Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:08, реферат
Человек – биологический индивид, высшая ступень живых организмов на
земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и
субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо
дольше культурной – 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад
прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки,
которые и сегодня отличают его от других животных.
Введение. 2
Представления о личности в социологии. 5
Макросоциологические концепции личности. 8
Микросоциологические концепции личности 13
Список используемой литературы. 19
Тема: "социальные роли личности".
Учебная дисциплина "социология"
Калуга - 2000.
Содержание.
Введение.
2
Представления
о личности в социологии. 5
Макросоциологические
концепции личности. 8
Микросоциологические
концепции личности 13
Список используемой
Человек – биологический индивид, высшая ступень живых организмов на
земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и
субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо
дольше культурной – 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад
прекратилось.
К этому времени
которые и сегодня отличают его от других животных.
Они послужили условием перехода от биологической к культурной
эволюции. Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с
биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а
искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных
отношений. Начиная с этого момента, можно говорить о том, что в человеке,
как биологическом существе формируется его индивидуальность, которая
позднее вырастает в личность.
Развитие представлений о человеке как личности прошло несколько
этапов.
Древний Китай (VI – I вв. до н. э.)
Человек в даосизме занимает срединное положение в мире, соединяя в
себе тёмное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное начала,
твёрдость и мягкость, покой и движение. Он обращен лицом к прошлому, а к
будущему повернут спиной. Мир создан не ради человека, он – лишь последнее
звено саморазвития мира, движения времени по кругу. Человек общается с
божеством не как индивид, а как потомок, звено родовой цели. Человек ещё не
ощущает границ собственной личности.
Древняя Индия (VI –IV в до н. э.)
Буддизм устраняет
идея обособленной личности, родившаяся в европейской философии тема
индивидуальной кончины, безвозвратной утраты уникальной жизни. После смерти
тело и сознание распадаются на множество элементов, которые затем
сцепляются в ином месте. Но переселяется не индивидуальная, а космическая
душа. У неё нет индивидуальности. Отвергая мысль о свободной воле, буддизм
негативно относится к идее о том, что у человека есть душа.
Древняя Греция (VI – IV вв до н. э.)
Античные философы первыми осознали, что ценность жизни – в её
неповторимости. Они сделали значительный, хотя и не окончательный шаг
вперёд, отделив индивид от космоса. Поворот к антропологической теме
осуществил Сократ. Его называют родоначальником философии человека.
Знаменитое изречение «познай самого себя» означало, что каждый человек
обладает внутренним «Я», центром которого является разум, мышление. Человек
рационален: он ставит себе цели и, достигая их, несёт за них
ответственность. Совершенствование человека есть результат его деятельности
и воспитания.
Человек не только познаёт самого себя но и выступает мерой всех вещей
природных и социальных. Греки воздвигают храмы в честь богов по образу и
подобию человека, сообразуясь с «мерой» его восприятия и разумения. В
дальнейшем представление о человеке, как ценностной мере всего сущего
развивали Демокрит и Платон.
Средневековье (IV – XIV вв)
Принципиально новый подход к человеку связан с христианством, что
воплотилось в учении гуманизма. Древнекитайскую, древнеиндийскую и
древнегреческую
цивилизации относят к
поместило человека в центр мироздания. Человек – это храм, он создан по
образу и подобию Бога. На человеке отпечаток абсолютной личности творца.
Возрождение ( XIV – XVI вв )
Складывающиеся в эпоху
вобрали в себя всё лучшее от античности и христианства и воплотились в
учении гуманизма. Мыслители той эпохи – Леонардо да Винчи, Микеланджело,
Данте – провозгласили свободу и суверенность человеческой личности. Она
представлялась как гармония тела и духа, разума и чувств, земного и
божественного. Возрождение знаменует переход от традиционного общества к
современному, первые проблески капитализма. А капитализм, как социальное и
экономическое явление невозможен там, где нет индивида – свободного
предпринимателя, наёмного работника. Они самостоятельные экономические
агенты. Ренисансное сознание в полном смысле слова двигаться от понятия
«индивид» к «индивидуальности». Возрождения называют еще «веком разума»,
ибо оно провозгласило разум высшим достоинством человека. Тем самым оно
продолжило и довело до высшей точки зародившей еще в античности
рационализм.
Просвещение (XVII – XVII вв).
Просвещение продолжает начатую в эпоху Возрождения борьбу за
установление «царства разума», политических свобод и гражданских прав
человека. Конец эпохи Просвещения ознаменован двумя важнейшими явлениями –
Великой промышленной революцией, окончательно закрепившей бесповоротность
наступления капитализма, и Великой французской революцией (1789 г.),
провозгласившей те политические права и свободы, которые составляют основу
современной демократии. Это эпоха великих географических и научных
открытий, завоевание юридической свободы, борьбы буржуазии за власть,
которая в конечном итоге привела к тому, что закрытое, инертное
традиционное общество сменилось открытым, мобильным современным обществом.
Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и
предпринимательский
дух – главные параметры
утверждают, что само слово «индивидуальность», как и слов «личность»,
появилось каких – то 200-300 лет назад, т. е. в эпоху Просвещения. А каково
содержание
двух понятий мы рассмотри дальше.
Современность.
Философы рассматривали
Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Кант и Гегель, а в XIX – XX
веках
датский философ Сирен
Николай Бердяев, Павел Флоренский, Сергей Булганов и американец Питер
Дукер. Проблема вечного и временного в человеке решалась в одном случае в
рамках экзистеционализма, а в другом – религиозной философии. Представители
обоих направлений рассматривали человеческое существование (по-французски
«экзистенцию») в двух перпендикулярных гиперплоскотях – в вечности и во
времени.
Человек в вечности – носитель вечных ценностей. Человек во времени
–всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во
времени – это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим,
боремся за власть и растим детей, добиваемся успехом и терпим поражение.
Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существо
социальные. Все мы частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако
сущность человека в другом – в человеческом бессмертии и человеческой
свободе.
Наше существование – всегда напряжение между временным и вечным.
Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда
противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности только
переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали
философы.
Представления о личности в
социологии.
Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную
роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему
человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему