Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 03:33, реферат
Одна из наиболее актуальных проблем современного общества – чинопочитание, возведение социального статуса личности в некий абсолют, позволяющий подниматься выше в глазах людей. В зависимости от места рождения или профессии возникают определенные суждения о самом человеке, о его социальном статусе и его роли в обществе.
С одной стоны, можно сказать, что все современное общество и построено на структуре социальных статусов и ролей, однако эти же самые статусы загоняют людей в многочисленные социальные рамки. Зависимость человека от его социального статуса, можно сказать, является ограничителем свободы личности и самосознания, однако возможно ли существование полноценно функционирующего общества без иногда строго определенных социальных ролей?
Введение 3
Определение социального статуса и роли личности 4
Исследование 7
Заключение 9
Список литературы 10
Оглавление
Одна из наиболее актуальных проблем современного общества – чинопочитание, возведение социального статуса личности в некий абсолют, позволяющий подниматься выше в глазах людей. В зависимости от места рождения или профессии возникают определенные суждения о самом человеке, о его социальном статусе и его роли в обществе.
С одной стоны, можно сказать, что все современное общество и построено на структуре социальных статусов и ролей, однако эти же самые статусы загоняют людей в многочисленные социальные рамки. Зависимость человека от его социального статуса, можно сказать, является ограничителем свободы личности и самосознания, однако возможно ли существование полноценно функционирующего общества без иногда строго определенных социальных ролей? Большинство людей способны видеть сквозь эти рамки, воспринимать их как начальную стадию собственного развития, не ограничивая себя условным понятием «мой социальный статус», достигая многочисленных высот и получая новые статусы, познавая новые роли. Но все же, также существуют и люди, для которых понятие «социальная роль» является огромным своеобразным ошейником, незримо запрещающим как-либо передвигаться вверх и вниз по общественным ступенькам.
Именно это отрицательное восприятие, поклонение социальным статусам и небезызвестное для современного общества «чинопочитание» и является главной проблемой социологии личности - проблема взаимозависимости социальных ролей и поведения личности.
Каждый человек в обществе имеет не один и даже не два социальных статуса, поскольку он может быть включен во множество социальных связей и может осуществлять разнообразные социальные функции. Так, к примеру, современный человек может иметь одновременно статусы гражданина определенного государства и студента, члена семьи, члена политической партии и многие другие. Также различаются социальные статусы приписываемые и статусы приобретенные. Первые даны человеку от рождения. Это может быть пол, национальность, гражданство, а также место жительства и место рождения. К статусам приобретенным относятся другие, как например, образование, профессия, квалификация, семейное положение и многое другое.
Кроме того, статусы могут быть формализованные (например, высокая должность на работе) и неформализованные (глава семьи или компании друзей), что прямо зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов выполняется та или иная функция.
Также статусы делятся на явные и скрытые позиции. Первыми называются те статусные позиции, которые наиболее важны в определенном контексте при определенных обстоятельствах. Именно через нее индивид идентифицируется средой другими индивидами, представляющими его как партнера и устанавливая с ним взаимодействие на основе его явной статусной позиции. Существуют также скрытые статусы, то есть те, которые в определенной среде не являются доминирующими для данного индивида, которые в данный момент не активизированы.
Дополнительной и не менее важной темой разделения социальных статусов является ее иерархичность. Она определенным образом фиксируется на основе понятия престижа, которое может отражать значимость в обществе или в социальной общности положения, занимаемого данным индивидом. Социальный престиж определяет ранжирование статусов. Престиж в данном контексте – это иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, а также общественным мнением.
Также из понятия социального статуса прямо вытекает определение социальной роли личности. Это можно назвать своеобразной моделью, схемой поведения человека при определенном заданном социальном статусе в системе общественных и межличностных отношений.
Каждый социальный статус имеет под собой определенный набор социальных ролей, то есть соблюдение человеком определенных образцов и норм поведения, вытекающих из социального статуса. К существенным характеристикам социальной роли относятся ее функциональная целесообразность, а также соответствие ролевых ожиданий определенной культуре, системе ценностей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Например, статус врача или полицейского несет за собой определенные установленные права и обязанности, преимущественно закрепленные на законодательном уровне. Однако социальная роль закреплена не столько законом, сколько моральными и этическими нормами. Та же социальная роль врача подразумевает под собой конкретные правила поведения с пациентами, общения с коллегами и администрацией, требования к уровню культуры и образования человека.
Определенно, каждый человек выполняет множество социальных ролей, начиная от роли родителя или ребенка, заканчивая ролью гражданина или сотрудника. Это большое количество выполняемых ролей, различие в их правилах и нормах доставляет некоторые неудобства и нередко приводит к своеобразным социальным конфликтам внутри человека – внутренние конфликты личности, в социологии обычно называемые ролевыми конфликтами. Существует не только иерархия статусов, но и иерархия ролей, поэтому нередки случаи ролевых конфликтов внутри человека, приводящих к серьезным последствиям. Нейтральным примером может служить женщина – учитель, - которой пришлось поставить двойку собственному ребенку. В данном случае происходит конфликт роли родителя и роли строгого преподавателя, требующего выполнения задания одинаково от всех своих учеников, не делая поблажек даже собственному ребенку. В этом случае роль учителя перевесит роль матери, однако существуют и более негативные примеры.
В конфликте социальных ролей побеждает та роль, которая в данной ситуации более значима для индивида. Иными словами, роли, как и статусы, иерархизированы. Данная иерархия складывается под влиянием общества, а также принятых в обществе предпочтений. Но также каждый из нас сам может выстроить пирамиду собственных предпочтений.
Статус, который занимает индивид, это всего лишь простой набор прав и обязанностей. Обычно достаточно сложно удерживать дистанцию между статусом и человеком, который его имеет и использует права и обязанности, составляющих его взаимодействие.
Роль же представляет собой динамический аспект статуса. То есть каждый индивид имеет свое собственное социальное назначение, имеет назначенный ему определенный набор статусов. Когда индивид использует права и исполняет обязанности, которые составляют его статус, он играет роль. Эта самая роль и ее статус неразделимы. Не существует ролей без статусов, как и статусов без ролей. Каждый индивид имеет серию ролей, вытекающих из разнообразных социальных структур, в которых он принимает участие. Эти самые роли и определяют то, что он должен делать для общества, и что общество может ожидать от него.
Также статусы и роли неотделимы от тех социальных структур, которые их задают. К примеру, существовали бы социальные статусы родителей и детей в обществе без самого наличия института семьи, где дети и родители были бы связаны исключительно биологически? Конечно же нет. Аналогично и с другими структурами образующими под собой многочисленные ступени социальных статусов и их ролей.
Так как же влияют эти самые социальные статусы на взаимоотношения людей?
Одним из основных пунктов можно назвать формирование личности и самооценки личности в зависимости от социального статуса человека. Самооценка личности развивается путем погружения в некую социальную среду с отведением человека его собственной социальной роли. В зависимости от того как он способен воспринять ограничения в виде социальных статусов, внешних оценок, правил и требований, формируется его отношение к данной среде и собственному в этой самой среде статусу. Одним из многочисленных ограничивающих факторов статусности личности в обществе является субординация – следование определенным установленным правилам взаимоотношений между лицами разной иерархической ступени внутри трудового коллектива, организации или учреждения, то есть добровольное подчинение только лишь на основе того, что статус определенного человека на ступень выше статуса индивида. С одной стороны, это явление очень даже полезно, оно структурирует межличностные отношение в данной среде и препятствует основным конфликтам, однако это же явление является начальной ступенью стратификации локальной среды. Вследствие разности социальных статусов, установленных всего лишь номинально, появляются классы низших и высших, устанавливается некое особое отношение к высшим «чинам» и простая субординация переходит в чинопочитание, а локальная среда перерастает в классовое общество в миниатюре.
Информация о работе Влияние социального статуса и социальной роли личности в обществе