Социальные роли личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:08, реферат

Краткое описание

Человек – биологический индивид, высшая ступень живых организмов на
земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и
субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо
дольше культурной – 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад
прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки,
которые и сегодня отличают его от других животных.

Оглавление

Введение. 2

Представления о личности в социологии. 5

Макросоциологические концепции личности. 8

Микросоциологические концепции личности 13
Список используемой литературы. 19

Файлы: 1 файл

социальные роли личностей.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Социальные  роли личностей

 
 
 

                                   Реферат

                      Тема: "социальные роли личности". 

                       Учебная дисциплина "социология" 
 
 

                               Калуга - 2000.

Содержание. 

Введение.   2 
 

Представления о личности в социологии.  5 
 

Макросоциологические  концепции личности.     8 
 

Микросоциологические  концепции личности 13 

  Список используемой литературы.  19 
 
 

                                  Введение. 
 

      Человек – биологический индивид, высшая ступень  живых  организмов  на

земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка  и

субъект  эволюции  культурной.  Биологическая  эволюция  длилась  неизмеримо

дольше  культурной – 2,5 млн. лет. Развитие  человека    40  тыс.  лет  назад

прекратилось. К этому времени сформировались  те  фундаментальные  признаки,

которые и сегодня отличают его от других животных.

      Они  послужили  условием  перехода  от  биологической   к   культурной

эволюции. Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет,  связано  не  с

биологией, а с культурой и  обществом.  Иначе  говоря,  не  естественной,  а

искусственной  средой,  сущность  которой   лежит   в   системе   социальных

отношений. Начиная с этого момента, можно  говорить о том,  что в человеке,

как  биологическом  существе  формируется  его   индивидуальность,   которая

позднее вырастает в личность.

      Развитие  представлений  о   человеке  как  личности  прошло  несколько

этапов.

                     Древний Китай (VI – I вв. до н. э.)

      Человек в даосизме занимает  срединное положение  в   мире,  соединяя  в

себе  тёмное и светлое, мужское  и  женское,  активное  и  пассивное  начала,

твёрдость и мягкость, покой и движение. Он обращен лицом  к  прошлому,  а  к

будущему повернут спиной. Мир создан не ради человека, он –  лишь  последнее

звено саморазвития мира, движения  времени  по  кругу.  Человек  общается  с

божеством не как индивид, а как потомок, звено родовой цели. Человек ещё  не

ощущает границ собственной личности.

                      Древняя Индия (VI –IV в до н.  э.)

      Буддизм устраняет индивидуальное  своеобразия  людей.  Ему   неизвестна

идея  обособленной  личности,  родившаяся  в  европейской   философии   тема

индивидуальной  кончины, безвозвратной утраты уникальной жизни. После  смерти

тело  и  сознание  распадаются  на  множество   элементов,   которые   затем

сцепляются  в ином месте. Но переселяется не  индивидуальная,  а  космическая

душа. У неё нет индивидуальности. Отвергая мысль о свободной  воле,  буддизм

негативно относится к идее о том, что  у человека есть душа.

                    Древняя Греция (VI – IV вв до  н. э.)

      Античные  философы  первыми   осознали,  что  ценность  жизни   –  в  её

неповторимости. Они  сделали  значительный,  хотя  и не  окончательный шаг

вперёд,  отделив  индивид  от  космоса.  Поворот  к  антропологической  теме

осуществил  Сократ.  Его  называют   родоначальником   философии   человека.

Знаменитое  изречение «познай  самого  себя»  означало,  что  каждый  человек

обладает  внутренним «Я», центром которого является разум, мышление.  Человек

рационален:  он  ставит  себе  цели   и,   достигая   их,   несёт   за   них

ответственность. Совершенствование человека есть результат  его  деятельности

и воспитания.

      Человек не только познаёт самого себя но и выступает мерой всех вещей

природных и социальных. Греки воздвигают храмы  в честь богов по образу и

подобию человека, сообразуясь с «мерой»  его восприятия и разумения. В

дальнейшем  представление о человеке, как  ценностной мере всего сущего

развивали Демокрит и Платон.

                         Средневековье (IV – XIV вв)

      Принципиально новый подход к   человеку  связан  с  христианством,  что

воплотилось  в  учении   гуманизма.   Древнекитайскую,   древнеиндийскую   и

древнегреческую цивилизации относят к доличностным  культурам.  Христианство

поместило человека в центр мироздания. Человек  –  это  храм,  он  создан  по

образу  и подобию Бога. На человеке отпечаток  абсолютной личности творца.

                        Возрождение ( XIV – XVI вв )

      Складывающиеся в эпоху Европейского  Возрождения  взгляды  на  человека

вобрали в себя всё лучшее от  античности  и  христианства  и  воплотились  в

учении  гуманизма. Мыслители той эпохи  –  Леонардо  да  Винчи,  Микеланджело,

Данте – провозгласили свободу  и  суверенность  человеческой  личности.  Она

представлялась  как  гармония  тела  и  духа,  разума  и  чувств,  земного  и

божественного. Возрождение знаменует переход  от  традиционного  общества  к

современному, первые проблески капитализма. А капитализм, как  социальное  и

экономическое  явление  невозможен  там,  где  нет  индивида  –   свободного

предпринимателя,  наёмного  работника.  Они  самостоятельные   экономические

агенты. Ренисансное сознание в полном  смысле слова двигаться от  понятия

«индивид» к «индивидуальности». Возрождения  называют  еще  «веком  разума»,

ибо оно провозгласило разум высшим достоинством человека.  Тем  самым    оно

продолжило  и  довело  до  высшей  точки   зародившей   еще   в   античности

рационализм.

                        Просвещение (XVII – XVII вв).

      Просвещение  продолжает  начатую   в  эпоху   Возрождения   борьбу   за

установление  «царства  разума»,  политических  свобод  и  гражданских  прав

человека. Конец эпохи Просвещения ознаменован двумя важнейшими  явлениями  –

Великой промышленной революцией,  окончательно  закрепившей  бесповоротность

наступления  капитализма,  и  Великой  французской  революцией  (1789   г.),

провозгласившей те политические права и свободы, которые  составляют  основу

современной  демократии.  Это  эпоха  великих   географических   и   научных

открытий,  завоевание  юридической  свободы,  борьбы  буржуазии  за  власть,

которая  в  конечном  итоге  привела  к   тому,   что   закрытое,   инертное

традиционное общество сменилось открытым, мобильным современным обществом.

      Свобода, разум, активность, подвижный   стиль  жизни,  индивидуализм   и

предпринимательский дух – главные параметры формирующей  личности.  Историки

утверждают, что  само  слово  «индивидуальность»,  как и слов  «личность»,

появилось каких – то 200-300 лет назад, т. е. в эпоху Просвещения. А  каково

содержание  двух понятий мы рассмотри дальше. 

                               Современность.

      Философы рассматривали личность  под углом зрения вечного и временного.

Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Кант и Гегель, а в XIX –  XX

веках датский философ Сирен Кьеркегор  русские мыслители  Владимир  Соловьев,

Николай Бердяев,  Павел  Флоренский,  Сергей  Булганов  и  американец  Питер

Дукер. Проблема вечного и временного в  человеке решалась в  одном  случае  в

рамках  экзистеционализма, а в другом –  религиозной философии.  Представители

обоих направлений рассматривали  человеческое  существование  (по-французски

«экзистенцию») в двух перпендикулярных гиперплоскотях  –  в  вечности  и  во

времени.

      Человек в вечности – носитель  вечных  ценностей.  Человек   во  времени

–всего  лишь физическое явление: он рождается  и  умирает.  Существование  во

времени – это наше бытие как граждан общества. Во времени мы  едим  и спим,

боремся за власть и растим детей, добиваемся  успехом  и  терпим  поражение.

Живя  в  обществе,  мы  не  можем  быть  свободными  от  него  как  существо

социальные. Все мы частицы  семьи,  коллектива,  профессии,  класса.  Однако

сущность  человека в  другом  –  в  человеческом  бессмертии  и  человеческой

свободе.

      Наше существование –  всегда  напряжение  между  временным   и  вечным.

Поведение человека  лежит  в  двух  разных  измерениях,  поэтому  он всегда

противоречив. Существование во времени можно  наблюдать,  в  вечности  только

переживать. Таковы две плоскости человеческого  бытия, которые  рассматривали

философы. 

                   Представления о личности в  социологии. 

      Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет  важную

роль  в  «строительстве»  социального   знания,   помогая   понять,   почему

человеческий  мир так отличается  от  остального  природного  мира  и  почему

Информация о работе Социальные роли личности