Роль среды и наследственности в формировании личности

Автор: Ольга Петрова, 13 Октября 2010 в 22:56, контрольная работа

Краткое описание

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал еще Гегель. А в современной психологии наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятия «развитие» и «личность»
Глава 2. Роль наследственности в формировании личности
Глава 3. Роль среды в формировании личности
Глава 4. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конт писхология личности.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНЯ И НАУКИ  РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Негосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Университет  Российской академии образования»

Красноярский  филиал 
 
 
 
 
 
 

Петрова Ольга Германовна

Студентка 3 курса психологического факультета

Группа  2-31 
 
 

Психология  личности 
 

Контрольная работа 
 
 

Роль  среды и наследственности в формировании личности 
 
 
 
 

Проверил: преподаватель 

                         Иванова Н.Г.  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Красноярск 2010г.

Содержание 

    Введение  ……………………………………………………………………...3

    Глава 1. Понятия «развитие» и «личность»……………………………..4

     Глава 2. Роль наследственности в формировании личности………….5

     Глава 3. Роль среды  в формировании  личности……………………….. 8

        Глава 4. Проблема влияния среды и наследственности на развитие                         личности………………………………………………………….12

      Заключение…………………………………………………………………...15

    Список использованной литературы……………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, и изучается всеми  общественными науками. Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциально развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., все это отличает его от детеныша животного. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности, и всегда имеет конкретное социально – историческое содержание. Понять, что такое личность, можно через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. И, первое, с чем сталкиваются при обращении к изучению – это вопрос о соотношении в нем биологического и социального. [1]

   В истории психологии существуют различные  подходы к изучению психического развития личности человека.

   Биогенетический подход определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Человек от природы имеет предрасположение не только к особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов.

   Социогенетический подход рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. При этом, игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Но остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.

   Таким образом, ни один из подходов не может быть принят за основу понимания закономерностей психического развития личности.

 [1] . Ананьев Б.Р. Избр. психологич. Труды М.: Педагогика, 1980 Т.1. с19-31,

   Цель  работы, проанализировать какую роль играют в развитии личности оба подхода. Объект исследование - личность. Предмет исследования – роль наследственности и среды в развитии личности.

   Задачи  исследования:

   1. Рассмотреть понятие личности.

   2. Рассмотреть основные концепции, влияющие на развития личности.

   3. Подвести итоги исследования.

Глава 1. Понятия «развитие» и «личность».

       Существенное значение для психологии имеет уяснение самого понятия «личность». Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития. Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. [2]

      Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал еще Гегель. А в современной психологии наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека. Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, раскроем сущность понятия «развитие».

Развитие  происходит:

  1. в единстве биологического и социального в человеке;

     2. диалектично (переход количественных  изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

[2] Выготский  Л.С. //Собр. соч.:в 6т. М.1983г. Т.4 С.208

Существуют  оптимальные сроки для становления  отдельных видов психической деятельности – сенситивные периоды.

    3. посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.);

    4. через деятельность - игру, учебу, труд.

      Развитие  детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также чувства и переживания человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим системный подход.

Глава 2. Роль наследственности в формировании личности.

 

     Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, и как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений» [3]. 
      Наследственность сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире.

[3] Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность воспри-ятия. Л.:ЛГУ.1968.

     С момента рождения ребенок наследует  многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову): пищеварительные, оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет); программирует передачу биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.  Генетическая программа заложена в молекулярных структурах ДНК. Биологические процессы обозначены и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним относят, шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др.).  По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов, предрасположенность к правонарушениям, садизм, суицидальное поведение и т.д. Но генный аппарат, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие. [4]

     Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами, алкоголем, курением, медикаментами, звуковыми нагрузками и многим другим. Современные науки ведут поиск средств лечения генных болезней, ослабления их влияния на развитие личности.  

     Показатель  развитости человека проявляется через  интегрированную развитость его  способностей. Выделяют общие и специальные  способности.

     Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других».

     Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и «определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие».

[4] Выготский Л.С. // Собр. Соч.: в 6 т. М.1983.Т.4 С.208

К ним  можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

 

            Проявление наследственного  находится в прямой зависимости  от внешней среды, условий жизни  и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли») волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком. Возвращение к людям, они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов. [5]

 

            Биологически  здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически  реализует их не более чем на 10-15%. Для правильного воспитания важна  глубокая диагностика выявления  природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей.

С одной  стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки  способностей могут проявляться  очень рано, с 2-3-летнего возраста, или наоборот — на склоне лет), с другой — условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности

растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.

[5] Карандашев  Ю.Н. Психология развития: Часть  первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.

Глава 3. Роль среды в формировании личности.

      Важнейшим аспектом психического развития человека является приобретаемые им в ходе жизни опыт и знания. Очевидно, что их объем и содержание будут зависеть от той среды, в которой находится индивид и с которой он активно взаимодействует. Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Остановимся на их рассмотрении, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

 

      Макросреда. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на уровне внутриутробного развития, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действия магнитных бурь на Солнце, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей Земли.

 

      Среда географическая — История существования древнейших цивилизаций Египта, Междуречья, Индии, Греции, Рима выявляет тот факт, что их центрами были географически и биологически исключительно благоприятные территории (обилие тепла и света, воды, растительного и животного мира), способствовавшие своими условиями социализации биологических свойств человека. Но даже в период технического прогресса многие географические территории являются крайне трудными с точки зрения их влияния на развитие человека (зоны геологических разломов и землетрясений, районы пустынь и гор, вечной мерзлоты и избыточной влажности). Живущим в таких районах, естественно, ограничивается доступ к интеллектуальным источникам, социализация личности задерживается.

 

      Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, «окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»), доминирующие общественные идеи и ценности.

 

      Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир, воплощенный в игрушки и игры, своя жизненная территория. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с родными и близкими. У ребенка формируется потребность общения с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Информация о работе Роль среды и наследственности в формировании личности