Цвет и его роль в формировании производственной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

Разные цвета и цветовые сочетания по-разному влияют на психологическое и физиологическое состояние человека, поэтому целью данной контрольной работы является описание основных цветов и их роль в формировании производственной среды.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Понятие физиологической и психологической характеристики цвета;
2. Изучение психофизиологического воздействия цвета;
3. Рассмотрение взаимосвязи цвета и света;
4. Выявление общих принципов цветового решения производственных помещений;
5. Описание сигнально-предупреждающих цветов.

Оглавление

Введение 3
1. Физиологические и психологические характеристики цвета 5
2. Психофизиологическое воздействие цвета 7
3. Взаимосвязь цвета и света 11
4. Общие принципы цветового решения производственных помещений 13
5. Сигнально-предупреждающие цвета 18
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

К.р. Этика Цвет и его роль.docx

— 46.46 Кб (Скачать)

    Физическое  воздействие цвета было многократно  подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов. Так, М. Деребире приводит следующее описание воздействия  цвета на психику, данное доктором Подольским:

  – Зелёный цвет – болеутоляющий, гипнотический. Он влияет на нервную систему, снимая раздражительность. Бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и поднимает тонус.

  – Голубой цвет – антисептический. Он эффективен при воспалениях и нагноениях. Чувствительному человеку голубой помогает больше, чем зелёный, но от его «передозировки» возникают некоторая усталость и угнетённость.

  – Оранжевый цвет стимулирует чувства и ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на кровяное давление. Он имеет сильное стимулирующее действие, создаёт чувство благополучия и веселья, но может утомить.

  – Жёлтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг и поэтому эффективен при умственной недостаточности.

  – Красный цвет обладает теплотой. Он стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, но, в то же время, легко оказывает раздражающее воздействие.

  – Фиолетовый цвет увеличивает выносливость ткани, воздействуя на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды.

    Однако  В.В. Кандинский отметил, что при  более высоком развитии это элементарное воздействие переходит в более  глубокое впечатление. Тогда можно  говорить о втором виде воздействия  цвета на человека.

    Психическое воздействие цвета вызывает душевную вибрацию. Необходимо отметить связь  между ассоциативными переживаниями, вызываемыми определённым цветом, и  его значением в природе: «Например, красный цвет может вызывать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Тёплый красный  цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в таком случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом  действует на душу». 

    Особенности психологического восприятия цвета  связаны:

  – с практическим опытом человека;

  – с ассоциативным мышлением человека.

    Интересна следующая классификация цветов по их психологическому воздействию  на человека:

  1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствуют возбуждению и действуют как раздражители:

  а) Красный – волевой, жизнеутверждающий;

  б) Оранжевый – тёплый, уютный;

в) Жёлтый – контактирующий, лучезарный.

  2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета,  приглушают раздражение:

  а) Фиолетовый – углублённый, тяжёлый;

  б) Синий – подчёркивающий дистанцию;

  в) Светло-синий – уводит в пространство, направляющий;

  г) Сине-зелёный – подчёркивает движение, изменчивость.

  3. Пастельные цвета, приглушают чистые цвета:

  а) Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;

  б) Лиловый – замкнутый, изолированный;

  в) Пастельно-зелёный – ласковый, мягкий;

  г) Серовато-голубоватый – сдержанный.

  4. Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих  цветов:

  а) Чисто-зеленый – требовательный, освежающий;

  б) Оливковый – успокаивающий, смягчающий;

  в) Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;

  г) Пурпурный – изысканный, претенциозный.

  5. Цвета глухих тонов, которые  не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться  (черный).

  6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизируют раздражение; действуют вяло, инертно:

  а) Охра – смягчает рост раздражения;

  б) Коричневый, землистый – стабилизирующий;

  в) Темно-коричневый – смягчающий возбудимость.

  7. Холодные темные цвета, изолируют и подавляют раздражение: темно-серые, черно-синие, темные зелено-синие.

    Следовательно, и физическое, и психическое воздействие  цвета во многом определяются личностными  характеристиками воспринимающего  человека. Индивидуальность восприятия цветовых композиций позднее была обоснована в работах немецкого психолога  М.Люшера, который доказал, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) реципиента в момент контакта с объектом может влиять на его отношение  к одному и тому же цвету.

    Физиологическое воздействие цвета составляет первый, или низкий, уровень влияния цвета, тогда как психическое воздействие - второй, высокий уровень его влияния. 

 

3. Взаимосвязь цвета  и света 

    Цвет  — ощущение, возникающее в головном мозге после того как он обработал  сигнал, посланный сетчаткой глаза, возбужденной так называемым стимулом. Мозг может обработать сигнал, поступающий  не только от органа зрения, но из собственных  участков, таких, как, например, зоны памяти. Вообще, цвет — эфемерное понятие, так как связано исключительно  с «потребителем» (человеком, другим живым существом), подобно тому, как  свет может существовать только при  его движении. Понятия свет и цвет очень тесно связаны друг с  другом. Только свет (часть излучения  в диапазоне 370-770 нм, которую эффективно воспринимает глаз человека) может  позволить нам вообще что-нибудь увидеть.

    Весь  окружающий человека мир материальных вещей и их цвета могут быть восприняты лишь при освещении. Игра света и тени дает человеку возможность  оценить объемность предметов, окраску  же они приобретают падающего  на них света.

    Свет  и цвет неразрывно связаны между  собой. Любое зрительное ощущение неотделимо от ощущения цвета; при слабом освещении адаптированное к темноте зрение воспринимает все цвета ахроматическими (неокрашенными), а при более сильном освещении – все многообразие хроматических (все цвета, кроме белого, черного и серого) и ахроматических цветовых тонов.

    При создании цветной композиции интерьера  необходимо считаться с физической стороной отражения и поглощения светового потока поверхностями. Падающий на тело световой поток в большинстве случаев распределяется на три части: часть отражается от его поверхности, часть потока пропускается телом и часть поглощается. Количественная сторона этих частей зависит от характеристики цвета и интенсивности освещения.

    Для создания композиции интерьера производственного помещения недостаточно установить только уровень освещенности – большое значение имеют вопросы цветопередачи источников света. Цвет поверхности ограждающих конструкций (потолка, стен и пола) зависит от освещения и воспринимается по-разному в зависимости от спектрального состава светового потока, попадающего на эту поверхность.

    Из  всех источников искусственного света  более точной цветопередачей обладают люминесцентные лампы, так как они имеют спектральный состав, близкий к солнечному свету. При освещении люминесцентными лампами цвета получают голубовато-зеленоватый оттенок; хорошо смотрятся голубой и голубовато-зеленый, зеленый и голубовато-фиолетовый цвета; оранжевый цвет, наоборот, кажется грязным, так как он является дополнительным к голубому.

    Восприятие  цвета интерьера зависит от отражательных  качеств ограждений. При увеличении коэффициента их отражения общая  освещенность помещения увеличивается  при той же самой мощности источников света. Так, увеличение отражательной  способности пола с 10 до 30%, потолка  с 10 до 40%, стены с 50 до 60% повышает на 12% освещенность и на 77% яркость поля зрения.

    Коэффициенты  отражения поверхностей в зависимости  от их положения в пространстве рекомендуется принимать следующие:

  – в случае расположения в верхней зоне интерьера: потолки – 60 – 90%; балки и ригели покрытий, мостовые и подвесные краны, подвесные конвейеры – 50 –90%;

  – при расположении в средней зоне: стены, перегородки, колонны, отдельные части антресолей и обслуживающих площадок, ворота, двери расположения в верхней зоне – 40 – 90%; технологическое оборудование, средства напольного транспорта – 25 – 55%;

  – при расположении в нижней зоне: полы, цокольные участки стен и перегородок, фундаменты оборудования – 20 – 45%.

    Освещение производственных помещений только искусственным светом допустимо  лишь как исключение. Необходимо учитывать, что естественный свет стимулирует  жизнедеятельность организма человека, он создает ощущение непосредственной связи с внешней средой, позволяет обеспечить равномерное освещение помещений. 

 

4 Общие принципы  цветового решения  производственных  помещений 

    При выборе цветов интерьера производственных помещений рекомендуется учитывать  следующие факторы:

  – характер технологического процесса, происходящего в помещении (механическая обработка, литье, сборка и т.д.);

  – характер преобладающих работ по степени точности, виду и продолжительности (точная, грубая, умственная, физическая, периодическое или постоянное наблюдение и т.д.);

  – объемно-планировочное и конструктивное решение здания и геометрические размеры помещений;

  – эмоциональное воздействие цвета и его функционально-эстетическую роль в композиции интерьера, свойства цветов и их взаимное влияние;

  – вид освещения (естественное, искусственное или смешанное), источники искусственного освещения (их цветность и спектральный состав) и условия зрительного восприятия;

  – назначение окрашиваемых элементов (стены, потолок, неподвижные или движущиеся части оборудования и т.д.) и их размеры;

  – цвет и размеры обрабатываемых деталей и способ обработки;

  – наличие опасных зон и степень опасности технологического процесса;

  – климатические условия района строительства (температура, влажность) и ориентация светопроемов по странам света;

  – микроклимат помещений (температура, влажность, газообразование, выделение пыли)

    В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние  цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические  особенности: пол, возраст, профессию  и т.д. Однако имеются и некоторые  общие характеристики воздействия  цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в  оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма  интерьера воздействует на подсознание  человека. Причем не только на работоспособность  сотрудников, но и на результаты деловых  переговоров

    При создании психофизиологического комфорта на рабочем месте дизайнера интересует прежде всего результат воздействия  цвета, т.е. эмоции, которые возникают  у человека, должны быть положительными.

    Переход в помещении от желтого цвета  к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому  – уверенно. Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную  систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.

    Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком  большой необходимости не задерживаются. Цвета могут визуально расширять  помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). Удивительно, но в красной комнате кажется на 3–4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой – на 3–4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.

    Продуктивность  труда и сохранение здоровья работников существенно зависят от эстетического  оформления рабочего места, в том  числе от его цветовой гаммы.

Информация о работе Цвет и его роль в формировании производственной среды