Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:48, контрольная работа
В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.
Введение ……………………………………………………………..3-4
1. Социальные статусы …………………………………………….5-7
2. Социальные роли…………………………………………………8-14
3. Социальные институты………………………………………….15-22
Заключение …………………………………………………………23-24
Список литературы…………………………………………………25
Уральский социально-экономический институт
Академии
труда и социальных
отношений
Кафедра общественных дисциплин
на тему: «Механизмы регулирования поведения личности (социальные институты, социальные статусы, социальные роли)»
Челябинск
2011
СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………… 1. Социальные статусы …………………………………………….5-7 2. Социальные роли…………………………………………………8-14 3. Социальные
институты………………………………………….15- Заключение ………………………………………………… Список литературы………………………………… Введение В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей,
характерной для данного Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать. Социальный статус личности, прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу). Однако, несмотря
на то что поведение личности во
многом определяется тем статусом, который
она занимает, и теми ролями, которые она
играет в обществе, она (личность) тем не
менее, сохраняет свою автономию и определенную
свободу выбора. И хотя в современном обществе
наблюдается тенденция к унификации и
стандартизации личности, полной ее нивелировки,
к счастью, не происходит. Индивид имеет
возможность выбирать из множества социальных
статусов и ролей те, которые позволяют
ему лучше реализовать свои планы, максимально
эффективно применять свои способности.
Любое ролевое предписание намечает только
общую схему поведения человека, сохраняя
за ним возможность выбора путей его исполнения. Социальные статусы Человек ежедневно
взаимодействует с разными Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина. Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Разнообразие статусов Существует широкий
диапазон статусов: предписанные, достигаемые,
смешанные, личные, профессиональные,
экономические, политические, демографические,
религиозные и кровно- Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же, нет. Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых. За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют. Люди обладают множеством статусов и принадлежат к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д. Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг». Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах: когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий; когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев. Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот. Политические, религиозные,
демографические, экономические, профессиональные
статусы человека определяют интенсивность,
продолжительность, направленность и
содержание социальных отношений людей. Социальные роли Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером. Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры). Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены) Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их) Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества. Рассмотрим некоторые определения социальной роли: фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.); поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия; устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях; совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества; социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений; существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами; система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами; открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение; представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации; предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию; набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения. Таким образом,
социальная роль трактуется как ожидание,
вид деятельности, поведение, представление,
стереотип, социальная функция и
даже набор норм. Мы рассматриваем
социальную роль как функцию социального
статуса личности, реализуемую на уровне
общественного сознания в экспектациях,
нормах и санкциях в социальном опыте
конкретного человека. Виды социальных ролей Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.). В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения. Основные характеристики социальной роли Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми). По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д. Масштаб роли зависит
от диапазона межличностных Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека. Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми. Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д. Влияние социальной роли на развитие личности Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом. Освоение новой
роли может иметь огромное значение
для изменения человека. В психотерапии
существует даже соответствующий метод
коррекции поведения — Социальные институты Потребности в воспроизводстве рода - Институт семьи и брака Социологи
особо выделяют из всех В большинстве
примитивных обществ семья - это
единственный реально С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Основные функции: репродуктивная (рождение детей); экономическая (производство и потребление); защитная (забота о здоровье, содержании членов семьи, их защита); воспитательная и образовательная (воспитание и обучение детей); эмоциональная (любовь супругов); функция социализации (выработка у детей привычки поступать, как общественное существо). Потребности в безопасности и социальном порядке - Политические институты Государством
называется социальный Три основные
правовые функции государства:
законодательная, В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила. Она происходит из пяти ее основных характеристик. Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армия и полиция). Во-вторых, его сила обусловлена и увеличивается с усилением его вмешательства в экономическую жизнь общества (от установления государственной собственности до более значительного регулирования экономических процессов). В-третьих, оно определенным образом является и опекуном общества, ибо его аппарат производит распределение путем налогообложения и тем самым выделяет средства для выполнения различных форм социальной защиты. В четвертых, оно оказывает большое влияние на работу образовательных учреждений и проводит контроль за государственными средствами массовой информации. В-пятых, верхи государственного аппарата и политических партий самостоятельно принимают решение по всем более или менее важным вопросам развития общества. Политические
партии — социальные институты, 1. Потребности в добывании средств существования - Экономические институты 2. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения - Институты образования 3. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни - Институт религии Внутри основных
институтов скрываются Институт
семьи и брака содержит Институт
политики содержит институты
президентства, монархии, парламента,
судов, правоохранительных Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др. Институт
образования содержит Институт
религии содержит институт Институционализация
- это процесс закрепления Процесс
образования социального Возникновение потребности, формирование общих целей Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок) Практическое применение, принятие этих норм и правил Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института Признаки социальных институтов Символы
- образы, представления об институте,
отражающие его специфические
черты в концентрированном Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы
поведения - способ закрепления
ролей и осуществления ИНСТИТУТЫ: ИНСТИТУТ СЕМЬИ
ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ
Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство
институтов недостаточно Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций. Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.). Итак, каждый
социальный институт Каждый институт
выполняет свою, характерную для
него социальную функцию. 1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство. 2) Социализация
— передача индивидами 3) Производство
и распределение. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные
институты — собственность, 2) Политические
институты — государство, 3) Социокультурные
и воспитательные институты 4) Нормативно-ориентирующие
— механизмы морально- 5) Нормативно-санкционирующие
— общественно-социальную 6) Церемониально-символические
и ситуационно- Заключение Итак, сделаем
некоторые обобщения по В ходе
анализа материала по проблеме
механизмов регулирования · Социальные институты различаются по типу потребностей, задач которые они решают. Важными социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важнейших социальных институтов. Заметную роль в обществе играет институт религии. Социальные
институты руководят С содержательной
стороны - это определенная система
стандартов поведения · Социальный статус — это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами. Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Ожидаемое
поведение, ассоциируемое со · Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения, поэтому могут возникать ролевые конфликты. Таким образом,
мы еще раз убедились, что
социальный статус личности Все три
составляющие играют важную Список литературы:
методы. М., 1987.
психология. Л., 1979. |