Формирование личности Александра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:02, реферат

Краткое описание

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.
Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………2-3
2. Формирование личности Александра I……………… ..4-5
3. Реформаторская деятельность Александра I………… ..5-11
4. Послевоенные реформы…………………………………12-13
5. Заключение……………………………………………… .1
6. Список используемой литературы………………………1

Файлы: 1 файл

Деятельность Александра 1го!.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

12 декабря 1801 года был  издан указ, предоставить право  владеть землей купцам, мещанам  и казенным крестьянам, которые отныне могли покупать ненаселенные земли. Уже в начале царствования Александр 1 прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое до этого одно пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 года издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.

Больших успехов достигло в эти  годы правительство на поприще народного  просвещения. Реформацией в этой области, а также в области печати было призвано руководить учрежденное в 1803 году Министерства народного просвещения. В этом же году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.

Помимо существовавшего с 1755 года Московского университета в 1802-04 гг. были открыты Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский университеты  В 1804 году в Петербурге основан Главный  педагогический институт,  учреждены Харьковский, Казанский и Санкт-Петербургский университеты. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, с «попечителями» во главе. По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университета и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы.  Это послужило поводом для смягчения цензуры, ибо издание научных книг было бы затруднено в России.

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: не всегда решения и указы были согласованы один с другим, велись чрезвычайно торопливо.

Затем последовали внешние события, на некоторое время отвлекшие  императора от внутренних работ. Это  было участие в двух коалициях  против Франции - в 1805 г. в союзе с  Австрией, в 1806 - 1807 гг. - в союзе с  Пруссией. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. Собранные им наблюдения, поселили в нем недовольство к окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора, заседания проводились все реже. Требовался принципиально новый подход к решению задач.

Разочарование в ближайшем окружении  заставило его искать опору в  людях, лично ему преданных и  не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А.А. Аракчеева, а позднее М.Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М.М. Сперанского, который стал единственным доверенным сотрудником императора и  которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. 

                  

  Послевоенные реформы.

Укрепив в результате победы над  французами свой авторитет, Александр  и во внутренней политике послевоенного  времени предпринял очередную серию  реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственным сеймом и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близкие к императору люди (в т.ч. А.А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект “Государственной уставной грамоты Российской империи”, предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры.

Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название “аракчеевщины”. Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости. В 1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за “дурные поступки” ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.

Император умер на 48-м году жизни, полный сил. К моменту смерти обнаружилось, что вопрос о престолонаследии Российской империи находится в неясном противоречивом состоянии в связи с последними распоряжениями Александра, и это породило неразбериху во дворце и суету в структурах власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, почти все  начинания Александра 1 были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т.е. ухудшили положение дел. Одним из лучших законов первых лет был указ 20 февраля 1803 г. о вольных хлебопашцах; думали, что он подготовит постепенное мирное освобождение крестьян.

Причина безуспешности заключалась  в их внутренней непоследовательности. Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт «прикосновением к основам существующего строя».

Даже поэтапный характер реформ и то, что они не посягали на главную привилегию дворянства, да и их подробности держались  в секрете, не спасло положения. Результатом  было всеобщее недовольство; Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими обстоятельствами - приближалась новая война с Наполеоном.

Александровская эпоха –  время великих свершений, великих  надежд и… великих разочарований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Владимир Бутромеев. Всемирная история в лицах. XIX-XX века. Москва «Олма-Пресс» 1999г 
2.  История России. XIX век: Учебник: Рек. Мин. обр. РФ в качестве учебника для студ. вузов / Под ред. Тюкавкина В.Г. - М.: Владос, 2001 Ч. 1

3. Сахаров А. Н. Александр I / Российские самодержцы (1801-1917). М., 1993. 
4. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций по русской истории. В 3-х т. – М., 1995. 
5. Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. М., 1994. 
6. Вандаль А. Наполеон и Александр I. Ростов-на-Дону, 1995. Т. 1-3. 
7. История России XIX -начала  XX в.: Учебник / Под ред. Федорова В.А.. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004.- 544 с.                                
 

 

 

 
 




Информация о работе Формирование личности Александра I