Личность и социальные роли

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Социализация, её содержание и этапы……………………………………..5
2. Теория социальных статусов и ролевой конфликт………………………...8
3. Ролевое напряжение и ролевой конфликт…………………………………11
Заключение……………………………………………………………………..15
Список использованных источников информации……

Файлы: 1 файл

Социалогия.docx

— 41.65 Кб (Скачать)

БРЯНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
 

Кафедра философии, истории и социологии 

Контрольная работа

 по  дисциплине: «Социология»

Тема: «Личность  и социальные роли»

Вариант 10. 
 
 
 

                                     Выполнил:

                                                                   студент гр. САТ-504

                                                     Козлов С.Н.

                                                           Шифр: 07-3.270

                                                 Проверил:

                                                       Сафонова В.А.

                                
 
 

Брянск 2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Социализация, её  содержание и этапы……………………………………..5

2. Теория социальных  статусов и ролевой конфликт………………………...8

3. Ролевое напряжение  и ролевой конфликт…………………………………11

Заключение……………………………………………………………………..15

Список использованных источников информации………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Человек - биологический индивид, высшая ступень  живых организмов на земле, результат  сложной и длительной биологической  эволюции, предпосылка и субъект  эволюции культурной. Биологическая  эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных.

       Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента, можно говорить о том, что в человеке, как биологическом существе формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность.

       Философы  рассматривали личность под углом  зрения вечного и временного. Так  поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Кант и Гегель, а в XIX - XX веках  датский философ Сирен Кьеркегор  русские мыслители Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Павел Флоренский, Сергей Булганов и американец Питер  Дукер. Проблема вечного и временного в человеке решалась в одном случае в рамках экзистеционализма, а в другом - религиозной философии. Представители обоих направлений рассматривали человеческое существование (по-французски "экзистенцию") в двух перпендикулярных гиперплоскотях - в вечности и во времени.

       Человек в вечности - носитель вечных ценностей. Человек во времени -всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени - это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и растим детей, добиваемся успехом и терпим поражение. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существо социальные. Все мы частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом - в человеческом бессмертии и человеческой свободе.

       Наше  существование - всегда напряжение между  временным и вечным. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы.

       Личность - одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в "строительстве" социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

       Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

       Психология  обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога "личность" - это, напротив, то, что делает людей  похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях социально типическое).

       Таким образом, можно сказать, что как правило, в цепочке человек -личность - индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая своё) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии - это нечто особенное. 
 
 
 
 

            1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ

     Социализация  — становление личности — процесс  усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих  ему успешно функционировать  в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством  социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет  исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается  как процесс, условие, проявление и  результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера  взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует  о наличии того социума, который  необходим человеку для естественного  социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его  возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат  она является основополагающей характеристикой  человека и его особенностей как  социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в  своем развитии может отставать  или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат  характеризует социальный статус ребенка  по отношению к его сверстникам.

     Если  исходить из тезиса, принимаемого в  общей психологии, что личностью  не рождаются, но становятся, то ясно, что  социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который  начинается с первых минут жизни  человека. Выделяются три сферы, в  которых осуществляется, прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трёх сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

       Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид  имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975),

т.е. освоением  всё новых и новых видов  деятельности. При этом происходит ещё три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе  связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через  посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо  значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Как следствие этого возникает  и второй процесс - центрирование  вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и соподчинения ему  всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс - это освоение личностью  в ходе реализации деятельности новых  ролей и осмысление их значимости.

     Вторая  сфера - общение - рассматривается в  контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано  с деятельностью. Расширение общения  можно понимать как умножение  контактов человека с другими  людьми, специфику этих контактов  на каждом возрастном рубеже.

     Наконец, третья сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем  виде можно сказать, что процесс  социализации означает становление  в человеке образа его Я (Кон, 1978). В многочисленных экспериментальных  исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает  у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

       Вопрос  о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе  психологического знания (Кон, 1979) как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм,

школы социальной психологии делают сегодня  особый акцент на изучении социализации именно в период юности.

       Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и  юности можно считать общепринятым. Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть  содержания социализации. В последние  годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства  и юности.

       Дотрудовая  стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта  стадия разделяется на два более  или менее самостоятельных периода:

       а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до 
поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии 
именуется периодом раннего детства;

       б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком 
понимании этого термина.

      К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме  существуют различные точки зрения.

       Трудовая  стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические  границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.

      Послетрудовая стадия социализации представляет собой  еще более сложный вопрос. Косвенным  признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость).

2. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

  Статус  (от лат.  status — положение,  состояние) — положение гражданина.

       Социальный  статус обычно определяется как положение  индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические  для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

      Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые  предписываются индивиду обществом  или группой независимо от его  способностей и усилий, и те, которые  личность достигает своими собственными усилиями.

    Разнообразие  статусов

       Существует  широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности  основных статусов.

      Кроме них существует огромное множество  эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Информация о работе Личность и социальные роли