Механизмы регулирования поведения личности (социальные институты, социальные статусы, социальные роли)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..3-4
1. Социальные статусы …………………………………………….5-7
2. Социальные роли…………………………………………………8-14
3. Социальные институты………………………………………….15-22
Заключение …………………………………………………………23-24
Список литературы…………………………………………………25

Файлы: 1 файл

контрол по социологии.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Уральский социально-экономический  институт

Академии  труда и социальных отношений 
 

Кафедра общественных дисциплин

Контрольная работа

по  курсу:  «Социология»

на  тему: «Механизмы регулирования поведения личности (социальные институты, социальные статусы, социальные роли)»

 

 
 

 

  
 
 

Челябинск

2011 

    
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ……………………………………………………………..3-4

1. Социальные  статусы  …………………………………………….5-7

2. Социальные  роли…………………………………………………8-14

3. Социальные  институты………………………………………….15-22

Заключение …………………………………………………………23-24

Список литературы…………………………………………………25   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек  выполняет определенные социальные функции, которые определяют его  социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы  являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые  выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж  каких-либо статусов необоснованно  завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором  наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

Социальный статус личности, прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек  обладает не одной, а целым набором  социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социальные  статусы 

Человек ежедневно  взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко  бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение  гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение  индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические  для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два  основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой  независимо от его способностей и  усилий, и те, которые личность достигает  своими собственными усилиями.

Разнообразие статусов

Существует широкий  диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности  основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же, нет.

Итак, человек  имеет основные (определяющие его  жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно  отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как  правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и  социальных групп, где одних ценят  и уважают больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение  статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое  возникает при двух обстоятельствах:

когда индивид  занимает в одной группе высокий  ранг, а во второй — низкий;

когда права  и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый  чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы  вступают в социальные отношения  не прямо, а только косвенно (через  их носителей), они главным образом  определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит  на мир и относится к другим людям в соответствии со своим  статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся  к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социальные  роли

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей  обычно подчинен взрослым, и от детей  ожидается почтительность по отношению  к последним. Статус солдат отличен  от статуса штатских; роль солдат связана  с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными  и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через  обучение ролям. Например, человек, осваивающий  роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным  для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые  определения социальной роли:

фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый  от каждого, занимающего данную позицию;

общественно необходимый  вид деятельности и способ поведения  личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

устойчивый стереотип  поведения в определенных социальных ситуациях;

совокупность  объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

социальная функция  личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

существующая  в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего  определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

система специфических  ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

открытое, наблюдаемое  поведение индивида, занимающего определенное положение;

представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется  от человека в данной ситуации;

предписанные  действия, характерные для тех, кто  занимает определенную социальную позицию;

набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и  даже набор норм. Мы рассматриваем  социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека. 

Виды  социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием  социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном  уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных  отношениях, каждый человек выступает  в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные  характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

По  масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

По  способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По  степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По  видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит  от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения  роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация  как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных  отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит  от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание  ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно  меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой  роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод  коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социальные  институты

  Потребности  в воспроизводстве рода - Институт семьи и брака

  Социологи  особо выделяют из всех социальных  институтов институт семьи. Это,  по-видимому, первый социальный институт  в истории общества. Из института  семьи (при переходе к более  сложным культурам) возникают  все другие институты.

  В большинстве  примитивных обществ семья - это  единственный реально функционирующий  институт. Например, среди современных  племен Центральной Африки, многих  народов Севера мы не увидим  даже намека на другие социальные  институты. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются семейно или на советах нескольких семей. При переходе к более сложным культурам начинают выделяться остальные социальные институты.

 С точки  зрения содержания, структуры и  формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

  Основные  функции: репродуктивная (рождение  детей); экономическая (производство  и потребление); защитная (забота  о здоровье, содержании членов  семьи, их защита); воспитательная  и образовательная (воспитание  и обучение детей); эмоциональная  (любовь супругов); функция социализации (выработка у детей привычки поступать, как общественное существо).

  Потребности  в безопасности и социальном  порядке - Политические институты

 Государством  называется социальный институт  и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы.

  Три основные  правовые функции государства:  законодательная, исполнительная  и судебная.

  В современном  обществе в руках государства  концентрируется огромная сила. Она происходит из пяти ее основных характеристик. Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армия и полиция). Во-вторых, его сила обусловлена и увеличивается с усилением его вмешательства в экономическую жизнь общества (от установления государственной собственности до более значительного регулирования экономических процессов). В-третьих, оно определенным образом является и опекуном общества, ибо его аппарат производит распределение путем налогообложения и тем самым выделяет средства для выполнения различных форм социальной защиты. В четвертых, оно оказывает большое влияние на работу образовательных учреждений и проводит контроль за государственными средствами массовой информации. В-пятых, верхи государственного аппарата и политических партий самостоятельно принимают решение по всем более или менее важным вопросам развития общества.

  Политические  партии — социальные институты,  возникающие для участия в политике. Политические партии можно определить как относительно долговечные добровольные и классовые организации, члены которых имеют общие политические интересы, выраженные в общей политической идеологии, проявляющейся в сформулированной программе партии и организации, с целью прихода к политической власти.

1. Потребности в добывании средств существования - Экономические институты

2. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения - Институты образования

3. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни - Институт религии

  Внутри основных  институтов скрываются неосновные  социальные институты, которые  удовлетворяют менее значимые  потребности общества, выполняют  специализированные задачи.

  Институт  семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имянаречения и другие.

  Институт  политики содержит институты  президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов  и др.

  Институт  экономики содержит институты  рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.

  Институт  образования содержит институты  науки, музеев, спорта, театров, библиотечного  дела и др.

  Институт  религии содержит институт папства,  целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

  Институционализация  - это процесс закрепления социальных  норм, правил, статусов и ролей,  т. е. образования социального  института. 

  Процесс  образования социального института  состоит из нескольких последовательных  этапов :

  Возникновение потребности, формирование общих целей

  Стихийное  появление социальных норм и  правил (методом проб и ошибок)

  Практическое  применение, принятие этих норм  и правил 

  Установление  санкций для поддержания норм  и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института

Признаки  социальных институтов

  Символы  - образы, представления об институте,  отражающие его специфические  черты в концентрированном виде.

  Основные  роли - шаблоны, образцы поведения. 

  Физические  черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы).

  Кодексы  поведения - способ закрепления  ролей и осуществления социального  контроля.

 ИНСТИТУТЫ:

 ИНСТИТУТ СЕМЬИ

  • кольца, обручение, контракт
  • отец, мать, ребенок
  • дом, квартира, мебель
  • семейные запреты и допущения

ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ

  •   флаг, гимн, герб
  • законодатель, судья, избиратель
  • общественные здания
  • конституция, законы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

  •   фабричная марка, деньги
  • работодатель, покупатель, продавец
  • фабрика, офис, магазин
  • контракты, лицензии

ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

  • диплом, степень
  • учитель, ученик
  • школа, библиотека, стадион
  • правила учащихся

ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ

  • крест, алтарь, библия
  • пастор, прихожанин
  • собор, церковь
  • вера, заповеди, посты

  Некоторые  институты в обществе могут  не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

  Если большинство  институтов недостаточно развиты,  значит, общество находится в упадке либо на начальных стадиях культурного развития.

 Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

 Что же  это за системы? Каковы их  основные элементы? Прежде всего,  это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

  Итак, каждый  социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели, набором  социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

  Каждый институт  выполняет свою, характерную для  него социальную функцию. Совокупность  этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Ученые разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

  1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

  2) Социализация  — передача индивидами установленных  в данном обществе образцов  поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

  3) Производство  и распределение. Обеспечиваются  экономическо-социальными институтами  управления и контроля — органы  власти. Функции управления и  контроля осуществляются через  систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

  Социальные  институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

  1) Экономическо-социальные  институты — собственность, обмен,  деньги, банки, хозяйственные объединения  различного типа — обеспечивают  всю совокупность производства  и распределения общественного  богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

  2) Политические  институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные  организации, преследующие политические  цели, направленные на установление  и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

  3) Социокультурные  и воспитательные институты ставят  целью освоение и последующее  воспроизводство культурных и  социальных ценностей, включение  индивидов в определенную субкультуру,  а также социализацию индивидов  через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

  4) Нормативно-ориентирующие  — механизмы морально-этической  ориентации регуляции поведения  индивидов. Их цель — придать  поведению и мотивации нравственную  аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

  5) Нормативно-санкционирующие  — общественно-социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6) Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

 Итак, сделаем  некоторые обобщения по проанализированной теме.

 В ходе  анализа материала по проблеме  механизмов регулирования поведения  были рассмотрены три аспекта:  социальные институты, социальные  статусы и личностные роли.

·  Социальные институты различаются по типу потребностей, задач которые они решают. Важными социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важнейших социальных институтов. Заметную роль в обществе играет институт религии.

  Социальные  институты руководят поведением  членов общности через систему  санкций и наград. В каждом  обществе существуют институты,  осуществляющие гарантии свободы  в определенных видах деятельности - свободу слова, право на жилье и т. д. Социальные институты могут характеризоваться с точки зрения внешней формальной структуры внутренней - содержательной. Внешне социальные институты - совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих некоторую социальную функцию.

 С содержательной  стороны - это определенная система  стандартов поведения определенных  лиц в определенных ситуациях.  Например, юстицию как социальный  институт, можно охарактеризовать  как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, с содержательной стороны - совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц (это воплощается в определенных ролях). Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей и системой санкций.

·  Социальный статус — это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами. Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные).

  Ожидаемое  поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется  социальной ролью. Социальная  роль — это модель поведения,  ориентированная на данный статус в соответствии с ожиданиями людей.

·  Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения, поэтому могут возникать ролевые конфликты.

  Таким образом,  мы еще раз убедились, что  социальный статус личности взаимосвязан  с другими понятиями, такими  как социализация личности и социальная роль. Невозможно рассматривать данные понятия абсолютно независимо друг от друга. В данной работе они были рассмотрены и отдельно и во взаимосвязи друг с другом.

  Все три  составляющие играют важную роль  в регулировании поведения человека, т.к. человек – существо глубоко социализированное. Отсюда можно сделать вывод о неразрывности этих компонентов и о необходимости рассматривать их в едином комплексе. 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Зборовский  Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 2002
  2. Краткий словарь по социологии. М., 2002
  3. Осипов Г. В. Социология. М., 1999
  4. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 2001
  5. Сорокин П. А.- Человек, цивилизация, общество. М ., 2002
  6. Ядов В. А. Размышления о предмете социологии. Социс, 1999.
  7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М., 2000.
  8. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 2000.
  9. Психология. Учебник. / Под. Ред Крылова А. А. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.
  10. Ядов В.А.Социологическое исследование: Методология, программа,

       методы. М., 1987.

  1. Ядов В.А.Диспозиционная концепция личности // Социальная

        психология. Л., 1979.

 

Информация о работе Механизмы регулирования поведения личности (социальные институты, социальные статусы, социальные роли)