Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:08, реферат
Человек – биологический индивид, высшая ступень живых организмов на
земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и
субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо
дольше культурной – 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад
прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки,
которые и сегодня отличают его от других животных.
Введение. 2
Представления о личности в социологии. 5
Макросоциологические концепции личности. 8
Микросоциологические концепции личности 13
Список используемой литературы. 19
распространена в новых предэлитных стратах современного российского
общества, которые характеризуются «достигательной» мобильностью, связанной
с обогащением (по известному выражению «Цель оправдывает средства»).
Ритуализм, как другая отклоняющая форма личностной адаптации,
напротив, проявляется в том, что человек не признает цели и ценности своего
общества, но тем не менее соблюдает «правила игры» и ведёт себя в
соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах
социальных достижений. В нашем обществе обычно это «семейная карма» детей
из слоя российской интеллигенции.
Эскейпизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои
экстравагантные миры) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие
цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы
квазиадаптация, модель «параллельного существования», признание собственной
чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе
стереотипам.
И наконец, бунт, мятеж, является такой формой отклоняющегося
поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение
норм общественной организации, когда общепризнанные цели и средства
воспринимаются личностью весьма амбивалентно (двойственно, неоднозначно,
превратно).
Таким образом, личность в макросоциологии – это социальный тип,
отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней.
Р. Дарендорф, один из мощнейших представителей конфликтологического
направления в современной социологии, используя термин Аристотеля homo
politicus
(человек, участвующий в
отличие от животного или раба), разработал свою современную типологию
личностей.[3]
Подчеркивая, что личность
условий, он пользуется термином homo sociologicus, выделяя его типические
виды:
. Homo faber – в традиционном обществе «человек трудящийся» : крестьянин,
воин, политик – личность, несущая бремя (наделенная важной общественной
функцией);
. Homo consumer – современный потребитель, личность, сформированная
массовым обществом;
. Homo universalis – человек, способный заниматься разными видами
деятельности, в концепции К. Маркса
– меняющий всевозможные
. Homo
soveticus – человек, зависящий от государства.
Д. Рисмен, социолог из США, основываясь на специфике капитализма,
разработал в 60 – е гг. концепцию «одномерного человека». Под влиянием
пропаганды, впитывая информационные социальные стереотипы, человек
формирует упрощенные схемы черно – белого видения проблем (в Росси это,
например, «простые люди» и «новые русские», «коммунисты» и «демократы»).
Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими
происходящее в плоскости примитивных альтернатив и противостояний, т. е.
личностями с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом
интерпритации. Справедливости ради, надо сказать, что это свойственно
многим обществам.
Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и
неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная»
личность современного общества – это невротик. Давно распались системы
общностей, где были общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая
социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей,
предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу,
забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, всё время менять амплуа и
социальные «маски»). При этом его Super Ego (сверх – Я, нормативная
структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о
должном) становится как бы «размазанным», неопределенно – множественным,
плюралистичным.
И. С. Кон и многие другие исследователи уверяют, что современный
человек отвергает любую роль. Он становится «актером», который способен к
постоянным социальным перевоплощениям и играет множество ролей, не принимая
их всерьёз. Несчастен тот, кто вживается в роль; он становится невротиком,
ибо не может соответствовать меняющимся требованиям. Выдвигаемым
разнообразным окружением множества общностей, в которые он структурно и
культурно вписан.[4]
Будучи даже очень хорошим руководителем, нельзя оставаться директором
и дома, поскольку близкие любят и ценят данного конкретного человека,
возможно, совсем не за качество и эффективность управления; и наоборот:
являясь в семье любимым избалованным ребенком, вряд ли стоит капризничать
или ожидать восторженной привязанности к себе в кругу друзей и коллег.
Иными словами, современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных
«кругах», где действуют специальные «правила», поэтому и следует
внимательно оглядываться по сторонам и успевать менять передник на
декольте, смокинг на джемпер, почтительность на распорядительность.
Итак, смена общностей, как смена культурных декораций, должна
заставлять личность менять ролевые маски, дабы сохранять соответствие
ситуации и тем нормативным, символическим требованиям, которые
предъявляются к человеку как персоне социального театра. (Как тут не
вспомнить гениального У. Шекспира: «Весь мир – театр» - и не задуматься о
преимуществах искусства перед наукой в вопросах социального
постижения!)
В целом же можно сделать вывод: макросоциология определяет личность
через
культуру (общество).
Микросоциологические
В противоположность
микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле
межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс «очеловечивания»
(социализации), и процедуры «встраивания» личности в разнообразные общности
и структуры здесь рассматриваются преимущественно через призму ролевых
концепций.
Этот теоретический подход
психолога Г. Мида («Роль, я и общество», 1934) и социолога Р. Линтона
(«исследование человека», 1936), о чем с интересом размышляет И. Кон в
своей
книге «Социология личности».[
пришли к сходным выводам?
Когда люди жили в более простых обществах, им не казалось, что они
исполняют какую – то роль. Репертуар их «социального театра» (обусловленный
функциональной структурой общества) был ограничен, и по традиции роли
(занятия) и амплуа (позиции) наследовались из поколения в поколение.
Поэтому личина (родовая маска) срастались с личностью (социальным Я), что
не приносило какого – то дискомфорта – в рамках отведенной роли человек мог
оставаться «самим собой».
В современном обществе с его высокой социальной мобильностью
существенно возросли возможности сменить амплуа и стало просто необходимо
менять роли. Актеры по несколько раз за день вынуждены перебегать с большой
сцены на малую и к тому же «подрабатывать» сразу в нескольких «театрах».
Тут немудрено запутаться (и получить социальный невроз), но и соблазнов
становится больше: человек сравнивает разные возможности, оценивает правила
игры и различные «школы», сложившиеся в конкретных субкультурах (общностях
и организациях), прикидывает свои шансы стать «примадонной» или «героем –
любовником». Одновременно он чувствует, что выполняет в основной роли,
навязанные ему извне – социальной структурой, системой ожиданий,
институциональными нормами.
Возможно, он талантлив. Но он – в этом Театре, который сохраняется
благодаря традиции и динамическому балансу межличностных отношений в
завуалированной кратической (властной) структуре.
Г. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от
статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по
горизонтали, или по иерархии (сын – отец – сосед).
Статус – это положение человека в контексте социальных отношений,
связей. Он может быть временным или устойчивым, постоянным.