Личность и социальные роли

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Социализация, её содержание и этапы……………………………………..5
2. Теория социальных статусов и ролевой конфликт………………………...8
3. Ролевое напряжение и ролевой конфликт…………………………………11
Заключение……………………………………………………………………..15
Список использованных источников информации……

Файлы: 1 файл

Социалогия.docx

— 41.65 Кб (Скачать)

       Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

       Хотя  статусы вступают в социальные отношения  не прямо, а только косвенно (через  их носителей), они главным образом  определяют содержание и характер социальных отношений.

       Человек смотрит на мир и относится  к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают  богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы  собак не понимают людей, любящих  чистоту и порядок на газонах. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или  татарином, и наоборот.

     Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

       Социальная  роль — это поведение, ожидаемое  от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли —  это совокупность требований, предъявляемых  индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество  ролей.

       Каждый  индивид может иметь большое  число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей  в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль —  это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью  прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

       Социальные  роли могут быть институционализированными  и конвенциональными.

  • Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены);
  • Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

       Социальная  роль трактуется как ожидание, вид  деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и  даже набор норм. Мы рассматриваем  социальную роль как функцию социального  статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в  экспектациях, нормах и санкциях в  социальном опыте конкретного человека. 
 

     Виды  социальных ролей

     Виды  социальных ролей определяются разнообразием  социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости

от общественных отношений выделяют социальные и  межличностные социальные роли.

       Социальные  роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это  стандартизированные безличные  роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.

       Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном  уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

    Влияние социальной роли на развитие личности

       Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а  также ее участие в максимально  возможном ролевом репертуаре. Чем  больше социальных ролей способен воспроизвести  индивид, тем более приспособленным  к жизни он является.

       Освоение  новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий  метод коррекции поведения-имиджетерапия (имидж-образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

       3. РОЛЕВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

      Было  бы идеально, если бы каждая личность могла  достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью  и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса  и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение трудности при выполнении ролевых  обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям  роли.

      При непрерывной социализации опыт каждого  жизненного этапа служит подготовкой  к следующему.

       Наше  общество, как и все современные  сложные общества, характеризуется  ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий  опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих  возрастных периодов. Так, большинство  современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.

       Другим  источником ролевого напряжения в процессах  социализации является то, что моральная  подготовка личности к исполнению ролей  включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто

игнорируется  обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире.

       Некоторый разрыв между формальными впечатлениями  и действительными механизмами  ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени  его сократить. Так, студентам в  целях социализации к будущей  роли специалиста предоставляется  возможность выполнять лабораторные работы, проводить полевые испытания, проходить производственную практику. Однако такой разрыв сохраняется, и  поэтому у молодых людей следует  воспитывать не только теоретические  навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению  действительных, реальных проблем.

    Ролевые конфликты.

       В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

       Во  многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего  учебного заведения — существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным  по отношению к традициям или  людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может  привести к отказу от выполнения ролевых  обязательств, отходу от данной роли, внутреннему  стрессу.

       Существует  несколько видов действий, с помощью  которых может быть снижена ролевая  напряженность и человеческое "Я" защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида  считаются неосознанными  защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

      Рационализация  ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью  какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально  и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти  жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

      Разделение  ролей снижает ролевую напряженность  путем временного изъятия из жизни  одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением  реагирования на систему ролевых  требований, присущих данной роли. История  дает нам многочисленные примеры  жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми  и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Такой  процесс ролевого перерождения создает  возможность снятия эмоциональной  напряженности всякий раз, когда  установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид  не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами

      Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре эти несовместимости так рационализированы, разделены и заблокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социальную и психологическую проблему.

       Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иней роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль. 
 
 

  
 
 
 
 
 

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Человек, будучи социальным существом, взаимодействует  с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью  принадлежит к какой-либо одной  группе.

      В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности, играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Андреева Г.М. Социальная Психология./ Г.М. Андреева [Текст] М.: Аспект Пресс, 2002 - 284С.
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная Психология: Хрестоматия:Учебное пособие для студентов вузов./ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая [Текст] М.: Аспект Пресс, 2003 - 468с.
  3. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество./ Я.И. Гилинский [Текст] Л., 1971 - 302с.
  4. Смелзер Н. Социология. / Н. Смелзер [Текст] М.: Феникс, 1994 -296с.
  5. http://www.elitarium.ru/

Информация о работе Личность и социальные роли