Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:58, курсовая работа
Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Социализация, её содержание и этапы……………………………………..5
2. Теория социальных статусов и ролевой конфликт………………………...8
3. Ролевое напряжение и ролевой конфликт…………………………………11
Заключение……………………………………………………………………..15
Список использованных источников информации……
БРЯНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
Кафедра
философии, истории и социологии
Контрольная работа
по дисциплине: «Социология»
Тема: «Личность и социальные роли»
Вариант
10.
Брянск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Социализация,
её содержание и этапы………………………………
2. Теория социальных
статусов и ролевой конфликт………
3. Ролевое напряжение
и ролевой конфликт………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников информации………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных.
Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента, можно говорить о том, что в человеке, как биологическом существе формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность.
Философы
рассматривали личность под углом
зрения вечного и временного. Так
поступали Сократ, Платон, Аристотель,
позже Кант и Гегель, а в XIX - XX веках
датский философ Сирен
Человек в вечности - носитель вечных ценностей. Человек во времени -всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени - это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и растим детей, добиваемся успехом и терпим поражение. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существо социальные. Все мы частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом - в человеческом бессмертии и человеческой свободе.
Наше существование - всегда напряжение между временным и вечным. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы.
Личность
- одно из центральных понятий
Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.
Психология
обращает внимание на индивидуальные
различия людей: их темперамент, характер,
особенности поведения и
Таким
образом, можно сказать, что как правило,
в цепочке человек -личность - индивид
отражено своеобразное разделение труда
философа, социолога и психолога, хотя
каждый из них (изучая своё) может использовать
любой из этих терминов. Иными словами,
личность в социологии - это нечто особенное.
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ
Социализация
— становление личности — процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
психологических установок, социальных
норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих
ему успешно функционировать
в обществе. Социализация человека
начинается с рождения и продолжается
на протяжении всей жизни. В её процессе
он усваивает накопленный
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не рождаются, но становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трёх сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975),
т.е. освоением всё новых и новых видов деятельности. При этом происходит ещё три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Как следствие этого возникает и второй процесс - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
Вторая сфера - общение - рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.
Наконец, третья сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (Кон, 1978). В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979) как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм,
школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности.
Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым. Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности.
Дотрудовая
стадия социализации охватывает весь
период жизни человека до начала трудовой
деятельности. В свою очередь эта
стадия разделяется на два более
или менее самостоятельных
а) ранняя
социализация, охватывающая время от рождения
ребенка до
поступления его в школу, т.е. тот период,
который в возрастной психологии
именуется периодом раннего детства;
б) стадия
обучения, включающая весь период юности
в широком
понимании этого термина.
К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость).
2. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Разнообразие статусов
Существует
широкий диапазон статусов: предписанные,
достигаемые, смешанные, личные, профессиональные,
экономические, политические, демографические,
религиозные и кровно-
Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.