Социальная психология личности: социальные роли, социальные установки, стереотипы, социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Социальные роли личности………………………………………………………..4
Выполнение социальных ролей……………………………………………..8
Взаимовлияние личности и социальной роли…………………………...12
Влияние социальных норм на личность…………………………………14
Социальная психология личности: социальные установки, стереотипы, социализация личности……………………………………………………………..17
Виды социальных установок………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………24
Список использованных источников………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Социальная психология.docx

— 64.62 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Тульский государственный  университет»

Кафедра «Психологии»

 

Контрольно-курсовая работа

по  дисциплине

«Социальная психология. Конфликтология»

на  тему

«Социальная психология личности: социальные роли, социальные установки, стереотипы, социализация личности» 

Специальность:                  080502   Экономика и управление на 

                                      предприятии (туризм и гостиничное       хозяйство)

                                             

Форма  обучения:                 заочная

Выполнила   

студентка гр. 960471  ________________ "___"______ 201__г        Баженова А.И.

                                                 

Проверила

к.т.н, доцент                ________________ "___"______ 201__ г               Кучина Т.И.

                                
 
 
 
 
 

     Тула, 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

  1. Социальные роли личности………………………………………………………..4
    1. Выполнение социальных ролей……………………………………………..8
    2. Взаимовлияние личности и социальной роли…………………………...12
    3. Влияние социальных норм на личность…………………………………14
  1. Социальная  психология личности: социальные установки, стереотипы, социализация личности……………………………………………………………..17
    1. Виды социальных установок………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………………24

Список  использованных источников………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Личность  выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки  зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

     В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

     Социальное  «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

     Из  всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных  концепций было выдвинуто, но ясный  и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

     Существенная  трудность состоит в том, что  между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

 
 
  1. Социальные  роли личности

     Во  всех определениях личности обязательно  подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему  социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав  биологического, психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к определенному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют характерные образцы ее поведения. Как говорил Вольтер: «Каждый человек является созданием времени, в котором он живет» [1].

     Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макроуровне и микроуровне. Под макроуровнем подразумевается «широкая» социальная среда вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но в первую очередь следует отметить роль влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Нельзя не упомянуть воздействия на личность государства в целом и тех или иных его органов. Микроуровень – это ближайшее социальное окружение личности – семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи, то есть все люди, с которыми непосредственно общается личность в ситуациях повседневной жизни.

     Личность  является не только объектом тех или  иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом  деятельности. Каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей, общаясь  с ними в сферах труда, учения и  досуга. Воздействует личность и на макросреду. Более того, личность является субъектом исторического процесса, ибо каждый человек выступает  в нем как действующее лицо. Социально-психологический подход к личности требует рассмотрения ее в тесной связи с социальным окружением. Прежде всего имеются в виду те социальные группы, в состав которых личность входит, с членами которых взаимодействует. Для того, чтобы лучше понять взаимосвязи личности и ее социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой теории личности [1,5].

     В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е гг. XX века американские исследователи Мид и Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции.

     Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими  людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) – местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей. Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Можно выделить общественно-политические позиции (депутат, член какой-либо партии или инициативной группы граждан), профессиональные (инженер, врач, артист) и ряд других (гражданин, потребитель, пенсионер). Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности. Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые индивидом в своей семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник). Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейных отношениях [1].

     Каждый  человек обладает рядом различных  социальных позиций, что составляет его «статусный набор». Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость и между людьми, находящимися в связанных между собой позициях. Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Имеется определенная взаимозависимость между сотрудниками любой организации, между членами семьи, родственниками, вообще между индивидами, вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (например, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пассажиром). Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между указанными лицами. В рамках данных отношений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми.

     В настоящее время имеется много определений понятия «социальная роль», и в его интерпретации существуют заметные расхождения между исследователями. Роль можно понимать как нормативную систему действий, ожидаемых от индивида, в соответствии с его социальной позицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли студента – другим. Эти предписания безличны, они никак не ориентированы на особенности характеров тех или иных преподавателей и студентов [3, с. 115].

     Существует  ряд классификаций социальных ролей. Так, все их многообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются гендерными. Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать неодинаковым образом, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек – готовить пищу и шить. Гендерные роли предписывают также определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В странах Востока различие между гендерными ролями еще более заметно. К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области.

     В соответствии с другим логическим основанием можно выделить специфические и диффузные роли. В специфических ролях взаимоотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей (например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, гардеробщик, принимающий верхнюю одежду). Активность лиц, выполняющих диффузные роли, наоборот, не имеет подобной специальной направленности. Такова роль матери, которую интересует буквально все, что касается ее ребенка: его здоровье, настроение, стремления, желания, вкусы, привычки. Этот интерес очевидным образом проявляется в отношении матери к ребенку. Все семейные взаимоотношения вообще (если рассматривать нормальные отношения) строятся на основе диффузных ролей. В форме таких ролей могут проявляться и отношения между близкими друзьями, влюбленными. При этом ролевые взаимосвязи осуществляются на почве широкого круга взаимных интересов.

     Нередко для того, чтобы окружающие имели  необходимую информацию о социальной роли той или иной личности в данный момент, прибегают к ролевым символам. Примером такого символа может быть какая-либо униформа. Знаки отличия у военных, обозначающие род войск и звание данного лица, свидетельствуют о его социальном статусе и соответствующей роли. Наличие белого халата на человеке в лечебном учреждении говорит о его принадлежности к медицинскому персоналу. Место социального взаимодействия индивидов также обладает характеристикой ролевого знака [2, с. 138].

     Если  окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять  к его поведению соответствующие  ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным. Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых ожиданиях, исходящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности.

     Человек обладает известной степенью свободы  в отношении своего ролевого поведения. Вот почему выполнение одних и тех же социальных ролей различными индивидами часто имеет некоторые различия, хотя при всем этом их действия могут оцениваться как успешные. Возьмем, например, двух студентов, заканчивающих вуз. Один из них, готовясь к экзаменам, прорабатывал только обязательную литературу, другой читал, наряду с ней, книги из дополнительного списка. Однако с формальной точки зрения и первый, и второй вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к студенту.

Информация о работе Социальная психология личности: социальные роли, социальные установки, стереотипы, социализация личности