, обсуждать, а тем более проводить  в жизнь либеральные реформы  можно лишь силой самодержавной власти. С другой - правление Павла показало, что проведение каких бы то ни было преобразований без учёта мнений сановной аристократии, высшего офицерства очень опасно.

Основным центром, в котором  разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя – граф П.А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Пятым членом Негласного комитета, формально не участвовавшим в заседаниях, стал Ф. Лагарп, вернувшийся в Россию в августе 1801 года. Все они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени; были приверженцами либеральных идей и считали необходимым реформировать государственное устройство России. Основными вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.

Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей» так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением установленным на основании истинного народного духа». Начали с центрального управления.

Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный  совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного  совета», получивший право опротестовывать действия и указы царя.  Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. Фактически Непременный совет был создан для разработки проектов реформ, но в первые месяцы его существования там рассматривались текущие дела по вопросам внутренней и внешней политики. 

После рассмотрения в Негласном  комитете царским указом от 8 сентября 1802 года была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо введенных Петром 1 коллегий были учреждены  министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции. А также было введено Государственное казначейство на правах министерства. Началось составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, статус которого был определен лишь в 1812 году. Комитет становился совещательным органом при императоре. Это впервые появилось в системе центральных российских учреждений. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия, каждый министр был подотчетен Сенату.            

Такова была первая попытка перестройки  центрального управления, предпринятой новым императором. Эта мера, конечно, укрепила центральное управление. Но решительной победы борьбе с безответственностью, казнокрадством и взяточничеством достигнуто не было. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.

Изменения в системе государственного управления не могли не отразится на положении православной церкви, которая во многом была частью государственного аппарата. Здесь единовластным начальником становится обер-прокурор, который в 18 веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.

Одновременно была осуществлена реформа Сената. Всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. Указ давал Сенату право ставить вопрос о пересмотре законов, если они не соответствовали действующим. Но вскоре Сенат фактически был низведен до прежнего положения.

Одновременно с реформами административными  затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать; направление это состояло в уравнении всех общественных состояний  перед законом. Затронут был щекотливый вопрос о крепостном праве. Александр 1 принимал меры к облегчению положения крестьян, но шаги в его решении этой проблемы были крайне осторожными.

Информация о работе Формирование личности Александра I