Цвет и его роль в формировании производственной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

Разные цвета и цветовые сочетания по-разному влияют на психологическое и физиологическое состояние человека, поэтому целью данной контрольной работы является описание основных цветов и их роль в формировании производственной среды.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Понятие физиологической и психологической характеристики цвета;
2. Изучение психофизиологического воздействия цвета;
3. Рассмотрение взаимосвязи цвета и света;
4. Выявление общих принципов цветового решения производственных помещений;
5. Описание сигнально-предупреждающих цветов.

Оглавление

Введение 3
1. Физиологические и психологические характеристики цвета 5
2. Психофизиологическое воздействие цвета 7
3. Взаимосвязь цвета и света 11
4. Общие принципы цветового решения производственных помещений 13
5. Сигнально-предупреждающие цвета 18
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

К.р. Этика Цвет и его роль.docx

— 46.46 Кб (Скачать)

     Санкт-Петербургская  академия управления и экономики

     Новосибирский филиал 
 
 
 

     Контрольная работа 
 

     по  дисциплине «Этика и эстетика»

     на  тему «Цвет и его роль в формировании производственной среды» 
 
 

                    Выполнила:

                    студентка гр. М 12-сп

                    Мелехина  Р.А.

                    Проверил:

                    Щекотин Е.В.

                    к.ф.н. 
                     

     Новосибирск 2010

Содержание 

Введение            3

1. Физиологические и психологические характеристики цвета     5

2. Психофизиологическое воздействие цвета       7

3. Взаимосвязь цвета и света         11

4. Общие принципы цветового решения производственных помещений   13

5. Сигнально-предупреждающие цвета        18

Заключение            19

Список используемой литературы         20

 

Введение 

    Проблема  использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты  этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и  точных наук.

    Цветовому решению интерьеров промышленных зданий в мировой практике уделяется  большое внимание. И это не случайно, так как многочисленными исследованиями были установлены и доказаны особенности  воздействия различных цветов и  их сочетаний на настроение и работоспособность  людей.

    Цвета, окружающие человека повсюду, вызывают у него те или иные эмоции: радость  или грусть, бодрость, активность или, наоборот, утомление и т.д. Почти  каждый из цветов, которыми насыщена природа, необходим для человека.

    Трудовая  деятельность людей большинства  профессий протекает в искусственных  сооружениях, частично или полностью  скрывающих от него красоту многоцветного  природного окружения. «Разрушить»  это сковывающее человека впечатление  монотонности и создать наилучшие  условия труда можно с помощью  цветовой отделки интерьеров производственных помещений.

    Задачей специалистов (архитекторов, физиологов, психологов, инженеров, гигиенистов), занимающихся разработкой цветовой окраски интерьеров, является создание в цехах оптимального цветового климата, под которым  понимают художественно-осмысленное, рационально-подобранное с учетом психофизических требований сочетание  цветов в помещении.

    Из  всего вышеизложенного делаем вывод, что тема цвета и его роль в формировании производственной среды очень актуальна.

    Разные  цвета и цветовые сочетания по-разному  влияют на психологическое и физиологическое  состояние человека, поэтому целью  данной контрольной работы является описание основных цветов и их роль в формировании производственной среды.

    Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

    1. Понятие физиологической и психологической  характеристики цвета;

    2. Изучение психофизиологического  воздействия цвета;

    3. Рассмотрение взаимосвязи цвета  и света;

    4. Выявление общих принципов цветового  решения производственных помещений;

    5. Описание сигнально-предупреждающих  цветов.

    Помощью в написании контрольной работы служила литература Браэма Г. «Психология цвета», дающая понятие о психологическом воздействии цвета и описание самой психологии цвета; учебник Графкиной М.В. «Охрана труда и производственная безопасность»; учебник Михнюка Т.Ф. «Охрана труда» с разъяснением цветового оформления производственного интерьера; Дяткова С.В., Михеева А.П. «Архитектура промышленных зданий», описывающая взаимосвязь цвета и света; учебник Белова С.В., Ильницкой А.В., Козьякова А.Ф. и др. «Безопасность жизнедеятельности» с описанием цветового оформления производственных помещений; популярный очерк Цойгнера Г. «Учение о цвете» с изложением вопросов природы цвета, физические, психофизиологические основы воздействия и восприятия цвета.

 

1. Физиологические  и психологические  характеристики цвета 

    Для адекватного восприятия мира человеку природой были предоставлены пять органов  чувств. Как известно из физиологии, каждое из этих чувств неоценимо по применению, но, наверное, каждый согласится, что зрение является самым главным  из них.

    Если  изучать цвет с позиции классической физики, то можно узнать, что цвет — это не только свойство поверхности, но и электромагнитное излучение  с каким-либо спектральным составом. Однако такие сведения явно останутся  недостаточными, потому что центром  определения цвета все-таки должен оставаться человек. Именно психофизический  фактор играет основную роль в восприятии цвета человеком.

    Цвет - это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает.

    По  исследованиям ученых человек способен воспринимать цвет даже кожей. В красной  комнате у человека даже с завязанными  глазами пульс резко увеличивается, в желтой - становится нормальным а  в синей - замедляется.

    Цветовое  окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое  состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности  и продолжительности воздействия, вызывает у нас положительные  или отрицательные эмоции. А наш  глаз способен различать 1,5 млн. цветов и оттенков. При этом женщины более  чувствительны к цвету и малейшим оттенкам его.

    Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором  они используются. Приведем некоторые  медицинские, физиологические и  психологические характеристики цвета:

  – Красный – теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности  и запрета, показывает деятельный настрой. «Уменьшает» поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает чрезмерную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или серым;

  – Оранжевый – жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство  благополучия, свидетельствует о  реализме. Его теплота, часто в  сочетании с синим, как дополнительным цветом, делает его приемлемым на небольших  поверхностях, особенно для такой  «холодной» по своей природе продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.;

  – Желтый – стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый  цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше применять в сочетании с зеленым;

  – Теплый желтый (цвет яичного желтка) – дружеский, теплый, приятный;

  – Светло-желтый (лимонный) – холодный, «кислый», отталкивающий, вызывает чувство незначительности, бесцветности;

  – Золотистый – олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства;

  – Зеленый – успокаивает, снимает  боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый  выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе вызывает ощущение «обделенности» и создает вялую атмосферу, поэтому  должен использоваться в сочетании  с белым или синим;

  – Голубой – антисептичен, эффективен при невралгических болях;

  – Синий – создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании  с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов, поскольку он разряжает стресс;

  – Фиолетовый – действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает  выносливость ткани, «примиряет» чувства  между собой. Будучи дополнен зеленым  или бирюзовым цветом, расслабляет  и одновременно «провоцирует». Фиолетовый выбирают люди, в жизни которых  наблюдается период неустойчивости;

  – Белый – символизирует чистоту. Для него характерно «самоустранение» его собственной силы, поэтому  его лучше использовать в сочетании  с синим, красным или зеленым;

  – Бежевый – олицетворяет «седину»;

  – Бирюзовый – холодность этого цвета делает необходимым его использование в сочетании с красным. Таким образом он становится нейтральным и приемлемым во многих случаях;

  – Багровый – с ним связывают полноту и насыщенность;

  – Коричневый – вызывает ощущение стабильности и создает реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в процессе стабильности и не желающие ничего менять (консервативные). «Тяжелый» по своей природе, он может быть использован в сочетании с родственными ему оттенками или темно-голубым цветом;

  – Черный – символизирует изящество;

  – Светло-голубой – создает холодное и отталкивающее впечатление;

  – Розовый – ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости;

  – Светло-зеленый – придает холодность окружающей среде.

 

2. Психофизиологическое  воздействие цвета 

    В живописи давно является общепризнанным, что цвет обладает наибольшей степенью эмоционального воздействия. Впервые  попытку систематизировать значения отдельных цветов предпринял И.-В. Гёте. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и  форм того материала, на поверхности  которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие  на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через  него и на душу.» Так, жёлтый цвет производит безусловно тёплое впечатление  и создаёт благодушное настроение. Синий он считал цветом тени – холодным и тёмным. Поэтому синие объекты  кажутся более удалёнными. Красному приписывается серьёзность и  достоинство, но также грация и прелесть. При этом Гёте имел в виду только чистые цвета и практически не учитывал ни особенностей воспринимающего  их человека, ни контекста восприятия.

    В.В. Кандинский предложил более сложный  взгляд на данную проблему. Он отмечал  двоякое воздействие цвета на человека. В первую очередь, это физическое воздействие, при котором глаз очарован красотой цвета или же, наоборот, испытывает сильнейшее раздражение. Это  впечатление поверхностно и быстро забывается, если речь идёт о привычных  предметах. «Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает  глубже, вызывает более глубокие чувства  и может вызвать целую цепь психических переживаний, так и  поверхностное впечатление от цвета  может развиться в переживание.»  Причём этот процесс во многом обусловлен степенью развития самого человека. Но и при низкой душевной восприимчивости, цвет воспринимается неоднозначно. Так, светлые краски больше притягивают  глаз, чем тёмные. Ещё более притягательной способностью обладают светлые и  тёплые тона. Окрашенные таким образом  объекты кажутся ближе. В то же время светлый, но чрезмерно ядовитый цвет вызывает беспокойство, и глаз ищет отдохновения в холодном синем  или зелёном.

    При физическом воздействии речь идет о  воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие  цвета подтверждено экспериментальным  путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый , оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь. Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими". Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

Информация о работе Цвет и его роль в формировании производственной среды